Классный уголок «Весёлые пальчики». Зона отдыха
МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Зона отдыха : игровой уголок «Весёлые пальчики» Учитель начальных классов: Тюнёва Светлана Александровна 2018 год
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывается, что для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения, как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон, необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени. С учетом того, что детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития необходимо учить занимать свое свободное время, в соответствующих местах также предусматривается обучающая деятельность.
С 1 сентября 2018 года реализую АООП II вариант 1 год обучения. Исходя из особенностей обучающихся моего класса, в одной из частей учебной комнаты я создала уголок «Весёлые пальчики». Цель создания уголка: содействовать обеспечению условий, открывающих обучающимся возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. «Детей учит то, что их окружает» М. Монтессори
При создании уголка руководствовалась принципами построения ПРП для детей с ОВЗ: принцип развития; принцип природосообразности; принцип психологической комфортности; принцип взаимодействия; принцип сотрудничества; принцип обучения в деятельности; принцип здоровьесбережения.
Функции уголка «Весёлые пальчики» развивающая; образовательная; коммуникативная; воспитательная; организационная; стимулирующая.
Содержание уголка Предметы для развития сенсорной сферы Реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей Предметы для развития перцептивных действий
I. Предметы для развития сенсорной сферы Цель: развитие сенсомоторных навыков, расширение познавательной сферы, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка. Ящик-столешница с нижней подсветкой (выполнили старшеклассники- шефы)
… Игры: «Узоры на песке»; «Мы создаём мир»; «Мы едем в гости»; «Песочные строители»; «Кто к нам приходил»; «Необыкновенные следы». Игры с песком дают детям простор для фантазийных проектов из собственных рисунков, аппликаций и песочных узоров.
Игры с кинетическим песком: «Готовим печенья и кексы»; « Пишем на песке»; «Лепим из песка»; «Угадай предмет»; «Спрячь ручки»; «Найди клад»; «Необыкновенные следы»; «Слепи предмет». Песочница с кинетическим песком Играя с кинетическим песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.
Наборы пазл Различные виды конструкторов
Комплект дидактических игр
II. Предметы для развития перцептивных действий Цель: формирование практических, материальных действий, развитие восприятия «Шнуровки» «Нанизывание бусин» «Застёжки» «Мозаика»
разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские ) различные коробки, банки, лотки для их раскладывания; свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек; дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы; наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки.
«Цветик-семицветик» «Клоун» «Косички» Данные упражнения направлены на формирование навыков застёгивания и расстёгивания пуговиц, плетению косичек.
IV. Предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины Цель: формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве). Трансформер «Форма» Игры: «Найди предметы одинаковой формы» «Найди предмет одинакового размера» «Найди, то, что я покажу» «Найди предмет такой же формы» « Подбери по форме» «Цветная пирамида» «Разложи правильно»
Тесто никак не нужно подготавливать, оно лепится сразу, даже самыми слабенькими ручками. Тесто - это тренажер общей мелкой моторики, рассчитанный на скатывание шариков и «колбасок». Тесто для лепки
Пальчиковый твистер Использую упрощённые варианты игры: «Поставь указательный пальчик на круг жёлтого цвета» «Найди круги красного цвета, поставь на них пальчики» «Покажи только синие круги» «Шагай пальчиком по зелёным кругам»
… Мягкий конструктор "Цветные формы"
IV. Подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей Цель: установление связей и отношений между предметами, явлениями, людьми. В уголке имеются картинки с изображением последовательности действий: мытье рук, алгоритм сервировки стола, алгоритм одевания одежды.
Игры: «Кто чем питается?»; «Что лишнее?»; «Кто где живет?»; «Найди букву, цифру»; «Буква заблудилась»; «Выбери героев сказки»; «Поставь справа, слева домика»; «Сказочные герои»; «Где спрятался герой?». Фланелеграф
Изготовленные фигурки позволяют разыгрывать сюжеты на глазах у детей. Фигурки можно перемещать по фланелеграфу, делать ими движения, менять картинку, делая ее динамичной. Времена года Герои сказок
Стигисы Совершенно новая технология изготовления развивающих игр и наборов для детского творчества. За основу взят принцип фланелеграфа, но он усовершенствован. Фигурки прикрепляются за счет едва заметных липучек. Математическая пицца Сказочные персонажи
Различные куклы, изображающие персонажей литературных произведений.
Пальчиковый театр Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность. Дети учатся вести диалог между героями. Повторяя движения взрослых, дети активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Природный материал: шишки, орехи, зёрна, семена. Игры: «Волшебный мешочек»; «Собери шишки»; «Собери семена»; «Рассортируй семена»; «Сосчитай орехи»; «Выложи букву, цифру».
Детские книги Из них дети узнают о жизни животных, людей. Листая страницы, ребята могут выполнить задания. Виды книг: книги-"гляделки" магнитные книги Книги с наклейками Книги – игрушки книги- самоделки книги-и шнуровки
Все виды дидактического материала подбираю в соответствии с тематикой рабочих программ первого года обучения. Ежедневно в уголке « Весёлые пальчики» организуются индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми. Занятия в уголке позволяют обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей. Игры в уголке стимулируют развитие самостоятельности, инициативности. В ходе занятий дети реализуют свои способности. Играя, мы учимся, Играя, живем, С игрой интересной Мы мир познаем!
Дементьева Ирина Михайловна