Ярмарка методических разработок
классных родительских собраний
Конспект
родительского собрания
«Нравственные ценности семьи»
Немтинова Галина Николаевна классный руководитель 2 Г класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 105»
2024 год
Цель: вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей, применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Задачи: 1. повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей школьного возраста;
2. способствовать сплочению родительского коллектива;
3. способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
Форма проведения: круглый стол, обмен мнениями.
Подготовка к собранию: провести классный час «Нравственные ценности семьи». Ученики также работают в микро группах. Ответы детей снять на видео, а на собрании после того как выступит группа родителей по какой-то ценности, послушать ответы детей.
Ожидаемые результаты:
- осознание родителями необходимости внимательного отношения к проблемам детей и семьи;
- закрепление семейных ценностей;
- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы на родительском собрании;
- развитие рефлексивных особенностей;
- снятие напряжения;
- развитие эмпатии.
Актуальность: 2024 год – год семьи. Сценарий родительского собрания разработан в соответствии с наиболее актуальными проблемами понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру, интерес к вопросам воспитания детей. Воспитание активного отношения к своей семье, умения правильно выявлять и оценивать свою гражданскую сущность, иметь представление о семейных традициях в современных семьях.
Родительское собрание направлено на возрождение нравственных ценностей и культивирование позитивного образа семьи, повышение статуса семьи. Развитие взаимоотношений среди родителей посредством включения в совместную творческую деятельность. Обогащение позитивного мышления родителей через эмоциональное общение о ценностях семьи.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада снова встретиться с вами. Тема нашего собрания будет актуальна всегда. Сегодня мы поговорим о нравственности, о роли семьи в воспитании нравственных ценностей в ребёнке.
Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нём уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.
Что такое нравственное воспитание?
Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет». В.А. Сухомлинский
2. Тест "Правильно ли Вы воспитываете своего ребёнка?"
У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда – результат определённого жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И тем не менее существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет".
1. Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой ) взгляды на воспитание детей?
2. Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность - главные принципы в воспитании ребёнка?
3. Часто ли Вы обращаетесь к ребёнку в форме просьбы, а не приказа?
4. Если Ваш ребёнок в чём-то серьезно провинился, считаете ли Вы, что это - прямой результат неправильного воспитания?
5. Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребёнок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы её охотно и без колебаний, хотя это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?
6. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребёнком к строгому и категорическому запрету?
7. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребёнка не меньше, чем родители?
8. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от рёбенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.
9. Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
10.Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в воспитании ребёнка, то нужно обратиться к детскому психологу ?
КЛЮЧ К ТЕСТУ
За каждый положительный ответ припишите себе 2 балла.
За ответ "иногда" - 1 балл.
За отрицательный – 0
Вы набрали менее 6 очков: у Вас очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в Ваших познаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно Вам нужна помощь психолога.
От 7 до 14 очков: Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить детям выходные, а в течение недели как бы Вы ни уставали после рабочего дня, хотя бы полчаса провести с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.
От 15 баллов и выше: Вы прекрасные родители и Ваши дети получают в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом - пределов совершенству нет, особенно в таком не простом деле, как воспитание детей.
3. Работа в микро группах.
- Что же является главным в создании семьи? (Любовь.) - Со временем семья становится дружнее, крепче. И сейчас именно время поможет нам проверить наше предположение: что является главным в создании семьи. Расшифруйте слово с помощью часов .
- Главная семейная ценность – это любовь. Семьи, основанные на любви – счастливые и благополучные.
Примечание: педагог вешает на доску круг со словами «семья = любовь». - В чём проявляется любовь? (Люди нравятся друг другу, относятся нежно, делают что-то приятное. Заботятся друг о друге, советуются, защищают.)
- Какая бывает любовь? (Дружеская, братская, между мамой и папой.)
- Всегда ли любовь одинаковая? В чем заключается любовь мамы и папы? (Желание жить вместе, растить детей, верность друг другу.)
- В чем заключается любовь к ребёнку? Это та же любовь или другая? (Забота, понимание, помощь, воспитание.)
- В чем заключается любовь к бабушке и дедушке? (Помощь, забота, уважение, поддержка, терпение.)
- В чём заключается любовь брата к сестре? (Помощь, забота, понимание.)
- Любовь к собаке или кошке? (Забота, защита.)
- Что же помогает объединить членов семьи, сделать семью крепкой и сплоченной? (Любовь.)
- Объединяет семью не только любовь, но и другие семейные ценности, ценные качества, проявляемые людьми по отношению друг к другу. О них мы сейчас и поговорим.
Каждая группа должна отгадать слово и выступить по плану:
1. Какое слово получилось?
2. Как вы понимаете это слово? –
3. Должна ли быть в семье такая ценность?
Группа №1.
- Какое слово получилось? (Верность.)
