12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Семяшкина Ирина Васильевна73349 «Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому...»
(М. Монтень) Россия, Коми респ., Ижемский район, п.Щельяюр Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока» |
Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»
Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»
Тема | Зимние праздники в России: традиции и обычаи | ||
Целевая аудитория | 5 класс | ||
Цель | познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период. | ||
Задачи урока | Образовательные: Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период. Развивающие: сформировать навыки работы с информацией; сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе; создать атмосферу предстоящего праздника; способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми; развитие творческих способностей и таланта учащихся. | ||
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально - трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. | ||
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube. | ||
План классного часа | Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение нового материала. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Итоги классного часа. Рефлексия. | ||
Методы обучения | Фронтальная работа, групповая работа. | ||
Формы обучения | Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях. | Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. | испытывать чувства сострадания и ответственности. |
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Зимние праздники в России: традиции и обычаи
PPTX / 4.01 Мб
(Слайд 2)
Зимний лес – как будто в сказке:
Красота снегов манит.
Всюду много белой краски;
Подо льдом – река бежит.
На заснеженной полянке –
Детский гомон, звонкий смех:
Мчатся с горки чьи-то санки,
Ведь зима – сезон потех!
На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой.
Возможные ответы учеников:
катание на лыжах, коньках, санках с горки;
постройка зимнего дворца;
лепить снеговика и снежную бабу;
играть снежками;
встреча нового года и новогодние подарки.
Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному.
(Слайд 3)
В Финляндии – Йоулупукки;
Во Франции – Пэр-Ноэль;
В Италии – Баббо Натале;
В Швеции – Йолотомтен или Юль Темтен;
В Дании – (два деда) Юлеманден и Юлениссен;
В Норвегии – Юлебукк;
В Голландии – Синтерклаас;
В Австрии – святой Сильвестр;
В США и Австралии – Санта Клаус;
В Словакии – Ежишек;
В Чехии, Польше – Микулаш;
На Кипре и в Греции – святой Василий;
В Калмыкии – Зул (ездит верхом на осле);
В Монголии – Увлин Увгун;
В Японии – Одзи-сан;
В Румынии – Мош Джарилэ;
В Китае – Шань Дань Лаожен;
В Карелии — Паккайнен;
В Алтайском крае — Соок-Таадак;
В Узбекистане – Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян.
Я думаю, что Вы все узнали кто это!
(Слайд 4)
Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
- Здравствуй, ...! (Дедушка Мороз) Это Дед Мороз.
И даже в Камбодже – где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый - Дед Жар.
(Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.
С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.
В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени - 1 сентября.
Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
(Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим.
Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»
Рождество, Святки, Крещение
Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки.
К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.
В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.
Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?
Возможные ответы учеников:
установка и украшение ёлки;
создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;
украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);
встречи с друзьями и родственниками;
приготовление праздничного стола;
и др.
(Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений.
Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Посёлок весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают их нам на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?
(Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома).
(Слайд 9) Рефлексия. «Светофор». Ученикам предлагается оценить свое эмоциональное состояние в конце занятия и выбрать цвет бумаги для создания снежинки по образцу.
Зеленый цвет – мне понравилось;
Желтый цвет - понравилось не все;
Красный цвет - не понравилось.
(Слайд 10) Используемые ресурсы:
Комментарии (51)
сменить сортировкуЭто позволяет развивать художественно эстетическое восприятие,
умение эмоционально откликаться на образы народного искусства,
формировать уважительное отношение к национальным традициям.
Материал востребованный, интересный, доступный детям.
Голос!
Зоя.