Классный час «Я – гражданин Республики с точки зрения права»
Классный час
на тему
«Я – гражданин Республики
с точки зрения права»
Разработала: классный руководитель 6-В класса
Великих Элла Николаевна
Классный час «Я – гражданин Республики с точки зрения права»
Цель: определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям «Родина», «Отечество»; ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории ДНР.
Задачи:
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- определить отношение каждого ученика к позиции «быть гражданином»;
- формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
-воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
-раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия.
Ход классного часа
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
I .Актуализация опорных знаний.
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Патриотизм
Боль за родную природу
Высокая нравственность
Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине/
Тема нашего классного часа: «Я – гражданин Республики с точки зрения права»
II. Мотивация учебной деятельности.
– Что такое Родина?
Родина! Это слово с детства знает каждый родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.
Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Послушайте одну историю.
Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: «Не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут»
– Давайте подумаем: когда так говорят?
– Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине.
Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина».
Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают.
Вы родились в Донецке. Какие ассоциации у вас с этим словом?
На каждую букву из слова « Донецк» назовите ассоциацию. Какие жители живут в нашем городе?
Д- добрые, дружелюбные;
о - обаятельные, общительные;
н-надежные, находчивые;
е- естественные, единственные.
ц-целеустремленные,ценные
к-коммуникабельные, культурные
Стих С. Васильева «Россия»
III. Выступление творческой группы учащихся по данной теме.
Читает наизусть ученик:
… люблю тебя моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
за ум за подвиги святые,
за голос звонкий как ручей …
люблю твои луга и нивы,
прозрачный звон твоих равнин,
к воде склонившиеся ивы,
верха пылающих рябин.
люблю тебя с твоей тайгою,
с воспетым трижды камышом,
с великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Учитель:
Назовите самое главное богатство страны?
Ответы учащихся:
Народ
Учитель:
Наш народ широк душой и долготерпеливый.
Как называют жителей нашей страны?
Учитель:
Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.
Как понимаете пословицу «Мы – сто тысяч « Я»»?
…
IV. Сообщения учащихся
Конституция – это основной закон страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
Что сказано в Конституции? Термин Конституция происходит от латинского слова constitution «установление, устройство», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров. Конституция – это основной закон государства, который определяет порядок.Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека.
А знаете, с чего начинается Конституция?
На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
Государственная символика – честь и достоинство каждой державы. Донецкая Народная Республика стоит у истоков своей государственности и потому очень важно знать и уважать ее символы, особое место среди которых занимает флаг. День флага по праву считается праздником, который объединяет многих людей в единое общество, напоминая о важных и постоянных ценностях, среди которых вечными являются государственность и патриотизм населения. 1 июня 2014 года Верховный Совет ДНР утвердил флаг как официальный символ Донецкой Народной Республики. Чёрный цвет символизирует уголь Донбасса, синий - дух народа и воды Азовского моря, красный - кровь, пролитую за нашу свободу. Библиотека им. Горького продемонстрировала читателям видеоролик о том, как был развернут флаг ДНР на центральной площади Донецка, сшитый гражданами Республики и представленный вниманию общественности 19 октября 2014 года. Юные пользователи библиотеки им. Л.И. Глебова совершили путешествие по истории республиканского флага и начали со знакомства с территорией Донецкой Народной Республики на карте мира. Затем ребята узнали о главном символе – флаге молодой Республики: о значении его цветов и текста; рассмотрели герб, на котором изображен серебряный двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья.
«Три символа на фоне истории».
По одной из версий историков чёрно-сине-красный флаг появился после Октябрьской революции 1917-го года и стал символом Донецко-Криворожской Советской Республики. А ныне для жителей современного Донбасса — это символ новой жизни.
«Флаг - символ Родины, гордость ее и честь!».
Празднование Дня флага способствует сплочению народа, воспитанию патриотизма и уважительного отношения к символам государственности. Флаг – это главный символ, который объединяет всех граждан нашей Республики. Государственная символика Донецкой Народной Республики (ДНР) регламентируется конституцией и действующим законодательством.
Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной приволоке (мантии), с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом. Ноги у орла отсутствуют.
Учитель:
Как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права?
Выступление ученика:
Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.
