Классный час для 6–8 классов «Времена года в музыке, поэзии и живописи»
Тема: «Времена года в музыке, поэзии и живописи».
Классный час для 6-8 класса.
Учитель: Аникеева Галина Ивановна.
Цель: Формирование нравственных и патриотических качеств личности через познавательный интерес к родной природе.
Задачи:
прививать любовь к Родине, к родной природе, через поэзию, музыку и живопись;
развивать творческие способности и кругозор учащихся.
Оборудование: презентация, музыкальный ряд, эпиграф на доске: «Нет лучше земли, чем Россия!»
Ход:
Вступительное слово учителя: Мы с вами все время куда-то спешим, обгоняя самих себя… Мы так торопимся, что все вокруг сливается в серую ленту… Ничто не рождает отклика, не оставляет следа… Но давайте не будем торопиться и выглянем в окно… Что вы видите? (Дети отвечают)
Слайд 1. Картина Ф. Васильева «Оттепель»
-А теперь посмотрите на картину Ф. Васильева «Оттепель»; на её тонкие цветовые отношения, лишенные красочной нарядности. Они создают цветотональную гармонию, которую хочется назвать музыкальной .
Рассказ ученика о картине.
Ученики читают стихи: Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» и И. Бунин «Бушует талая вода».
Учитель: По- весеннему чист и прозрачен воздух, он как будто бы напоен весенней влагой. А если долго и внимательно смотреть на картину, она покажется звучащей: можно услышать негромкий перезвон колоколов, весенний гомон суетливых птиц.
Звучит концерт для фортепиано с оркестром №3 С. Рахманинова.
Слайд 2. Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Рассказ ученика о картине;
Дети читают стихи А. Пушкина «Гонимы вешними лучами», Ф. Тютчева «Конец зимы» и «Весенние воды».
Слайд 3. Картина И. Левитана «Март».
Рассказ ученика о картине; звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник» (из альбома «Времена года»).
Учитель: Посмотрите, как все живет, дышит. Чуть-чуть колеблятся, перешептываясь между собой, верхушки деревьев. Картины полны воздуха, солнца, весенних шорохов. Это придает ощущение бодрости, свежести, связанное с наступлением весны.
Слайд 4. Картина И. Шишкина «Сосновый бор» и «Рожь»
Учитель: А теперь посмотрите на эти пейзажи, как светятся облака, каким зноем пышет от них.
Рассказ ученика о картинах И. Шишкина «Сосновый бор» и «Рожь»; звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»;
Дети читают стихи: А. Майков «Нива», А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».
Слайд 5. Картины И. Левитана «Золотая осень» и «Вечерний звон»
Учитель: Вот и осень пришла. Уныло склонились травинки к воде. Притихли ласточки. Деревья пожелтевшей листвой что-то шепчут. Все навевает грусть.
Рассказ ученика о картинах И. Левитана «Золотая осень» и «Вечерний звон».
Читают стихи: А. Фет «Задрожали листы облитая…», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад».
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Слайд 6. Картины И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь».
Учитель: Мороз и солнце! День чудесный» или «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит - и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит». Вглядитесь в эти картины.
Рассказ ученика о картинах И. Шишкина «Зима» и И. Грабаря «Февральская лазурь».
Звучит музыка Г. Свиридова.
Ученики читают стихи А. Пушкина «Зима», «Зимний вечер», «Зимнее утро».
Учитель: И в заключение «С природою одною он жизнью дышал» - в этом слиянии человека и природы и есть весь смысл жизни. Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе».
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.