Классный час «Традиции семейских»
Классный час
«Традиции семейских»
«Живущие должны знать, откуда что проистекает…»
И.К. Калашников
Цели: познакомить обучающихся с народным традициями, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представления о культуре, такой этнической группы местного населения, как семейские; воспитывать интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.
Оборудование: классный час проходит в Музее истории и культуры старообрядцев
План классного часа:
Орг. момент.
Вступительное слово преподавателя
Выступления учащихся.
Рефлексия.
Ход мероприятия.
Орг. момент.
Вступительное слово преподавателя.
Здравствуйте! Наш классный час мы сегодня посвятим традициям и обычаям семейских и проведем его в Музее истории и культуры старообрядцев. Вам было дано задание, подготовить сообщение и выступить в роли экскурсовода, ведь ваша будущая специальность туризм.
Выступления учащихся (студенты одеты в семейские костюмы)
Выступление студентки Копыловой Веры «История семейских»
Семейские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.
Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России.
Авакуумово воинство
Дети гречки и ржи,
Не утратив достоинства,
Жизнь вели не по лжи.
Фирс Болонев
Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона».
В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.
В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур.
28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек.
В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием. Причины переселения
Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.
Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом устройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте — генерале Якоби.
Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.
Студентка Васеева Светлана читает отрывок из поэмы «Дедушка» Н.А. Некрасов
«Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол…»
Выступление студентки Колмаковой Кристины «Одежда семейских»
Как вы видите, в экспозиции музея богато представлена одежда семейских Забайкалья. Это сарафаны, запоны, рубахи, кички, кокошники и платки. Есть здесь и образцы верхней одежды – тулупы, шубы, курмушки.
У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла своеобразный вариант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, поселившихся на Алтае. Наиболее существенным отличием семейского комплекса являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточной Сибири.
Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце XVII - начале XVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в ней и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, "дутые" бусы, яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.
Отличительной особенностью семейских, главным образом женщин, является яркая красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление народа к красоте, яркости, сочности и свежести цвета. В костюме семейской женщины нашла отражение красота окружающей русской природы: багрянец осеннего леса, веселый ситец лугов, золото щедрого солнца и ржаных полей, белизна берез, синева неба.
Наряд семейской женщины в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лентами сарафан на "проймах" (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости "добрый", т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. У сарафанов для повседневной носки из изнанки подшивался только подол шириной в 35см. В старину носили косоклинные сарафаны, затем стали носить прямые.
Под сарафан надевали рубаху, которая шилась из разноцветной фабричной ткани, пришивалась "станушка" (низ) из грубой материи (иногда домотканой).
Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток, . Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.
Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый "запон" - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.
На шею на гайтане (шнурке или тесемке)вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - "янтарями", которые очень ценились.
Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат покороче служил для дома. Позже стали носить "курмушки" - подобие жакета с клиньями.
Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек.
Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с "ластовкой" (вставка под мышками) низко подпоясывалась широким кушаком. В конце ХIХ в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.
Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Старики носили колпаки. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце ХIХ в. появились "курашки" - картузы.
На ноги обували сапоги, унты, "боретки", ичиги, пимы, катанки, которые вы можете здест хорошо рассмотреть. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи со внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевязывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными носками.
Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или, гураньего меха. В будни носили "шамели" - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - плисовые"курмушки" , бекеши, борчатки.
На руки зимой надевали "варьги" - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.
У семейских более, чем у других, нашли применение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстяные кашемировые шали - изделия русских фабрик - также находили здесь широкий сбыт.
Некоторые виды одежды были заимствованы семейскими у сибиряков и бурят. К заимствованиям относятся верхняя одежда (доха, курма), обувь (ичиги, унты, пимы) и меховые шапки. Отдельные виды одежды, в основном рабочей, изготовлялись из домашней ткани: дамба, далемба, бязь, разные шелка (канфа, кашемир, атлас, репс).
Одежда сторожилов сибиряков подверглась сильному городскому влиянию; переселенцы также воспринимали городские моды. Исключение составляли семейские, не знавшие городских форм одежды второй половины XIX - началаXX вв. Наряду с новшествами в одежде сохранялись некоторые архаические покрои, исчезнувшие в Европейской части России. Это в первую очередь относится к мужской рубашке с прямым разрезом, которая в Европейской части России была повсюду вытеснена косовороткой, и к верхней одежде, сохранявшей в Сибири покрой однобортного прямоспинного халата, характерного для древнерусской верхней одежды.
