Классный час «Забвение есть измена. Почему нельзя забывать историю своего народа?» (11 класс)

2
0
Материал опубликован 7 January 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №109» города Перми.


Классный час «Забвение есть измена. Почему нельзя забывать историю своего народа?»

Роль музеев в сохранении исторического наследия.

Цель: Способствовать формированию патриотического сознания учащихся, активной жизненной позиции.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения советских исправительно-трудовых колоний для политических осуждённых, одна из которых была расположена в посёлке Кучино Чусовского района Пермского края;

показать, что подобные исправительно-трудовые колонии – жесточайшее проявление нарушения прав человека.

Развивающие:

развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, гуманное отношение к людям, погибшим от репрессий.


Ход мероприятия:

Слово учителя: сообщения темы, цели, плана классного часа.

Ученик: Неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осуждённых за «особо опасные государственные преступления» в посёлке Кучино Чусовского района Пермского края, которая в настоящее время превращена в музей - Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36».

Учитель: Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в этот музей. 19 сентября мы побываем на территории этого музея, своими глазами увидим то место, где отбывали наказания люди, которые были не согласны с тем, что происходило у нас в стране. Узнаем о пребывании там писателей, чьи произведения сейчас входят в школьную программу по литературе, а тогда за эти произведения они лишались свободы.

Это единственный в России музей истории политических репрессий «Пермь-36». Он расположен непосредственно на территории бывшего лагеря для политзаключенных.

«Пермь-36» — сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа! Здесь можно ясно представить, как жили в те суровые времена политические заключенные – так называемые узники совести.

Ученик: Слово ГУЛАГ и сегодня имеет отрицательное значения как для россиянина, так и для жителей бывшего СССР. В период с 1929 по 1953 г в лагерях ГУЛАГа просидело около 20 000 000 заключённых, ещё столько же сидело в обычных тюрьмах, цифры просто ужасные, к сожалению, но даже в наше время эту статистику стараются не упоминать. Но зачем советское руководство в те годы создала эти тюремно-исправительные лагеря?

Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) имело две цели – политические и экономические.


Ученик: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ (презентация слайд № 3)

В 1929 году Сталин стремился создать сильное и централизованное государство, но для этого ему нужно было полностью поменять сознание советского народа. Но поменять русское мышление в один миг не так просто, всегда найдутся недовольные те, кто будет защищать традиции, сформированные веками. Но в любом человеке заложен самый древний инстинкт, который есть у любого животного – страх, только при помощи страха можно перевернуть общество с ног до головы, достаточно лишь умело им пользоваться, как оружием, и этим оружием Сталин прекрасно владел. По всей стране развернётся масштабная пропаганда, которая будет внушать людям, что в нашей стране кругом шпионы, вредители, враги народа. Враг – это преступник, а преступник должен сидеть в тюрьме. Так к началу 30-х годов все тюрьмы, которые были созданы ещё при царе были забиты, поэтому стали массово создаваться новые лагеря, которые имели длинные сети, протянувшиеся по всей стране, все эти сети лагерей входили в состав единого управления – ГУЛАГ. Самое ужасное это то, что по всей стране прокатилась политическая истерия, и от неё никто не был застрахован, сотрудники НКВД могли любого задержать без суда и следствия, а потом уже увести в так называемые исправительно-трудовые лагеря.

Ученик: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК (презентация слайд № 4)

Конечно же многие репрессированные не были преступниками, но их сознательно делали врагами народа, но почему? В 1929 году Иосиф Сталин объявляет первую пятилетку (с 1928 по 1932 г), целью которой является – индустриализация. Но для столь масштабных проектов нужны ресурсы, но откуда и где их брать?

Если мы внимательно посмотрим карту ГУЛАГа (презентация слайд № 5), то мы увидим чёткое распределения трудовых лагерей, помимо Колымы, они располагались в Сибири, в районах Крайнего Севера, на Урале, в северном Казахстане, т.е. в местах богатых полезными ископаемыми, но вся проблема заключалась в сложных природно-климатических условиях, поэтому руководство страны в этих труднодоступных районах и стала создавать трудовые лагеря. Обвинённые в преступлениях заключенные стали добывать медь, никель, олово, различные минералы, которые затем оправлялись для строительства заводов, фабрик, гидроэлектростанций и прочих промышленных предприятий.

За короткий период 1931-1932 году заключёнными из БелБалтЛага (Беломоробалтийский трудовой лагерь системы ГУЛАГ) был построен Беломоро-Балтийский канал, начальником строительства канала был Нафталий Френкель.

