12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аникеева Г.И.84
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Тема: «Времена года в музыке, поэзии и живописи».

Классный час для 6-8 класса.

Учитель: Аникеева Галина Ивановна.

Цель: Формирование нравственных и патриотических качеств личности через познавательный интерес к родной природе.

Задачи:

 прививать любовь к Родине, к родной природе, через поэзию, музыку и живопись;

развивать творческие способности и кругозор учащихся.

Оборудование: презентация, музыкальный ряд, эпиграф на доске: «Нет лучше земли, чем Россия!»

Ход:

Вступительное слово учителя: Мы с вами все время куда-то спешим, обгоняя самих себя… Мы так торопимся, что все вокруг сливается в серую ленту… Ничто не рождает отклика, не оставляет следа… Но давайте не будем торопиться и выглянем в окно… Что вы видите? (Дети отвечают)

Слайд 1. Картина Ф. Васильева «Оттепель»

-А теперь посмотрите на картину Ф. Васильева «Оттепель»; на её тонкие цветовые отношения, лишенные красочной нарядности. Они создают цветотональную гармонию, которую хочется назвать музыкальной .

Рассказ ученика о картине.

Ученики читают стихи: Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» и И. Бунин «Бушует талая вода».

Учитель: По- весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен весенней влагой. А если долго и внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц.

Звучит концерт для фортепиано с оркестром №3 С. Рахманинова.

Слайд 2. Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Рассказ ученика о картине;

Дети читают стихи А. Пушкина «Гонимы вешними лучами», Ф. Тютчева «Конец зимы» и «Весенние воды».

Слайд 3. Картина И. Левитана «Март».

Рассказ ученика о картине; звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник» (из альбома «Времена года»).

Учитель: Посмотрите, как все живет, дышит. Чуть-чуть колеблятся, перешептываясь между собой, верхушки деревьев. Картины полны воздуха, солнца, весенних шорохов. Это придает ощущение бодрости, свежести, связанное с наступлением весны.

Слайд 4. Картина И. Шишкина «Сосновый бор» и «Рожь»

Учитель: А теперь посмотрите на эти пейзажи, как светятся облака, каким зноем пышет от них.

Рассказ ученика о картинах И. Шишкина «Сосновый бор» и «Рожь»; звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»;

Дети читают стихи: А. Майков «Нива», А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

Слайд 5. Картины И. Левитана «Золотая осень» и «Вечерний звон»

Учитель: Вот и осень пришла. Уныло склонились травинки к воде. Притихли ласточки. Деревья пожелтевшей листвой что-то шепчут. Все навевает грусть.

Рассказ ученика о картинах И. Левитана «Золотая осень» и «Вечерний звон».

Читают стихи: А. Фет «Задрожали листы облитая…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад».

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Слайд 6. Картины И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь».

Учитель: Мороз и солнце! День чудесный» или «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит - и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит». Вглядитесь в эти картины.

Рассказ ученика о картинах И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь».

Звучит музыка Г. Свиридова.

Ученики читают стихи А. Пушкина «Зима», «Зимний вечер», «Зимнее утро».

Учитель: И в заключение «С природою одною он жизнью дышал» - в этом слиянии человека и природы и есть весь смысл жизни. Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе».

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

Как своенравен мир ее дремучий!

В ожесточенном пении ветров

Не слышит сердце правильных созвучий,

Душа не чует стройных голосов.

Но в тихий час осеннего заката,

Когда умолкнет ветер вдалеке.

Когда, сияньем немощным объята,

Слепая ночь опустится к реке,

Когда, устав от буйного движенья,

От бесполезно тяжкого труда,

В тревожном полусне изнеможенья

Затихнет потемневшая вода,

Когда огромный мир противоречий

Насытится бесплодною игрой,—

Как бы прообраз боли человечьей

Из бездны вод встает передо мной.

И в этот час печальная природа

Лежит вокруг, вздыхая тяжело,

И не мила ей дикая свобода,

Где от добра неотделимо зло.

И снится ей блестящий вал турбины,

И мерный звук разумного труда,

И пенье труб, и зарево плотины,

И налитые током провода.

Так, засыпая на своей кровати,

Безумная, но любящая мать

Таит в себе высокий мир дитяти,

Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.