Особенность семейских женщин, по сравнению с другими состояла в том, что они переходили от старинного костюма к современным формам, минуя стадию городского костюма конца XIX-начала XX вв.; и многие из оригинальных черт своей одежды переносили в новый костюм. Новшество вносилось и в некоторые старые костюмы (например, сарафаны стали шить короче, не до щиколоток, а чуть ниже колен; на сарафанах, как и на запанах, пришивалось 2-3 ленты).
Старинную одежду семейские носили вплоть до середины ХХ в. До сих пор у многих женщин в заветном сундуке лежит семейский подлинный костюм, украшенный яркими лентами, поясами, кистями и бусами.
Выступление студента Куприянова Сергея «Искусство семейских»
Свое выступление хочу начать с стихотворения Ф. Болонева
«Там люди украшать охочи
Карнизы, ставни и венцы.
Да так, чтоб радовались очи
И слава шла во все концы.
Я вижу удивленным взором,
Как проявленье волшебства,
Цветных наличников узоры,
Резных карнизов кружева».
Резьба и роспись, наиболее яркие виды многогранного декоративного искусства (единого в своей основе), теснейшим образом связаны со всей материальной культурой и бытом семейских Забайкалья. Эстетические потребности находили свое удовлетворение в простых и повседневно необходимых вещах и предметах народного быта, практичность которых нередко сочеталась с высокой художественностью в оформлении.
Высокое мастерство народных умельцев нескольких поколений, основанное на глубоком знании лучших традиций предшествующих эпох и умелом использовании разнообразного строительного материала, позволяло им создавать теплые, просторные жилища, удобную и прочную мебель, долговечные в работе прялки, самопрялки, многие из которых по своей конструкции, форме, декоративным элементам являются подлинными произведениями народного искусства.
Жизненность художественных традиций и сохранение многих видов народного искусства до настоящего времени, хотя и в измененном виде, в значительной мере объясняется тем, что создателем его наряду с мастерами являются сами крестьяне, для которых связь этого искусства с бытом глубокая и необходимая традиция. Это относится к традициям украшения жилищ и мебели резьбой, а также росписью и окраской.
Забайкальская роспись сложилась на основе древних традиций русской резьбы и росписи, под влиянием искусства росписи украинцев. Сложность состава семейских - выходцев из разных мест России - отразилась в какой-то мере на многообразии стилей их росписи. Сказались также и тесные связи с бурятами и пришлыми мастерами.
Дальнейшее изучение домовой росписи, как и всего декоративно-прикладного искусства семейских, поможет решению вопросов происхождения и путей развития русской домовой росписи и русского народного искусства.
Вместе с тем некоторые виды народного искусства исчезают. Это, на наш взгляд, не означает, что они всецело устарели и не могут быть использованы в современном прикладном искусстве. Так, изучение замечательных стенных росписей и росписей предметов быта и труда, бытовавших до 30-40-х годов ХХ в., показывает, что они при правильном отборе и использовании могут явиться источником для создания современных декоративных росписей общественных и жилых зданий, которые по праву завоевывают все большую популярность в нашей стране.
В последние годы в убранстве современного интерьера жилищ получила распространение цветная окраска стен и роспись. Это своеобразное возвращение к моде стенных росписей, но уже на новой современной, основе, показывает целесообразность глубокого специального исследования техники и приемов стенных росписей семейских, их орнамента и колорита.
Некоторые виды деревянной и плетеной мебели семейских, встроенные шкафы, комбинированные комоды и др. по своем практичности и удобству в быту могут быть использованы в создании форм современной мебели для села.
Берестяные туески с росписью и тиснением, плетеные берестяные шевалки — корзины, блюда, практичность, прочность и красота которых объясняют многовековое существование их в быту русских крестьян, с не меньшей пользой и успехом могли бы служить как в городе, так и в селе.
Образцы народного искусства, прежде всего, интересны гармоничностью связи художественной формы с назначением предмета. Это самая ценная особенность искусства семейских делает его по настоящему живым и понятным..
Выступление студентки Гармажаповой Алтаны «Быт семейских»
Такой коллекцией самоваров как здесь, может гордиться и столичный музей, самому старому больше двухсот лет. Вот незатейливая крестьянская утварь, инвентарь для хозяйственных работ, соха, плуг, ручные ступы для помола зерна, токарный станок с ручным приводом, сани, принадлежности деревенского быта, прялки, швейная машинка –обязательный в каждом доме предмет для женского рукоделия – и заметьте, – все хоть сейчас в работу. А вот и стулья с гнутыми спинками – на зависть самому большому эстету современного интерьера… А здесь богатая коллекция керамических изделии, в которой представлены горшки, крынки, кувшины. Особый экспонат – это керамический дуршлаг – особый сосуд из глины с отверстиями для слива воды.
