Классный час по теме: «Обычаи и традиции коми народа»
Пояснительная записка к презентации
Классный час по теме: «Обычаи и традиции коми народа».
Учитель географии и краеведения – Смирнова Наталья Алексеевна (МОУ СОШ № 10 г. Ухта)
Цель:
Воспитание толерантности и патриотизма, чувства любви и гордости за свою малую Родину, пропаганда обычаев и традиций.
Задачи:
Показать особенности традиционной этнической культуры коми;
Развивать познавательную, творческую активности, наблюдательность, интерес к этносам;
Показать необходимость уважительного отношения к обычаям и традициям разных народов;
Охарактеризовать современные особенности коми этноса.
Оборудование: карты, презентация.
Ход классного часа:
1. Организационная часть;
2. Постановка проблемы и задач;
3. Открытие новых знаний;
4. Закрепление полученных знаний;
5. Итог занятия.
Учитель: Ребята, обратите внимание на экран. Вам представлен ряд картинок, что на них изображено? Обоснуйте свой ответ.
Учащиеся: На картинках изображены различные этнические группы мира.
Учитель: Точное количество этнических групп в мире подсчитать довольно трудно, по причине того, что постоянно наблюдается смешение народов.
Если говорить о национальности, как о группах с определенной культурой, языком и религией, то в 2021 году таких можно выделить около 2 тысяч, так как национальности постепенно исчезают, или сливаются с другими.
Россия – это многонациональная страна. На ее территории проживает более 190 народов.
Можно ли наш класс назвать многонациональным?
Учащиеся: Можно. В нашем классе имеются представители разных наций.
Учитель: В нашем городе, в нашей школе, даже в нашем классе имеются представители различных национальностей.
А какой народ является коренным в нашей республике?
Учащиеся: Коренной народ республики – коми народ.
Учитель: Коми народ находится на 24 месте по численности населения, среди всех народностей, проживающих на территории России.
Небольшая, по площади, республика Коми объединяет в себе совершенно не похожие друг на друга этнические группы. Основными народами республики являются русские и коми. Около 25% коми хранят верность родному языку.
Объедините представленные на экране картинки в логические группы. Объясните в чем их сходства и различия?
Учащиеся: На картинках представлены различные народы мира и их культура. Их индивидуальные традиции и обычаи.
Учитель: Так о чем же наш сегодняшний классный час?
Учащиеся: Классный час об обычаях и традициях коми народа.
Учитель: Какова наша цель?
Учащиеся: Узнать о культуре коренного народа нашей республики. Рассмотреть основные обычаи и традиции коми этноса.
Учитель: Какую технологию работы мы сегодня выберем?
Учащиеся: Групповую работу.
Учитель: Вы заранее поделились на группы и выполнили подготовительная работу к сегодняшнему классному часу. Поприветствуем представителей следующих групп: «историки», «модельеры», «эортологи». Все вы часть интереснейшей науки – этнографии.
Ребята, какое общее понятие объединяет все изображения, представленные на экране?
Учащиеся: На экране представлены: идолы, божества, предметы веры.
Учитель: Неотъемлемая часть любой культуры – это верования. Некоторые народы поклонялись ликам животных, другие обожествляли природные объекты, верили в переселение душ.
Например: Татары поклонялись Вечному Небу (Тенгре) и считали, что он зовет к себе человеческие души.
Какие примеры можете привести вы?
Учащиеся: Китайцы поклонялись богам разных стихий и природных явлений. Индийцы до сегодняшнего времени поклоняются некоторым животным, в особенности культу коровы, тигра.
Учитель: О веровании коми народа нам расскажет первая группа - «историки».
Учащиеся: Духовная жизнь невозможна без народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромный пласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, до сих пор придерживаются традиционной веры.
До христианизации народы в основном верили в духов (личных, семейных, общественных, покровителей, природных мест). Вера в переселение душ.
Несмотря на христианизацию, у коми сохранялись реликты дохристианских верований. Обожествлялись природные объекты, например «Войпель» - хозяин леса, «Йома» - хозяйка лесных животных, некоторые деревья: береза (кыдзпу), ольха (ловпу), животные: утка (чoж), медведь (ош), щука (сир). Так, щучьи зубы служили оберегом. Сохранялся культ предков. Коми верили в существование двух душ у человека (христианская душа – «лов» и двойник человека –«орт»).
Так же коми верили в знаменитых героев древних сказаний: богатырь (Пера), божественная женщина (Зарни Ань), колдуны (Корт-Айка, Яг-Морт, Шипич).