- Как вы понимаете это слово? (Преданность. Доверять друг другу, делиться с родными своими проблемами. Помогать в беде. Не предавать.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №2.
- Какое слово получилось? (Забота.)
- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Беспокоиться о других. Внимательно относиться. Облегчать жизнь.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
- Каждому человеку нужна поддержка, нужно чувствовать, что ты не один, в трудную минуту тебе придут на помощь, помогут.
Группа №3.
- Какое слово получилось? (Понимание.)
- Как вы понимаете это слово? (Узнать, выслушать, почему человек так поступил. Не ругать. Слушать мнение других.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №4.
- Какое слово получилось? (Уважение.)
- Как вы понимаете это слово? (Жить мирно. Ценить чужой труд. Не унижать других. Помогать. Ценить достоинства и мнение каждого.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №5.
- Какое слово получилось? (Прощение.)
- Как вы понимаете это слово? (Спокойно решать проблемы. Забыть, не вспоминать всё время, о прошлых плохих поступках. Помочь их исправить. Не обижаться, не мстить.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №6.
- Какое слово получилось? (Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово? (Помочь другому. Облегчить жизнь. Относиться с добротой.)
- Милосердие – что-то милое сердцу другого человека. Готовность помочь из сострадания.
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
Группа №7.
- Какое слово получилось? (Взаимопомощь.)
- Как вы понимаете это слово? (Вовремя прийти на помощь. Взаимная помощь друг другу.)
- Должна ли быть в семье такая ценность? (Да.)
После ответа каждой группы педагог вывешивает на доску лучик солнышка с разгаданным словом.
- Посмотрите на солнышко, которое получилось на доске. Оно согревает всех членов семьи. А семья обогревает всех, кто находится с нами рядом. Если в вашей семье есть все эти ценности, то вы можете гордиться своей семьёй.
4. Приём «Ассоциация»
- У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
- Если семья – это цвет, то какой? (Красный.)
- Вы выбрали цвет крови, любви, сердца.
- Если семья – это музыка, то какая? (Нежная, плавная, ласковая.)
- Это значит, на душе у вас спокойно.
- Если семья – это геометрическая фигура, то какая? (Все выбрали замкнутую фигуру.)
- Это значит, в семье вы чувствуете себя безопасно.
- Если семья – это настроение, то какое? (Весёлое, радостное.)
- Это значит, в семье вы счастливы.
- Если семья – это постройка, то какая? (Крепость, крепкий дом.)
- Ваша – семья – ваша защита.
5. Выступление учителя «Дети – главная нравственная ценность семьи»
- Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям и материальным, и духовным, и семейным. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. - Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.
Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек!
Нравственный принцип усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей. Хорошо, если семья примет свои законы, правила по которым они будут жить.
Вот, например, перечень нравственных норм принятых в семье Ивановых:
1. Помогать друг другу.
2. Поддерживать друг друга в трудную минуту.
3. Нельзя приносить домой чужие вещи.
4. Уважать родителей и любить их, соблюдать традиции.
5. Выполнять обещание.
6. Помогать слабым.
7. Осуждать жадность, жестокость, клевету, трусость.
С раннего возраста учимся помогать любимой мамочке!
6. Подведение итогов родительского собрания - Все мы люди, с разным образованием, разными характерами, разными взглядами на жизнь, с разными судьбами, но есть одно, что объединяет всех вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Дети - это наши зеркала. Все хорошие и плохие привычки, которые есть у нас со временем будут и в наших детях. - Сейчас я предлагаем Вам продолжить одну интересную сказку, и от того какое окончание будет в Вашей сказке, мы поймем – удалась ли нам наша сегодняшняя встреча, смогли ли Вы из всего выше сказанного извлечь каждый для себя урок, и не будет ли для Вас проведённое здесь время потерянным.
«В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик.
Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет.
Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как быть синим.
Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днём, и вот...»
(Идёт обсуждение полученных ответов)
Вывод:
— Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта, для самоутверждения, для успешной школьной деятельности. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Рефлексия
Слово дня. Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
И закончить нашу встречу мне бы хотелось стихами:
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Под песню А. Бельского «Про семью» (https://yandex.ru/video/preview/13705475753161844325) родители получают памятки «Законы нравственного воспитания детей в семье», делятся впечатлениями
7. Решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи вопросы, обсуждаемые на родительском собрании.
2. В планировании классных часов включить необходимые для коррекции нравственных качеств темы.
ЗАКОНЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
1.Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2.Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3.Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
5.Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные события произошли).
6.Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т.д.
7.Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
8. Не взращивайте в своем ребёнке равнодушие, оно обернется против вас самих.
9.Как можно раньше откройте в своем ребёнке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
10.Знакомьте детей с семейными ценностями и традициями, приобщайте их к активному участию в семейных событиях.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1981.
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.