Удивительный экспонат музея – весы образца 1848 года. На них лежит шарфик весом 20 граммов и они реагируют! Одна чаша ушла вниз, другая вверх. Весы точностью до пяти грамм. А вот пряничный пресс с двуглавым орлом 1895 года, сработанный к приезду цесаревича Николая в Верхнеудинск.
В избах и забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Чистота посуды – правило всех хозяек. В прошлые времена семейские боялись заразы. Для непрошенного гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщательно мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.
Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же, на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свисают концы «рушника» - полотенца.
В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью - высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовывался разными цветами и птицами. Помещение перед печью - куть - часто отделялось «заборкой» - перегородкой из досок или занавеской. Между печью «боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Большим уважением в семейских селах пользовались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы. До сих пор в селах живут мастера-умельцы, которые делают изделия из бересты, дерева, металла, из талового прута. А туеса и сейчас пользуются у хозяек широким спросом. В них хранят соль, молоко, простоквашу, сметану, творог, сыпучие товары, различные крупы. Летом на сенокосе молоко сохраняется лучше, чем в другой посуде.
Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чинили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики.
Обычаи наших предков были простыми от раскрытой души, от доверия к каждому. Многое из этого заимствованно у бурят, живших бок о бок. При входе в дом не стучались. После поклона иконам вошедший крестился, здоровался. Пришедших гостей после беседы угощали чаем.
Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания.
Многие в деревне имели прозвища, клички. Любили подтрунивать над лодырями, неряхами, передразнивали скупых и злых.
Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Все домочадцы знали свои обязанности и выполняли их без понуканий - этот неписанный закон сохраняется и поныне.
Выступление студентки Трифоновой Анны «Запреты у семейских»
Запреты у семейских. Семейские, будучи приверженцами старой православной веры,глубоко чтили и соблюдали Заповеди Божии. Они следовали учениям Святых Отец, в которых содержались запреты, регулирующие поведение в обществе и взаимоотношения людей. Запрет у семейских выражался словом «грех».
Брадобритие было осуждено отцами Стоглавого собора в подтверждение древних церковных правил. Стричь и брить бороду староверы считали обычаем не христианским, а не верующих в Бога и его Церковь. В Постановлении святых апостол (Казань. 1864. С. 6) сказано: «Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу своему». Этот запрет староверы строго блюли. В России всё идёт через насилие. Император Петр I остригал бороды боярам. Эти его действия, преподносимые историками как вызов консерватизму, надо рассматривать как глумление над людьми.
Сталинские палачи применяли такие же жестокие меры. Уставщик-безпоповец Софон Пиманович Чистяков из с. Десятниково Тарбагатайского р-на, отбывая тюремный срок за религиозные убеждения, не позволил брадобреям-насильникам изгаляться над собой – не дал сбрить бороду. Его несгибаемость духа была предметам гордости всей его родни. Уставщика-безпоповца Ивана Терентьевича Алексеева тюремщики силком остригли. В возрасте 90 лет он не скрывал глубокой горести и тоски из-за пережитых когда-то унижений.
За 70 лет советская власть сделала значительную часть семейских безбожниками. Ещё в недавние времена на Улан-удэнском рынке можно было видеть здоровых, сильных, бородатых мужиков. Теперь их место заняли шустрые перекупщики. Ношение бороды молодыми людьми вызывает у населения насмешки. Бороды носят старообрядческие священники, уставщики, глубоко верующие мужчины, которых, к сожалению, мало, а также модники.
Запрет табакокурения.
Великим грехом считали семейские табакокурение. Раньше курящих у старообрядцев вовсе не было. «Курящий» и «старообрядец» были понятиями несовместимыми. Сибиряков – заядлых курильщиков семейские презрительно называли «трубками» и «табашниками». Семейские крестьяне недоумевали: «Как эта вонючая, вредная гадость, одуряющая умы и вредящая здоровью, стала для людей необходимостью». Они понимали, что «страсть курения табака гибельна душе, вредна телу, противна природе, преступна пред Законом Божиим. К ней весьма легко привыкнуть, но чрезвычайно трудно отвыкнуть». Семейские говорили: «Кто курит, тот Бога от себя турит». В XIX в. молодёжь приносила в родные деревни с армии и золотых приисков эту вредную привычку к курению, но семейские общины вели с этим решительную борьбу.
