Колокольные звоны на Руси

3
0
Материал опубликован 1 February 2016

Тема: Колокольные звоны на Руси.

Цель: познакомить воспитанников с колокольными звонами, знать кто такие звонари.

Задачи:

Сформировать знания: о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; познакомить с колоколом в обыденной жизни русского человека; колокольные звоны в произведениях композиторов.

Развивать, творческое мышление, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

Корригировать внимание, память.

Воспитывать у воспитанников чувство патриотизма, любви к своей Родине; воспитывать уважение к русским традициям и почитание колокола как символа русской земли.

Характеристика урока

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-прелюдия.

Класс – 3 (VII вид)

Предметы: музыка, история, православная культура.

Методы: практическая работа, словесный, наглядный, поисковая ситуация, мотивация воспитанников в начале урока.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; колонки; плакаты с музыкальными инструментами; карточки с музыкальными инструментами; презентация к уроку; аудиозаписи благовеста, трезвона, набата, фрагмент пролога оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»; баян.

ХОД УРОКА

Вход воспитанников в класс под русскую плясовую «Светит месяц»

Организационный момент (музыкальное приветствие)

Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги. Каждое занятие по музыке мы начинаем с музыкального приветствия. Давайте поприветствуем друг друга.

Пение песни Я. Дубравина «Добрый день»

Закрепление пройденного. Вопросы на повторение.

- Ребята, назовите тему нашего полугодия?

- Музыку, какого оркестра мы с вами слушали на прошлых уроках?

- Какие музыкальные инструменты входят в состав народного оркестра?

Работа по карточкам (2 воспитанникам из множества картинок)

музыкальных инструментов отобрать русские народные инструменты).

Работа по плакату. Учитель указкой показывает музыкальные инструменты, воспитанники называют инструменты, касающиеся оркестра русских народных инструментов.

 

Изучение новой темы

Слайд-видео «Колокольный звон»

- Ребята скажите, какой звук вы услышали? (это был колокольный звон)

- Молодцы. Вы абсолютно правы.

- Сегодняшний урок (слайд) будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону.

Сообщение цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей и устройством колокола, послушаем колокольные звоны, узнаем, кто такие звонари, прослушаем колокольные звоны в произведениях русских композиторов.

- Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? (Да). А почему? (Потому что в звоне колоколов можно услышать мелодию.)

Колокол – это ударный музыкальный инструмент. (слайд) Он состоит из:

Устройство типичного европейского колокола: 1. хомут, 2. корона, 3. голова, 4. поясок, 5. талия, 6. звуковое кольцо, 7. губа, 8. устье, 9. язык, 10. Заплечики

Язык (показать) у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса.

Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте? (Ответы детей).

А если язык лёгкого веса? (Ответы детей).

Интересно, что с названием элемента колокола «язык» в русском языке появились «колокольные» метафоры: «язык хорошо подвешен», «язык заплетается» - от того, хорошо или неудачно подвязан язык колокола, зависит качество звона. 

«Придержи язык», «никто тебя за язык не тянул», «распустили языки» - в нерабочем состоянии языки колоколов обычно связаны. Прежде чем начать звонить, верёвки развязывают. 

«Колокола льют» - выдумывают, «колоколят» - разносят вести, «наколоколилась» - накричалась, наговорилась.

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и других. Ученые считают родиной колоколов Китай, откуда по Великому шелковому пути он мог прийти в Европу в IV в. Легенда же рассказывает, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископу Ноланскому (слайд) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, (слайд) от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

Словарная работа: епископ (главный священник), колокольчик.

На Руси колокола впервые появились в X веке. Несмотря, на то, что первые колокола появились в Китае, русский народ очень полюбил этот необычный музыкальный инструмент. Колокол стал символом Руси, Руси православной.

Сегодня колокололитейные заводы есть в нескольких крупных городах России. Но раньше таких возможностей не было, и мастера-литейщики справлялись с трудным делом так: (слайд)

1. Вырывалась яма, в которой особым образом готовилось дно (площадка из глины или кирпича должна была быть идеально ровной).

2. Из глины готовилась форма с пустотой внутри, а по краям ямы строились несколько печей для плавки металла.

3. В форму по нескольким каналам заливали расплавленную колокольную медь (смесь бронзы и олова). Для особой красоты звука к смеси могли добавлять и серебро.

4. Яму накрывали и ждали, когда металл постепенно остынет.

5. Затем форму освобождали от земли, разбивали глиняный кожух, а колокол извлекали и несли к священнику для благословения.

А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси? (Ответы детей).

(слайд) Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. Они помещались в специальном здании рядом с церковью. Это называлась – колокольня или звонница (слайд) Людей, которые звонили в колокола, называли звонарями. (слайд)

Различают 3 основных звона:

Благовест – (то есть Благая весть) – церковный звон одним большим колоколом, извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.