Учитель: В Конституции существует глава о гражданах ДНР. Она называется «Права и свободы человека и гражданина». Она самая большая по количеству статей. Как вы понимаете термин « права человека»?
Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
- А знаете на какие группы делятся права и свободы граждан.
Личные права человека – такие права, которые принадлежат человеку с рождения, - свобода и равенство, право на жизнь, на уважение человека, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, переговоров и личной информации, свобода мысли слова, право на справедливый суд и другие права.
Политические права человека – такие права, которые принадлежат, как правило, только гражданам конкретного государства –право на участие в управлении этим государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы, право на проведение мирных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования; право на создание профсоюзов, партий и других организаций.
Социально-экономические права – к ним относятся: свобода труда и предпринимательства, право на жилище, на частную собственность, на семью, на здоровье, право на труд и на отдых.
Культурные права – право на образование, свободу творчества, право на пользование культурными ценностями и другие права.
Права народов – право на национальную культуру, язык, право на национальное государство, свободное от порабощения, право на природные богатства, на равноправное участие в научно-техническом прогрессе и в международной торговле, а также права народов на мир, безопасность, экологически чистую планету – чистый воздух, реки, моря,
- Поговорим об обязанностях, они также прописаны в Конституции РФ. Как вы понимаете слово «обязанность»? Какие вы знаете, выполняете?
Обязанность- нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой деятельности
Ст 38: забота одетях, их воспитание – равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Ст 44: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Ст.57: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Ст. 58: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ст 59: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
- Итак, друзья мы вспомнили с вами понятия «гражданин», «права», «обязанности», теперь настало время провести социологический опрос. Заполним анкету.
V. Проведение анкетирования учащихся
Анкета соцопроса
«Права и обязанности человека в ДНР.
Какие, на ваш взгляд, три самые важные проблемы стоят перед человеком в Донецке?
Как вы считаете, что важнее: исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? Укажите вариант ответа: 1)исполнять свои обязанности; 2)требовать соблюдения своих прав; 3) и то и другое одинаково важно; 4) другое…
Какие права и обязанности человека наиболее важны? Для вас и вашей семьи; для школы.
Как вы считаете, исполняют ли свои обязанности граждане ДНР? Укажите один из вариантов ответа: 1)исполняются всегда или почти всегда; 2) чаще всего исполняются; 3) редко исполняются; 4) не исполняются никогда или почти никогда.
Кто и какие обязанности не соблюдает в ДНР?
Соблюдаются ли, на ваш взгляд, права человека в нашей стране?
Какие права нарушаются чаще всего и кем они нарушаются?
Куда бы Вы обратились в случае нарушения Ваших прав?
VI. Беседа с учащимися по теме урока.
Когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?
Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
А человек только правами обладает?
Нет. Есть и обязанности.
Какая наша главная обязанность?
Соблюдать законы. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.
Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право?
Выбрать профессию. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.
Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?
VII. Разгадывание кроссворда .
1. Качество человека, любящего говорить правду. (Правдивость)
2. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. (Разумность)
3. Антоним существительному “неряшливость”. (Аккуратность)
4. Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия. (Вежливость)
5. Качество человека с высоко развитым чувством долга, ревниво относящегося к своим обязанностям. (Ответственность.)
Учитель: Какое слово выделилось? (Право)
- Правильно! Итак, сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? (Ответы детей)
На доске: Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать.
Учитель: Какими же правами обладает человек в нашем государстве? (Ответы детей.)
Существуют документы, в которых отражены права человека. Они называются:
• Конвенция о правах ребенка
• Декларация прав человека.
А наша школа – это маленькое государство, в котором мы живем, учимся, работаем. Какими правами обладаете вы – школьники?
Предлагаю рассмотреть ваши права, основываясь на статьи из этих документов.
VIII. Работа в группах.
Каждая группа получает карточки с формулировкой статьи.
Задание: обсудить содержание статьи в группе и объяснить ее остальным. Затем выбрать из списка литературных героев того, чьи права были нарушены или реализованы согласно вашей статьи. (Список героев на доске.)
1 группа
• статья 1 – Все люди рождены свободными и равными в своих правах.
• статья 3 – Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
2 группа
• статья 4 – Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
• статья 5 – Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.
3 группа
• статья 12 – Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища…
• статья 17 – Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
4 группа
• статья 26 – Каждый человек имеет право на образование.
