Открытый интегрированный урок по русскому языку и литературе в 5 классе «Сказки А.С. Пушкина и волшебный мир Палеха»

0
0
Материал опубликован 2 November 2018

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»


 

Открытый интегрированный урок

по русскому языку и литературе

в 5 классе

«Сказки А.С. Пушкина и волшебный мир Палеха»


 

Учителя русского языка и литературы

Рупакова Т.М. и Егорова И.В.

 

2017-2018 уч. год


 

Тема урока: «Сказки А.С. Пушкина и волшебный мир Палеха»

Класс: 5

Тип урока: «открытие» новых знаний


 

Цель урока:

ознакомить обучающихся с творчеством палехских мастеров на примере произведений А.С. Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

- расширение познавательного пространства личности в области искусства;

- изучение особенностей образного выражения в декоративно-прикладном искусстве;

- обогащение словарного запаса школьников;

- совершенствование языковой и речевой подготовки учащихся.

Развивающие:

-  развитие художественного воображения;

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие умения вести диалог на заданную тему;

- развитие речи учащихся.

Воспитательные:

- воспитание чувства прекрасного через произведения народного промысла и музыку;

- вызвать интерес к народным промыслам;

- воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: 1) уважительное отношение к языку;

2) стремление к речевому самосовершенствованию;

3) пополнение словарного запаса;

4) способность к самооценке на основе критерия успешности;

Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения;

2) умение воспроизводить прочитанный текст;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;

4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи.

Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности;

2) владение разными видами речевой деятельности;

3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

 

 

Основные понятия: Палех, народные промыслы, миниатюра, сказка


 

Оборудование: материал для наблюдения, тексты, сигнальные карточки, «кладовая подсказок», мультимедийная презентация.


 

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Садитесь.

А еще мы пригласили преподавателя Центра народных культур Южного Подмосковья «Истоки» - Мотейко Марию Валерьевну. В конце урока она проведет для вас мастер-класс.

Ребята, желаем вас удачного учебного дня. А для этого давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

2.Мотивация учебной деятельности

Слово учителя с элементами беседы:

Сегодня у нас необычный урок- урок русского языка и литературы.

А о чем этот урок, вы скажете мне сами немного позже.

Чтение стихотворения:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

В последнее годы заметно повысился интерес к народному искусству.

Перед вами выставка и слайд с разными видами промыслов, посмотрите на них, какие из них вы узнали? (Дети рассматривают выставку и слайд).

На слайде «Хохлома», «Гжель», «Дымково», «Палех»

-В каком из представленных вам видов народного промысла использованы сюжеты волшебных сказок?

- Как вы думаете, о каком виде промысла пойдет речь сегодня на уроке?

(Ответы детей)

-Где вы уже встречались с этим видом искусства?

(В учебнике литературы)

- Иллюстрации к сказкам какого писателя и поэта вы видели в учебнике литературы?

3. Постановка цели и задач урока.

-О чем же сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют тему урока.

- Перед вами лежат памятки. Рассмотрите их и выберите те цели, которые будут раскрываться на нашем уроке.

(Дети выбирают и формулируют цели урока)

Да именно эти цели будут раскрываться на нашем уроке.

4. Работа по теме урока

А) Проблемно-аналитическая работа с текстом

Слово учителя:

Чтобы поподробнее познакомиться с Палехом, давайте обратимся к тексту. Он лежит на ваших столах.

- Прочитайте. Отметьте восклицательным знаком то, что ново для вас о Палехе.

(Дети читают текст)

- Назовите, какие новые знания вы получили, работая с текстом.

(Ответы детей).

-Какие краски используют палешане в своих миниатюрах?

- Что является источником творчества палехских художников?

- Чья сказочная поэзия особенно близка палешанам?

- Давайте выделим ключевые слова, выберем их на столе и составим кластер.

(В середине слово Палех и слова: миниатюра, папье–маше, лак, Федоскино, А.С. Пушкин, сказки).

Физкультминутка.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на двери посмотрели.

Б) Эмоционально-аналитическая беседа по палехским миниатюрам

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Выходит девочка-сказочница:

«Вдоль по бережку лебедушка плывет, выше бережка головушку несет. То не сказочка - пожди, сказка будет впереди»

(Девочка передает учителю литературы шкатулку).

Слово учителя литературы:

Ребята, в этой шкатулке скрыты загадки. Мы сейчас их отгадаем: назовем автора и название сказки. У вас на столах лежать зеркальца. Поднимайте зеркальце, если разгадывали загадку.

(Ответы детей).