За годы советской власти это зло расцвело махровым цветом. В семейских деревнях можно увидеть сидящих на скамейках и в открытую курящих мужиков, женщин и подростков. Молодежь подверглась новомодному пагубному увлечению - употреблению наркотиков. Раньше семейские мужики из конопли плели верёвки, а нынешняя молодежь делает анашу и колется, «шмуляется», как выразилась одна семейская женщина. Наркомания – это социальное бедствие, стала следствием того, что забыты запреты, забыто понятие «грех».
Запрет пьянства.
«Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым наипаче познаётся Бог. Пьянство есть добровольно накликаемый бес, чрез сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного - робким, целомудренного - похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок», - писал Василий Великий. Прав Святитель Иоанн Златоуст: «Пьяный хуже осла и пса за своё невоздержание». Семейские до революции не злоупотребляли алкоголем. Заботясь о здоровом, трезвом потомстве, семейские категорически запрещали молодым выпивать. Проведение свадеб обходилось четвертью водки. Женщины в основном не пили, а только пригубляли вино. А сколько декалитров выпивается на современных свадьбах?!
На поминках запрещалось пить спиртное по Правилам Святых Отец. В наши дни поминки без употребления спиртного вызывают осуждение у окружающих. Для выпивох поминки превратились в повод «на халяву» выпить и закусить. Пьянство расползлось по всем семейским сёлам, как и по всей стране. Народ спивается, деградирует. Есть семьи, которые даже картошки не сажают, дадут им семена для посева, а они их пропьют, после этого вынуждены наниматься в батраки.
Запреты нравственные.
Не менее важна экология души. Считалось великим грехом непочитание родителей. Семейские проявляли честность, порядочность. Нечестность, лживость создавали плохую репутацию не только конкретному человеку, но и всей его родове. Запрещалось давать невыполнимые обещания: если дал слово – разбейся, но выполни. Ценилась надёжность: «Сам погибай, а товарища выручай».
Почитаемо у семейских трудолюбие, потому что «труд на земле вечен, как сама жизнь», «надейся на свой труд и на землю-матушку – они не подведут». Святым долгом семейские считали защищать родную землю от врагов-супостатов.
Выступление студента Чебунина Андрея «Певческие традиции»
Из поколения в поколение передавалась семейскими уникальная певческая традиция — знаменный распев, или крюковое пение, получившее свое название от особых нотных знаков — «знамен» («крюков»). После реформ Никона знаменный распев сохранился в староверческой церкви как единственно возможный вид богослужебного пения.
В жизни семейских не было четкого разграничения церковной и мирской жизни, потому певчие и в народной бытовой песне отличались особенным мастерством. Важным признаком семейского пения было многоголосие. Как писал Н.И. Дорофеев: «Ни один из подлинных мастеров пения не возьмется спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит ее одноголосого существования. Для исполнения песни требуется как минимум два певца».
Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10—20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100—200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.
Очень близко к семейскому пению искусство духовной поэзии семейских. Духовные стихи, исторические, поучительные и лирические исполнялись старообрядцами с большим мастерством. Стихи заучивались наизусть со слуха. Они передают тревожную атмосферу времен борьбы старообрядцев за свою веру. «Стихари» нараспев рассказывают о расколе в русской церкви, об отношении старообрядцев к миру соблазнов. В духовных стихах часто цитируется Евангелие, в нравоучительной форме напоминается о покаянии, о вечных мучениях за грехи людские.
Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Слушание семейской песни «В островах охотник» в исполнении ветеранов-преподавателей колледжа, участников хора.
Рефлексия.
Литература.
Болонев Ф.Ф. Семейские Историко – этнографические очерки изд. Бурятия Улан – Удэ. С 9.
2. Болонев Ф.Ф. Семейские Историко – этнографические очерки изд. Бурятия Улан – Удэ. С 29.
Интернет - ресурсы
baikaltravel.ru › О Республике Бурятия › Районы Бурятии
https://buryatia.drugiegoroda.ru › .
https://www.culture.ru/.../kulturnoe-prostranstvo-i-pesennoe-tvorchestvo-semeiskikh-z..
nekrasov.velchel.ru/index.php?cnt=7&sub=1&part=1
semeyskie.ru/kostum.html
selorodnoe.ru/history/show/id3630111/
wiki.starover.net/index.php?title=Запреты_у_семейских.
10
Дементьева Ирина Михайловна
Пескова Анна Агафоновна
Алина Яковлевна Корогод
Евгения Георгиевна
Пескова Анна Агафоновна
Пескова Анна Агафоновна