• статья 24 – Каждый человек имеет право на отдых…
Список героев на доске:
Том Сойер (24)
Старик Хоттабыч (4)
Три поросенка (12)
Сестрица Аленушка и братец Иванушка (5)
Золушка (1)
Филлипок (26)
Красная Шапочка (3)
Буратино (17)
2. Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» /выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступление в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
3. Вывод. Игра «Сенквейн».
1 существительное | Толерантность |
2 прилагательных | уважительное различное |
3 глагола | признавать защищать сохранять |
Фраза из 4 слов | Право человека быть разным |
Вывод | Закон |
Есть очень полезная игра “Тайный друг”. Давайте поиграем. У меня подготовлены карточки с вашими именами. Вы наугад выбираете карточку с именем одноклассника и никому не говорите, чье имя вам выпало. В течение недели вы помогаете этому человеку во всем, стараетесь всегда говорить ему только добрые слова. А в конце недели мы подведем итоги игры: кто был самым лучшим, внимательным, добрым “тайным” другом.
Итак, мы можем подвести первые итоги: что же такое права? (Ответы детей.)
На доске плакат:
Твои права кончаются там, где начинаются права другого.
Твои права кончаются там, где начинаются обязанности.
Учитель: Попробуйте объяснить эти высказывания. (Ответы детей.)
Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
На доске: Обязанности – это то, что ты должен делать, хочешь ты этого или нет.
Я предлагаю вам необычную эстафету: “Нравится - не нравится”
Я начну. "Мне нравиться в вашем классе, что вы умеете помогать друг другу. Мне не нравится, что иногда вы кричите друг на друга".
Теперь вы. (Ребята высказываются по очереди.)
Учитель: Чтобы нам было хорошо в нашей стране, нашем обществе, нашей школе, мы не должны забывать о своих обязанностях. Какие обязанности должны соблюдать школьники?
IX.Работа в группах.
Каждая группа получает конверт с карточками, на которых написаны ключевые слова. Ребятам нужно, опираясь на слова в карточках сформулировать обязанности школьника.
1 группа:
1. аккуратно, одежда
2. звонок на урок, встать
2 группа:
1. прогул, уважительная причина
2. поведение на уроке
3 группа:
1. 1) бережно, школьное имущество
2. 2) поведение в столовой
4 группа:
1. 1) поведение на перемене
2. 2) дежурство
Все составленные формулировки записываются на доске.
Учитель: Что хотели бы дополнить? (Ответы детей.)
- А какая обязанность сейчас для вас самая основная? (Учиться.)
- Следующее задание: Вам нужно дополнить пословицы и объяснить их.
1. Мир освещается…., а человек ….
2. Красна птица …., а человек ….
3. Надо учиться, чтобы ……
4. Ученье и труд….
- А какие пословицы и поговорки на тему учебы вы знаете?
Молодцы! Вы хорошо поработали. Что же такое обязанности? (Ответы детей.)
- Что ж нам осталось подвести итог нашим рассуждениям. Вспомните, какой вопрос я задала в начале урока? (Что значит быть гражданином.)
Попробуем уточнить это понятие.
На доске: Гражданин – это свободный и ответственный человек, который умеет пользоваться…
-Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет?
Каждый. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.
Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Сегодня нашу встречу освещает солнышко. И это не случайно.
Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей страны?
Солнце дает жизнь всему живому.
И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
Беседа о ценностях человека
Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
X.Подведение итогов
Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новое государство, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны.
«Добрые слова».
Марк Лисянский
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела нужны?
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту.
И все же как же быть Если.. у каждой группы свой вопрос.
Итак, «Что делать, если…»:
• Я переехал на новое место и пришел в новый класс.
• Одноклассники «прикалываются» надо мной, моей национальностью и дают обидные прозвища.
• Мне страшно от мысли, что завтра надо идти в школу, где у меня нет друзей.
• У меня в голове только мысли о том, что я так немодно одет, и в классе «крутые» ребята со мной не дружат.
1. Игра «Продолжи фразу»:
- Когда ко мне обращаются с насмешкой, то я ……
-Когда ко мне обращаются с угрозой, то мне хочется…..
-Когда ко мне обращаются со страхом, то я чувствую ….
-Когда ко мне обращаются с уважением, то ….
Елена Алексеевна
Великих Элла Николаевна