В мифах коми о сотворении мира бог Ен как творец хорошей и праведной части мира противостоит своему брату Омолю — создателю всего плохого и злого. Имя Ена означает «бог, небо». Имя Омоль — «плохой, гадкий».
Гораздо более устойчивым в коми мифологии оказался ее так называемый «низший слой». К нему относились различные духи, связанные со всем мифологизированным пространством от дома до леса и причисленные к разряду нечисти. Им посвящались различные обряды жертвенного характера.
Учитель: Ребята, присутствуют ли в нашей жизни представленные нам божества?
Учащиеся: В нашей жизни присутствуют древние божества: на гербе республики Коми изображена птица, на груди птицы – лик женщины, «Зарни Ань» (золотая баба) – символ матери мира, в обрамлении шести лосиных голов.
Учитель: Изображения на экране. Какой элемент традиционной культуры объединяет все представленные этнические группы?
Учащиеся: Элемент, объединяющий все представленные народы - национальная одежда.
Учитель: Неотъемлемой частью культуры любого народа является национальная одежда.
А как вы думаете, от чего зависели форма одежды, материал, из которого она шилась?
Учащиеся: Структура изделия в основном зависела от климатических условий и занятий народа.
Учитель: Об уникальности традиционной одежды нам расскажут вторая группа - «модельеры».
Учащиеся: Традиционная одежда коми уникальна и многообразна. Как и одежда любых других народов, она различается не только по виду, но и по способу изготовления. До начала XX века коми шили одежду преимущественно из тканей домашнего производства: домотканые холсты скромной расцветки.
Праздничную одежду шили из тканей лучшего качества: тонкий холст, сукно, а позднее фабричные ткани.
Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс севернорусского типа. Существовал рад различий в технике кроя и выборе материала между костюмами различных этнографических зон Коми края (различались ижемские, сысольские, удорские, прилузские (летские) верхневычегодские типы). На Сысоле предпочитали шить сарафан из пестряди, сатина, атласа; на верхней Вычегде – из набивного холста («синяка»), штофа («парчи»), альпака, сукна; на Ижме – из шелка, атласа, штапельного полотна, вуали,кашемира.
Мужской костюм состоит из рубахи («дӧрӧм»), штанов («гач»), кафтана («дукӧс») ли шубы («пась»). По покрою рубахи у коми имели некоторые отличия от русской косоворотки: подолы более длинные, разрез на правой стороне груди либо в центре (у русских – слева), рукава более широкие. Рубахи носились на выпуск с поясом («вӧнь»). Штаны шились из пестряди в синюю или белую полоску из домотканого сукна.
Верхняя одежда коми женщин практически не отличалась от мужской. Рабочая одежда – «шабур», повседневной одеждой служил «кафтан». Женскую шубу («паль») шили из дубленых желтых овчин. А меховая одежда коми – ижемок («малица») отличалась от мужской более красивой отделкой и меховой оборкой, а также украшениями из кусочков сукна и меха.
И мужчины и женщины носили длинные шерстяные чулки, связанные на спицах, с узорами из разноцветной шерсти (сера чувки). Раньше такие чулки были обязательной частью приданого. Невеста дарила их жениху на свадьбе. Носили и чулки без пятки, сшитые из сукна или холста. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.
Традиционная крестьянская одежда стала исчезать из обихода лишь с 20-ые годы ХХ века, причем, раньше исчезли традиционные виды мужской одежды, а женская была широко распространена еще в 40-ые годы.
В настоящее время практически исчезла традиция ношения коми национальной одежды. Большинство женщин преклонного возраста, имеют традиционные праздничные костюмы, но одевают их довольно редко.
Учитель: Есть ли в настоящее время элементы традиционной одежды коми?
Учащиеся: В нашей жизни присутствуют элементы традиционной одежды коми: вязаные изделия с элементами коми орнамента, в моду возвратились пояса, налобные повязки, подвески из природных материалов.
Учитель: Обратимся к видео фрагменту, представленному на экране. Что мы увидели на данном ролике?
Учащиеся: На данном ролике изображен традиционный праздник одного из народов мира.
Учитель: Действительно, представлен видео фрагмент праздника «Ла Таматина - традиционный праздник Испании». Начало традиции было положено в 1945 году. Фестиваль проводится в честь покровителя города Святого Луи Бертрана и Богоматери – защитницы.
Есть ли традиционные праздники у коми народа?
Учащиеся: Как и любого этноса, народ коми имеет свои национальные праздники.
Учитель: О традиционных праздниках нам расскажет следующая группа - «эортологи».
