Внеклассное мероприятие «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина» (3 класс)

2
0
Материал опубликован 20 May 2020

«Удивительный мир сказок А.С. Пушкина»

Цель: 

Деятельностная: формирование способности органично и последовательно действовать

Содержательная: развитие познавательного интереса к творчеству А.С. Пушкина, обобщение знаний по теме.

Задачи

-повторить и закрепить знания сказок А.С. Пушкина, вспомнить интересные фрагменты;

-Учить правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас;

-Развивать речь, умение внимательно слушать;

-  Воспитывать любовь, уважение и интерес к сказкам А.С. Пушкина;

-определить вид сказок А.С. Пушкина по их признакам;

-уточнить отличие авторской сказки от народной.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения давать оценку своим действиям;

 

Метапредметные:

- познавательные - уметь осознанно и произвольно строить высказывания в устной форме; осуществлять анализ, синтез, обобщение;

- регулятивные – формирование способностей к самооценки, умение оценивать работу с помощью знаковых символов;

- коммуникативные - уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

 

Предметные:

-уметь чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, понимать заданные вопросы;

- уметь узнавать произведения А. С. Пушкина по иллюстрациям;

- уметь правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.


Оборудование: портрет А. С. Пушкина; карточки с вопросами, выставка книг А.С. Пушкина, предметы из сказок (зеркало, яблоко, солнце), ларец, ноутбук, колонка.



 Ход мероприятия:
1 этап Мотивация

(1) (Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».)

Воспитатель: добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня с вами необычное занятие. Мы отправимся в гости к сказкам. Послушайте стихотворение:

 Всех героев этих сказок,
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон
Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)  повесить портрет

Ребята, как вы думаете, о каких сказках мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

2 этап актуализация знаний

Да верно, сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина.

Воспитатель: 

К нам приходят пушкинские сказки, 

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

По щеке сочувствия слеза.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза!

Радуемся буйству свежих красок,

 Торжеству добра над темным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом!  А сейчас нам расскажут отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» Рая, Егор, Богдан

Дети читают стихотворение «У Лукоморья»

3 этап включение в систему знаний

(2) За дверью слышится мяуканье. Из-за двери появляется кот.

(3)Кот: здравствуйте, мои друзья! Кот ученый – это я. Я со сказками дружу, сам я к детям прихожу! 

Воспитатель: уважаемый кот, вначале для порядка отгадай нашу сказку-загадку. Приготовились? Внимание!

(4)Шум моря.

(Инсценировка фрагмента «Сказки о золотой рыбке»)

Ведущий: жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.

Рыбка: "Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь."

Дед: "Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе."

Ведущий: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старика старуха забранила:

Старуха: "Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".

(5)Кот: эта сказка мне знакома. «Сказка о рыбаке и рыбке». Была старуха и крестьянкой и столбовой дворянкой, а кончилось дело все тем же корытом, но только не новым, а старым, разбитым. Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами.
Воспитатель: Ребята, котик, посмотрите, а у рыбки на чешуйке задания. Давайте все вместе  поиграем в игру «Рыбкины секреты».
Вопросы рыбки:
1. Сколько лет жил старик со старухой (30 лет и 3 года)
2. Где они жили? (у самого синего моря)
3. Чем ловил старик рыбу? (неводом)
4. Сколько раз бросал невод старик? (3 раза)
5. Что поймал старик в первый раз? (тину)
6. Что поймал во второй раз? (траву морскую)
7. Назовите первое желание старухи? (корыто)
8. Как называла в гневе старуха старика? (дурачина ты, простофиля)
9. Старик добрый, а старуха...(злая)
10. Как называл старик золотую рыбку? (государыня рыбка)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас давайте встанем и послушаем кота
(6)Кот: А у меня для вас загадка посложнее. Но для начала послушайте заклинание: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем». А теперь закрываем глазки и повторяем заклинанье: «Сказки Пушкина мы знаем, любим очень и читаем. Повертелись, покрутились, в какой мы сказке очутились?

(7)Музыка  Волшебная (Демонстрирует волшебный ларец.)

Воспитатель: Есть ларец, а в нем предметы.
Я их буду доставать, ну, а вы – их называть!
Игра «Угадай, из какой сказки предметы»
Достаю все предметы (яблоко, зеркальце, солнце). Мой вопрос совсем простой: Как названье сказки той? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
Вопросы к детям:

Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? (чтение отрывка) 

Лиза: "Свет мой, зеркальце! скажи 

Да всю правду доложи: 

Я ль на свете всех милее, 

Всех румяней и белее?" 

Что ответило зеркальце?

Рая: "Ты, конечно, спору нет; 

Ты, царица, всех милее, 

Всех румяней и белее". 

Как говорится о яблоке? 

Алина: И к царевне наливное, 

Молодое, золотое, 

Прямо яблочко летит... 

Пес как прыгнет, завизжит... 

Но царевна в обе руки 

Хвать - поймала. "Ради скуки 

Кушай яблочко, мой свет. 

Благодарствуй за обед".

К кому обращался королевич Елисей, когда искал царевну- невесту? (к солнцу, луне, ветру).

Послушаем как он обращался к солнцу:

Богдан: "Свет наш солнышко! Ты ходишь 

Круглый год по небу, сводишь 

Зиму с теплою весной, 

Всех нас видишь под собой. 

Аль откажешь мне в ответе? 

Не видало ль где на свете 

Ты царевны молодой? 

Я жених ей".

