Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

11
2
Материал опубликован 7 February 2019

Тема: Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.; воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: формирование собственного отношения к героям рассказа Л.Н.Толстого, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.

Метапредметные:

-Познавательные: воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения анализировать, оценивать прочитанное.

-Регулятивные: выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

-Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; строить монологическое высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе.

Предметные:

- выявление заложенных в рассказе «Кавказский пленник» непреходящих нравственных ценностей; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя; создавать письменные монологические высказывания, умение вести диалог.

План урока. 

1 Оргмомент                                             

2.Сообщение учителем темы урока:

-Сегодня  мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по прочитанному произведению. Запишем название темы в тетради: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»

3.Целеполагание.

-Дети, подумайте, какой может  быть цель нашего урока? ( Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).

Что такое сочинение?(Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)

Учитель записывает на доске вопросы: «О чем писать? Как писать?»

4.Актуализация ранее полученных знаний.

-Давайте вспомним, что такое «тема»?

-А что мы называем «композицией»?

-Из скольких частей должно состоять сочинение?

5. Подготовка к написанию сочинению.

- Работа над названием темы.

 -Найдите ключевые слова в названии темы вашей творческой работы. (над чем заставил задуматься)

-Попробуем  ответить кратко на этот вопрос. На доске записано начало предложения, продолжите его.

Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель дописывает : «Рассказ Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

1 дружбы, 2вражды, 3 трусости, 4 отваги, 5 свободы, 6 трудолюбия,7 силы воли и

8 бесхарактерности.

- Работа над вступлением к сочинению. Практикум.

-А как вы понимаете значение этих слов? Выскажите свое мнение в двух - трех предложениях. Записать от всей группы. (Учитель дает рекомендации в том, что созданный ими мини-текст может состоять из предложений разных по цели высказывания.)

-Выступления учащихся. Защита работ.(От каждой группы выступает один ученик.  Учитель  делает необходимые  поправки)

-Как  вы думаете, в какой части сочинения можно использовать этот материал? Да, конечно, во вступлении.

-Работа над основной частью сочинения. Практикум. Осмысление текста.

-Придумайте предложение - «мостик», которое свяжет вступление с основной частью сочинения. Подсказку  можно найти в теме сочинения.  ( Обсуждаются  предложенные  варианты.  Один из них : »Вот и в рассказе Л.Н.Толстого говорится( повествуется о…)»

-Давайте  найдем в тексте и озаглавим те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы. ( Дети работают в  своих группах, готовят  материал  для выступления.)

-Выступления учащихся. Защита работ.

Ученики, работающие над понятием, что такое дружба, выделили следующие эпизоды: Дина подкармливает Жилина, пытается сбить  замок с колодки, помогает сбежать из плена.

 У группы, выбравшей слово «вражда», подобран материал, раскрывающий отношения  Жилина и  Абдул -Мурата,  эпизод, повествующий об  истории старика, жившего под горой.

Третья группа назовет эпизоды, о поведении Костылина по дороге из крепости, о его поведении в плену.

4-Жилина схватили по пути домой, сцена приказа писать письмо, Жилин выведывает путь домой

5- Жилина схватили пути домой, упорство в сценах первого и второго побега,

6- Жилин мастерит в плену,

7 – Сцены побега, сцены подготовки к побегу

8 – Костылин в плену, Костылин бежит под влиянием Жилина.

-Работа над заключительной частью  в сочинении. Практикум.

-Ребята,  а каково ваше мнение о поступках этих героев? Ответьте письменно на  этот вопрос.

-Выступления учащихся по группам. (Учитель направляет мысль детей в нужное русло).

6.Выводы, достижения, цели. Беседа.

-Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история? Что вы почерпнули для себя, изучив это произведение и готовясь сегодня к сочинению?

 (Рассказ учит тому, что дружба возможна между людьми разных национальностей, что в трусости проявляется слабость характера, что вражда между народами опасна).

- В чем вы видите эту опасность?

Творческое задание. Дополните по одному слову от каждого человека не повторять  –сущ, прилаг, глагол 1 человек от группы у доски: «Дружба», «Вражда», «Трусость». (Дети работают в группах)

Дружба Верная, крепкая. Помогает, спасает, возвышает. Без дружбы жить нельзя. Выручка.

Вражда. Страшная, черная. Убивает, разрушает, разлучает.Вражде - нет, миру – да.Ненависть.

Трусость. Некрасивая, жалкая.Унижает, оскорбляет, позорит.Трусость не красит человека.Подлость.

Требования, предъявляемые к школьному сочинению. 

Оцениваются:   1) содержание

                         2) оформление

                         3) фактический материал, его точность, знание текста

  Требования к содержанию:     

1) раскрыта ли тема

2) глубина и полнота раскрытия темы

3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.

7.Рефлексия.

-Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?

-Чьи выступления понравились больше  всего и почему?

-Поставьте оценки себе сами.

Комментарии

Спасибо, Наталья, грамотный урок!

7 February 2019

Урок построен грамотно, спасибо, беру в копилочку!

7 February 2019