На экране слайд «А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна»

Слово учителя:

Любимые сюжеты палешан - русские былины с их замечательными героями -богатырями, народные песни, сказки ,а еще сюжеты произведений А.С.Пушкина.

- Почему же им так полюбился Пушкин? Ответ на этот вопрос мы и попытаемся найти в течение урока.

В палехских миниатюрах мы часто видим и самого Александра Сергеевича, но чаще с няней.

- Вспомните, что вы знаете о ней?

(Ответы детей).

Слово учителя:

С 1797 года Арина Родионовна жила в семье Пушкиных, нянчила поэта. Была неграмотна, но знала множество песен, сказок, прибауток. Многие из них стали основой произведений поэта. Поэт был нежно привязан к няне.

Со слов Арины Родионовны А.С. Пушкин записал семь сказок. Одна послужила материалом для «Сказки о царе Салтане..», другая – «Сказка о попе и его работнике Балде», третья - для «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Все сказки Пушкина иллюстрировались палехскими художниками. Рассмотрим некоторые из них.

Беседа по иллюстрации Б.Н. Парилова и В.В. Дудорова «А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый».

- Каких героев вы узнаете?

(Ответы детей)

- Как они изображены?

- Как изображен А.С. Пушкин?

- С какой целью художники изобразили поэта среди его героев?

- Какие краски используют художники Палеха?

Сопоставьте вступление к поэме «Руслан и Людмила» и рисунок .Все ли совпадает?

(Ответы детей.)

Слово учителя:

Обратимся к палехским миниатюрам.

(Показ слайдов) Звучит музыка.

- Отгадайте названия сказок.

(Ответы детей)

Вопрос учителя: Нравятся вам иллюстрации? Почему? Соответствуют ли они духу пушкинских сказок?

(Ответы детей)

Вопрос учителя: Что объединяет все иллюстрации? Что придает им праздничность? Какую роль в оформлении миниатюр играет орнамент? (Ответы детей).

Пушкинские сказки необычайно музыкальны. Не случайно они так легко запоминаются, ложатся на музыку.

- Можно ли сказать, что в палехских миниатюрах тоже свой ритм?

(Ответы детей).

В. Подведение итогов:

Язык пушкинских сказок очень выразителен, ярок, емок.

- Нашло ли это свое выражение в палехских миниатюрах, иллюстрирующих их?

- Каким образом?

(Да, нашло. Художники сумели показать черты характеров героев, то есть они нашли удачное воплощение пушкинских персонажей: они так же просты, понятны, выразительны, как и в сказках, в них нет ничего надуманного и лишнего, что увело бы нас от сути этих героев. И потому иллюстрации палешан к Пушкинским сказкам так любимы читателям.

- Как вы думаете, почему возникла связь между поэтом и художниками Палеха? Почему они так полюбили его?

(Ответы детей).

Это источник, бьющий из родной земли и полный ее соками: речью, музыкой, ритмом и красками. И покуда бьет этот источник и припадают к нему творцы и просто русские люди.

Слово учителю русского языка:

Ребята, чтобы остался памятный сувенир о нашем уроке, вы сейчас с Марией Валерьевной создадите свою миниатюру.

5. Рефлексия

Прием «Букет настроения»

На столах детей лежат бумажные цветы: голубые и красные. Учитель говорит: «Если вам было интересно на уроке, и вы узнали что – то новое, то поднимите красный цветок, а если было сложно и не очень интересно, то - голубой».

Дети собирают цветы в корзину, которую предлагает учитель

 

6. Мастер-класс

7. Домашнее задание

А дома вы закончите работу с палехской миниатюрой.

 

Текст

Из глубокой древности несет Палех свою культуру. Он был известен как село иконописцев. Палехских мастеров приглашали оформлять палаты Московского Кремля.

Традицию палехской росписи, миниатюры из папье-маше, покрытые лаком, переняли мастера из села Федоскино.

Сегодня в Палехе создают шкатулки, коробочки, брошки. Лучшие работы мастеров представлены в Палехском музее лаковой миниатюры.

У палехских мастеров в ходу три краски – зеленая, желтая и красная. Технология производства очень сложна.

Сверху накладывается слой черного лака, на который наносится контур рисунка. Внутри контура лак счищается до самого золота. На него накладываются краски, слой за слоем.

Палехская живопись, сверкая самоцветием, как бы расплескивается на черной глади коробок, шкатулок, ларцов, образуя красочный узор.

Красочный вымысел, яркая фантазия, высокие идеи русской народной сказки – неисчерпаемый источник образов для палехских художников, создающих драгоценные предметные росписи. Особенно близка им сказочная поэзия А.С. Пушкина.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.