Учащиеся: Эортология – историческая наука, предметом которой являются праздники.
Традиционные праздники коми сохранили элементы различных дохристианских верований и христианского календаря. Наиболее яркие и обрядово насыщенные праздники отмечали сезонные рубежи:
Святки (зимний солнцеворот), Масленица и Пасха (наступление весны), Иванов день (летний солнцеворот и наступление лета), Илля лун — Ильин день (наступление осени). Прощенное воскресенье — Гажа валяй.
Так же имеются, существующие по сей день, праздники отдельных районов республики.
В Сыктывдинском районе выход на сенокос отмечается праздником «Речкей». В ходе этого праздника отражаются все этапы процессов сенокоса.
В Интинском и Усть – Куломском районах отмечают «Василей Лун». Праздничные посиделки и игры в дни Святок, связанные с ряжением.
Традиционно, каждый год в Сыктывкаре отмечается праздник «Шонд!бан». Праздник проводится в день летнего солнцестояния. Самое древнее праздничное торжество – День Солнца.
В Усть – Цилемском районе – « Усть – Цилемская горка». Люди собираются за деревней на возвышенности, и встречаю солнце с конкурсами, песнями и хороводами.
Ижемский район – «Луд». Почитание традиций предков. Гуляния и конкурсная программа на лугу.
Корткеросский район – «Корт – Айка». Праздник посвящен древнему божеству – богатырю. На празднике люди демонстрируют свою физическую силу.
Праздники не проходят без традиционного народного фольклора: песни, частушки, загадки, сказания. Так же организуются ярмарки, где продают: берестяные, деревянные, вязанные, глиняные. Традиционные изделия выполнен руками мастеров.
Учитель: Существуют ли традиционные праздники Ухты и Ухтинского района?
Учащиеся: Традиционных праздников в Ухтинском районе нет, потому что здесь проживают ссыльные, в годы войны, народы.
Учитель: Какие источники помогли вам узнать об истории и культуре нашей «малой» Родины?
Учащиеся: Мы посетили историко – краеведческий музей г. Ухты. Изучили литературу известных этнографов коми. Пользовались интернет – источниками.
Учитель: Как еще мы можем приблизиться к коми культуре?
Учащиеся: В республике существует коми землячество, различные коллективы и ансамбли, интернет – группы, этнические музеи, художественная и историческая литература, школьные этнические объединения.
Учитель: Культура коми народа по - своему сложна и интересна. Сегодня мы познакомились лишь с ее малой частью, так как время нашего классного часа ограниченно. Какие элементы культуры коми мы с вами можем рассмотреть на следующих классных часах?
Учащиеся: Мы можем рассмотреть: язык, письменность, традиционную пищу, жилища, ремесла и промыслы.
Список используемой литературы
1. Ильина И.В., Жеребцов И.Л, Конаков Н.Д. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994.
2. Жеребцов И.Л., Попов А.А. История коми. С древних времен до современности. Топ первый. Сыктывкар, 2011.
3. Жеребцов И.Л., Попов А.А. История коми. С древних времен до современности. Топ второй. Сыктывкар, 2011.
4. Жеребцов И.Л., Попов А.А., Сметанин А.Ф. История Республики Коми. Научно – популярные очерки. Сыктывкар, 1996.
5. Жеребцов И.Л, Конаков Н.Д., Савельева Э.А. Родники Пармы. Научно – популярный сборник. Сыктывкар, 1989.
6. Бондаренко О.Е., Чупров В.И. История Коми края в документах и материалах. Сыктывкар, 1991.
7. Лимерова В.А. Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века. Сыктывкар, 2010.
8. Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.
9. Савельева Э.А., Королев К.С. По следам легендарной Чуди: Страницы древней истории народа коми. Сыктывкар, 1990.
10. Лепехин И.И. Путешествия академика Ивана Лепехина. Часть IV // В дебрях Севера. Русские писатели XVIII-XIX веков о земле Коми. Сыктывкар, 1983.
11. Тентюкова Ф.А. Из прошлого Коми края. Сыктывкар, 1976.
12. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народов коми. Л., 1928.
13. Плесовский Ф.В. Космогонические мифы коми и удмуртов // Этнография и фольклор коми: Тр. / ИЯЛИ КФ АН СССР. 1972. Вып.13.
14. Грибова Л.С. Пермский звериный стиль. М., 1975.
15. Конаков. Н.Д. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.
16. Шарапов В.Э. Одежда в поверьях коми: паськöм - мера, тень и оберег человека. Сыктывкар ,1999.