К 1940 году в Советском Союзе уже насчитывалось 53 лагерей входившие в ГУЛАГ и 423 трудовых колоний. Многие горнодобывающие города такие как Норильск, Воркута, Магадан были построены заключенными.

Ученик: (презентация слайд № 6) Советский Союз после Гражданской войны потерял золотовалютный запас Российской империи, для этого Сталин отправляет геологов для разведки новых месторождений золота, в 1927 году была полностью составлена карта месторождения на Колыме, здесь находились огромные запасы золота. Поэтому заключённых стали массово заселять на Колыму, где они добывали золото, которое пополняло казну советского государства. Так запасы золота в 1914 году составляли около 1400 тонн, в первые годы СССР всего – 150 тонн, но уже к 1940 году был установлен рекорд – 2800 тонн, что в 2 раза превосходило золотой резерв Российской империи.

Ученик: ИТОГИ (презентация слайд № 7)

За счет эксплуатации природных ресурсов (прежде всего золота) и сельского хозяйства (коллективизация) Советскому Союзу в кротчайшие сроки удалось совершить быстрый экономический рывок, к 1941 году наша страна из аграрной превратилась в индустриальную державу. Все иностранцы называли это не иначе как советское чудо. Да за десять лет нашей стране удалось сделать то, что на западе уходила на столетия, но какой ценой? По данным архивных источников в период 1929-1953 гг погибло около 2 миллионов человек, но это только официальные данные, реальные ещё выше. Около 20 млн. заключенных, сидевших за весь период существования ГУЛАГа работали в адских условиях, в суровых климатических условиях, где температура доходила до – 50 °С, отоплении в местах заключений не было, питание было скудным, поэтому многие люди умирали от холода и голода.

Многие люди, выходившие на свободу возвращались домой тощими, больными, с сломанными судьбами. А каково было семьям, чьи родные отбывали срок, их оскорбляли, называли "сын или дочь, жена врага народа", они получали сильное психологическое давление. Между тем ГУЛАГ охватил три десятилетия, в нём сидели не только обычные люди, но даже и сами сотрудники лагерей, которые отбывали свой срок по той же статье. Незаслуженно свой срок отбывали и выдающиеся деятели искусства, литературы, учёные, среди них: писатели Варлам Шарамов и Александр Солженицин; учёный - конструктор, создатель ракеты и первого в мире космического корабля Сергей Павлович Королёв, инженер Юрий Кондратюк; математик Николай Кошляков, и т.д.

Учитель: На этом наша экскурсия подошла к концу. 2 декабря мы будем писать сочинение по литературе. Одно из направлений – «Забвению не подлежит». Чтобы сочинение по этому направлению было полным, мы с вами совершим экскурсию 19 сентября в посёлок Кучино Чусовского района, побываем на территории исправительно-трудовой колонии для политических заключённых «Пермь 36», где вы своими глазами увидите, в каких условиях (вплоть до 1973 года) содержались люди за свои убеждения, которые расходились с политикой партии. Прошу обратить ваше внимание на камеры, душевые, «прогулочный дворик», в который иногда выводили на «прогулку» политзаключенных. Это помещение 2х2 метра с колючей проволокой сверху! (презентация слайд № 2,8)

Учитель: как работать по направлению: (презентация слайд № 9,10,11)

«Забвению не подлежит»

(исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

Можно ли считать забвение изменой? Да, потому что человек, отказывающийся от памяти о прошлом, изменяет своему народу, своим родным и близким и даже самому себе. Забывая все важные исторические события, в которых участвовали предки, человек предает свой народ и всех тех людей, которые дали ему все то, что он имеет сейчас. Разрывая связь настоящего и прошлого, человек предает самого себя, так как он самостоятельно лишает себя возможности пользовать тем опытом, который остался ему от предков. Человек, который спокойно отказывается от прошлого, также спокойно может отречься от своих родных и близких, от своей Родины.

Подтверждение тому, что забвение есть измена, можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

Человек и государство («Капитанская дочка», «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», А. Ахматова «Реквием», Замятин «Мы», Ф.Абрамов «Поездка в прошлое», А.С.Пушкин «Медный всадник» и др.

Человек и война (Л.Толстой «Война и мир», М.Шолохов «Тихий Дон», М.Шолохов «Судьба человека», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «В тумане», «Круглянксий мост» и др.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.