Внеклассное мероприятие «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина» (3 класс)
«Удивительный мир сказок А.С. Пушкина»
Цель:
Деятельностная: формирование способности органично и последовательно действовать
Содержательная: развитие познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина, обобщение знаний по теме.
Задачи:
-повторить и закрепить знания сказок А.С. Пушкина, вспомнить интересные фрагменты;
-Учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас;
-Развивать речь, умение внимательно слушать;
- Воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С. Пушкина;
-определить вид сказок А.С. Пушкина по их признакам;
-уточнить отличие авторской сказки от народной.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие умения давать оценку своим действиям;
Метапредметные:
- познавательные - уметь осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме; осуществлять анализ, синтез, обобщение;
- регулятивные – формирование способностей к самооценки, умение оценивать работу с помощью знаковых символов;
- коммуникативные - уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
-уметь чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, понимать заданные вопросы;
- уметь узнавать произведения А. С. Пушкина по иллюстрациям;
- уметь правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; карточки с вопросами, выставка книг А.С. Пушкина, предметы из сказок (зеркало, яблоко, солнце), ларец, ноутбук, колонка.
Ход мероприятия:
1 этап Мотивация
(1) (Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».)
Воспитатель: добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к сказкам. Послушайте стихотворение:
Всех героев этих сказок,
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон
Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин) повесить портрет
Ребята, как вы думаете, о каких сказках мы будем с вами говорить? (Ответы детей)
2 этап актуализация знаний
Да верно, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина.
Воспитатель:
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
По щеке сочувствия слеза.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза!
Радуемся буйству свежих красок,
Торжеству добра над темным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом! А сейчас нам расскажут отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Рая, Егор, Богдан
Дети читают стихотворение «У Лукоморья»
3 этап включение в систему знаний
(2) За дверью слышится мяуканье. Из-за двери появляется кот.
(3)Кот: здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу!
Воспитатель: уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу сказку-загадку. Приготовились? Внимание!
(4)Шум моря.
(Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке»)
Ведущий: жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."
Дед: "Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."
Ведущий: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:
Старуха: "Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
(5)Кот: эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Была старуха и крестьянкой и столбовой дворянкой, а кончилось дело все тем же корытом, но только не новым, а старым, разбитым. Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Воспитатель: Ребята, котик, посмотрите, а у рыбки на чешуйке задания. Давайте все вместе поиграем в игру «Рыбкины секреты».
Вопросы рыбки:
1. Сколько лет жил старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (корыто)
8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
9. Старик добрый, а старуха...(злая)
10. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)
Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте встанем и послушаем кота
(6)Кот: А у меня для вас загадка посложнее. Но для начала послушайте заклинание: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем». А теперь закрываем глазки и повторяем заклинанье: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. Повертелись, покрутились, в какой мы сказке очутились?
(7)Музыка Волшебная (Демонстрирует волшебный ларец.)
Воспитатель: Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы – их называть!
Игра «Угадай, из какой сказки предметы»
Достаю все предметы (яблоко, зеркальце, солнце). Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Вопросы к детям:
Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? (чтение отрывка)
Лиза: "Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что ответило зеркальце?
Рая: "Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Как говорится о яблоке?
Алина: И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
К кому обращался королевич Елисей, когда искал царевну- невесту? (к солнцу, луне, ветру).
Послушаем как он обращался к солнцу:
Богдан: "Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Аня: - "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".
Послушаем как он обращался к месяцу:
Егор: "Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей".
Данил: "Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала". - "Как обидно!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
Послушаем как он обращался к ветру:
Витя: "Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
Таня: - "Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".
Что сделал Елисей, когда увидел гроб своей невесты?
Артем: Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
Опустел мой ларец, вот игре и конец.
Воспитатель: спасибо котик. У меня для вас есть загадка
(7) Музыка Волшебная Раз-два-три повернись, сказка новая начнись.
Воспитатель: А в какой сказке Человек превращался в насекомое? (Сказка о царе Салтане).
«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.»
(8) Изобразите, как летал шмель.
(9)Кот: молодцы! Вы знаете, ребята, в волшебной стране «Лукоморье» иногда происходят разные чудеса. На поляне сказок случился переполох и перепутались все сказки. Надо навести порядок, и для этого мы с вами пойдём по неведомой дорожке, но чтобы по ней пройти нам необходимо вспомнить пушкинские сказки.
Воспитатель: я буду сказку начинать.
(10)Кот: а мы будем продолжать.
4 этап закрепления знаний
Игра «Там на неведомых дорожках» я начну а ты закончи игра Доскажите слова текста
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
— А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»
— Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
— Жил старик со своею старухой,
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
— Ветер по морю гуляет,
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
— Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
Вот мудрец перед … (Дадоном)
Стал и вынул из мешка
Золотого … (петушка).
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю на … (спицу)…
А теперь посмотрите на доску и выберите картинки, которые соответствуют сказкам А.С. Пушкина. Дети выбирают соответствующие картинки к сказкам Пушкина, отвечают на вопросы:
-какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и про животных)
-к какому виду можно отнести сказки Пушкина?
Докажите, приведите пример волшебных предметов
-сказки, о которых мы сегодня с вами говорим авторские или народные?
докажите
-чему учат сказки Пушкина?
(11)Кот: Вот и поляна сказок
Воспитатель: молодцы, ребята!
Произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло. Побуждают читателей задуматься о собственном поведении и жизненных ценностях. Учат смелости и решительности.
Воспитатель: Ребята, на предыдущих занятиях мы создавали иллюстрации к сказкам Пушкина. У нас получился целый сборник.
Нашему котику пора с нами прощаться. По традициям на Руси гостя с пустыми руками не провожают. А давайте ему подарим эти иллюстрации на память. Он очень любит сказки Пушкина.
(12)Кот: спасибо за подарок! До новых встреч.
Воспитатель: Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут,
Этих сказок голоса.
Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошла к концу наша с вами встреча с пушкинскими сказками.
5 этап Рефлексия
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что это? (аквариум) А кто в нем может жить? (рыбка). Выберите рыбку, которая соответствует вашей работе на занятии, и поместите ее в аквариум:
Красная рыбка – работали активно, выполнили все задания, отвечали правильно на вопросы.
Зеленая – работали хорошо, справились почти со всеми заданиями.
Голубая – если вы были не активны, допускали много ошибок.
Давайте попрощаемся с гостями… До новых встреч!