Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
Тема: Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»
Цели:
Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.
Развивающие: формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.; воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: формирование собственного отношения к героям рассказа Л.Н.Толстого, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
Метапредметные:
-Познавательные: воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное.
-Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.
-Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строить монологическое высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе.
Предметные:
- выявление заложенных в рассказе «Кавказский пленник» непреходящих нравственных ценностей; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя; создавать письменные монологические высказывания, умение вести диалог.
План урока.
1 Оргмомент
2.Сообщение учителем темы урока:
-Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по прочитанному произведению. Запишем название темы в тетради: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»
3.Целеполагание.
-Дети, подумайте, какой может быть цель нашего урока? ( Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).
Что такое сочинение?(Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)
Учитель записывает на доске вопросы: «О чем писать? Как писать?»
4.Актуализация ранее полученных знаний.
-Давайте вспомним, что такое «тема»?
-А что мы называем «композицией»?
-Из скольких частей должно состоять сочинение?
5. Подготовка к написанию сочинению.
- Работа над названием темы.
-Найдите ключевые слова в названии темы вашей творческой работы. (над чем заставил задуматься)
-Попробуем ответить кратко на этот вопрос. На доске записано начало предложения, продолжите его.
Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель дописывает : «Рассказ Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
1 дружбы, 2вражды, 3 трусости, 4 отваги, 5 свободы, 6 трудолюбия,7 силы воли и
8 бесхарактерности.
- Работа над вступлением к сочинению. Практикум.
-А как вы понимаете значение этих слов? Выскажите свое мнение в двух - трех предложениях. Записать от всей группы. (Учитель дает рекомендации в том, что созданный ими мини-текст может состоять из предложений разных по цели высказывания.)
-Выступления учащихся. Защита работ.(От каждой группы выступает один ученик. Учитель делает необходимые поправки)
-Как вы думаете, в какой части сочинения можно использовать этот материал? Да, конечно, во вступлении.
-Работа над основной частью сочинения. Практикум. Осмысление текста.
-Придумайте предложение - «мостик», которое свяжет вступление с основной частью сочинения. Подсказку можно найти в теме сочинения. ( Обсуждаются предложенные варианты. Один из них : »Вот и в рассказе Л.Н.Толстого говорится( повествуется о…)»
-Давайте найдем в тексте и озаглавим те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы. ( Дети работают в своих группах, готовят материал для выступления.)
-Выступления учащихся. Защита работ.
Ученики, работающие над понятием, что такое дружба, выделили следующие эпизоды: Дина подкармливает Жилина, пытается сбить замок с колодки, помогает сбежать из плена.
У группы, выбравшей слово «вражда», подобран материал, раскрывающий отношения Жилина и Абдул -Мурата, эпизод, повествующий об истории старика, жившего под горой.
Третья группа назовет эпизоды, о поведении Костылина по дороге из крепости, о его поведении в плену.
4-Жилина схватили по пути домой, сцена приказа писать письмо, Жилин выведывает путь домой
5- Жилина схватили пути домой, упорство в сценах первого и второго побега,
6- Жилин мастерит в плену,
7 – Сцены побега, сцены подготовки к побегу
8 – Костылин в плену, Костылин бежит под влиянием Жилина.
-Работа над заключительной частью в сочинении. Практикум.
-Ребята, а каково ваше мнение о поступках этих героев? Ответьте письменно на этот вопрос.
-Выступления учащихся по группам. (Учитель направляет мысль детей в нужное русло).
6.Выводы, достижения, цели. Беседа.
-Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история? Что вы почерпнули для себя, изучив это произведение и готовясь сегодня к сочинению?
(Рассказ учит тому, что дружба возможна между людьми разных национальностей, что в трусости проявляется слабость характера, что вражда между народами опасна).
- В чем вы видите эту опасность?
Творческое задание. Дополните по одному слову от каждого человека не повторять –сущ, прилаг, глагол 1 человек от группы у доски: «Дружба», «Вражда», «Трусость». (Дети работают в группах)
Дружба Верная, крепкая. Помогает, спасает, возвышает. Без дружбы жить нельзя. Выручка.
Вражда. Страшная, черная. Убивает, разрушает, разлучает.Вражде - нет, миру – да.Ненависть.
Трусость. Некрасивая, жалкая.Унижает, оскорбляет, позорит.Трусость не красит человека.Подлость.
Требования, предъявляемые к школьному сочинению.
Оцениваются: 1) содержание
2) оформление
3) фактический материал, его точность, знание текста
Требования к содержанию:
1) раскрыта ли тема
2) глубина и полнота раскрытия темы
3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.
7.Рефлексия.
-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?
-Чьи выступления понравились больше всего и почему?
-Поставьте оценки себе сами.
Легоцкая Вера Сергеевна
Устинова Валентина Ивановна