Аня: - "Свет ты мой, - 

Красно солнце отвечало, - 

Я царевны не видало. 

Знать ее в живых уж нет. 

Разве месяц, мой сосед, 

Где-нибудь ее да встретил 

Или след ее заметил".

Послушаем как он обращался к месяцу:

Егор: "Месяц, месяц, мой дружок, 

Позолоченный рожок! 

Ты встаешь во тьме глубокой, 

Круглолицый, светлоокий, 

И, обычай твой любя, 

Звезды смотрят на тебя. 

Аль откажешь мне в ответе? 

Не видал ли где на свете 

Ты царевны молодой? 

Я жених ей".


Данил: "Братец мой, 

Отвечает месяц ясный, - 

Не видал я девы красной. 

На стороже я стою 

Только в очередь мою. 

Без меня царевна, видно, 

Пробежала". - "Как обидно!" - 

Королевич отвечал. 

Ясный месяц продолжал: 

"Погоди; об ней, быть может, 

Ветер знает. Он поможет. 

Ты к нему теперь ступай, 

Не печалься же, прощай".

Послушаем как он обращался к ветру:

Витя: "Ветер, ветер! Ты могуч, 

Ты гоняешь стаи туч, 

Ты волнуешь сине море, 

Всюду веешь на просторе, 

Не боишься никого, 

Кроме бога одного. 

Аль откажешь мне в ответе? 

Не видал ли где на свете 

Ты царевны молодой? 

Я жених ее".

Таня: - "Постой, - 

Отвечает ветер буйный, - 

Там за речкой тихоструйной 

Есть высокая гора, 

В ней глубокая нора; 

В той норе, во тьме печальной, 

Гроб качается хрустальный 

На цепях между столбов. 

Не видать ничьих следов 

Вкруг того пустого места; 

В том гробу твоя невеста".

Что сделал Елисей, когда увидел гроб своей невесты?

Артем: Перед ним, во мгле печальной, 

Гроб качается хрустальный, 

И в хрустальном гробе том 

Спит царевна вечным сном. 

И о гроб невесты милой 

Он ударился всей силой. 

Гроб разбился. Дева вдруг 

Ожила. Глядит вокруг 

Изумленными глазами, 

И, качаясь над цепями, 

Привздохнув, произнесла: 

"Как же долго я спала!" 


Опустел мой ларец, вот игре и конец.
Воспитатель: спасибо котик. У меня для вас есть загадка 

(7) Музыка  Волшебная Раз-два-три повернись, сказка новая начнись.
Воспитатель: А в какой сказке Человек превращался в насекомое? (Сказка о царе Салтане). 

«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал.
Судно на море догнал.
Потихоньку опустился
На корму и в щель забился.» 

(8) Изобразите, как летал шмель.

(9)Кот: молодцы! Вы знаете, ребята, в волшебной стране «Лукоморье» иногда происходят разные чудеса. На поляне сказок случился переполох и перепутались все сказки. Надо навести порядок, и для этого мы с вами пойдём по неведомой дорожке, но чтобы по ней пройти нам необходимо вспомнить пушкинские сказки.
Воспитатель: я буду сказку начинать.
(10)Кот: а мы будем продолжать.

 4 этап закрепления знаний

Игра «Там на неведомых дорожках» я начну а ты закончи игра Доскажите слова текста
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.

А Балда приговаривал с укоризной:
«НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ!»

Ей в приданое дано
БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
Свойство зеркальце имело;
ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!

Жил старик со своею старухой,
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
Они жили в ветхой землянке
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!

Ветер по морю гуляет,
И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.

Белка песенки поет
ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
А орешки не простые,
ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!

Вот мудрец перед … (Дадоном)

Стал и вынул из мешка

Золотого … (петушка).

«Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю на … (спицу)

А теперь посмотрите на доску и выберите картинки, которые соответствуют сказкам А.С. Пушкина. Дети выбирают соответствующие картинки к сказкам Пушкина, отвечают на вопросы: 

-какие виды сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и про животных)

-к какому виду можно отнести сказки Пушкина?

Докажите, приведите пример волшебных предметов

-сказки, о которых мы сегодня с вами говорим авторские или народные?

докажите

-чему учат сказки Пушкина?

(11)Кот: Вот и поляна сказок

Воспитатель: молодцы, ребята!
Произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло. Побуждают читателей задуматься о собственном поведении и жизненных ценностях. Учат смелости и решительности.

Воспитатель: Ребята, на предыдущих занятиях мы создавали иллюстрации к сказкам Пушкина. У нас получился целый сборник.

Нашему котику пора с нами прощаться. По традициям на Руси гостя с пустыми руками не провожают. А давайте ему подарим эти иллюстрации на память. Он очень любит сказки Пушкина.

(12)Кот: спасибо за подарок! До новых встреч.

Воспитатель: Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут,
Этих сказок голоса.

Ну что ж, ребята, всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и подошла к концу наша с вами встреча с пушкинскими сказками. 

5 этап Рефлексия

Воспитатель: Ребята, как вы думаете что это? (аквариум) А кто в нем может жить? (рыбка). Выберите рыбку, которая соответствует вашей работе на занятии, и поместите ее в аквариум:

Красная рыбка – работали активно, выполнили все задания, отвечали правильно на вопросы.

Зеленая – работали хорошо, справились почти со всеми заданиями.

Голубая – если вы были не активны, допускали много ошибок.

Давайте попрощаемся с гостями… До новых встреч!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.