Слушание: благовест (слайд)

Трезвон – звон во все колокола (в отличие от благовеста). В него ударяют трижды с небольшими перерывами.

Слушание: трезвона (слайд)

Набат – оповещение или тревожный сигнал для сбора народа, подаваемый обычно ударами в колокол; указами от 1797 и 1851 годов предписывалось бить набат во время пожаров, вьюг и метелей. В метельный набат били прерывисто, до прекращения бури. В качестве сигнала тревоги набат использовался в России до XVIII века.

Слушание: набат (слайд)

В нашем городе Октябрьский тоже есть колокольня (слайд). Кто-нибудь видел нашу колокольню? Слышали звуки колокола? (ответы воспитанников)

Игра «Звонари»

А давайте у нас в классе устроим настоящую звонницу! Я попрошу сейчас всех встать в шахматном порядке. Колокола бывают разные по размеру. Какие? (большие, средние, маленькие). Как звучит большой колокол – низко. Быстро или медленно звонят большие колокола? – медленно. И так, всё наше тело превращается в большой колокол. Начинаем звонить – показать движение. Как звонят маленькие колокольчики – высоко. Быстро или медленно – очень быстро. Взяли все в руки маленькие колокольчики. Звоним – (только кистью) показать движения. Какие ещё колокола остались – средние. Превращаемся в средние колокола.

А главным музыкантом-звонарём у нас будет ____________________.

Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были словно живыми: им, как и людям, (слайд) давали собственные имена – Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь…

Сохранившиеся древние колокола – это самые ценные исторические памятники. Самый большой колокол – Царь-Колокол (слайд) Его вес 200 т, высота – 6, 24 м, диаметр – 6, 60 м. С чем это сравнить? 200 т - это примерный вес 50 слонов, 6 м - высота двухэтажного дома, а внутри чаши вполне можно было бы жить, как в огромной комнате.

В 1654 г. Царь-колокол был отлит по приказу царя Алексея Михайловича. Весил он тогда 130 т и был действующим около пятидесяти лет, но в 1704 г. во время пожара был повреждён.

В 1733 г. было принято решение о том, чтобы перелить колокол. За дело берутся отец и сын Моторины - русские мастера-литейщики. По приказу императрицы Анны Иоановны в новый колокол будет добавлен материал, отчего его вес увеличится до 200 т. После того как колокол остыл, с него сняли кожух, и в литейную яму спустились чеканщики. Они прорабатывали рисунки на поверхности колокола, так как после литья изображения получаются недостаточно четкими. Эта работа заняла полтора года и не была закончена в связи с пожаром в мае 1737 г. Москвичи, тушившие пожар, поливали колокол водой, опасаясь, что он расплавится. Но от неравномерного охлаждения колокол треснул во многих местах, а одна трещина оказалась роковой: кусок его чаши попросту отломился. Повреждения колокола были настолько серьезны, что работы по отделке его украшений прекратили, и он около 100 лет пролежал в литейной яме. Только в 1836 г. его оттуда подняли и установили на постаменте у колокольни "Ивана Великого".

Физминутка (слайды)

А сейчас все на дружную физминутку. Встали из-за парт. (учитель показывает, воспитанники выполняют).

Продолжение темы

- Вы узнали, почему и какие звучат колокола в православном храме.

Многие русские композиторы воспроизводили звучание колоколов в музыкальных произведениях.

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон.  Вот как выглядят оркестровые колокола. (слайд)

Прослушайте фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». (слайд) Во время звучания музыкального фрагмента я попрошу вас выполнить задание в ваших персональных карточках. Определить и записать какие средства музыкальной выразительности использовал композитор и в колонках написать какие чувства у вас вызывает эта музыка. Какой характер?

Слушание пролога из оперы «Борис Годунов».

Словарная работа: опера

Опера - музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

дети работают

Вы услышали колокольный звон?

А теперь давайте посмотрим ваши карточки. Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Как звучит музыка? (тревожно). Когда вы станете постарше, мы обязательно узнаем, почему так тревожно звучат колокола в этом фрагменте.

Да, ребята, колокольные звоны использовали в своих произведениях и другие композиторы, например, М.И. Глинка в финальной сцене своей оперы «Жизнь за царя», С. С. Прокофьев кантате «Александр Невский» (об этих произведениях мы будем говорить с вами на следующем уроке).

VIII. Актуализация знаний (слайды)

- Этот звон звучал во время пожаров, вьюг, сильных туманов и

нашествий врага, предупреждая, объединяя, храня (набат)

- История этого колокола связана с двумя цифрами –130 и 200, а также с

двумя пожарами, между которыми он звонил почти 50 лет. А теперь? (Царь- колокол)

- О чём звонят колокола XXI века?

(если останется время) Звучит песня «Колокола» в исполнении Е. Камбуровой (на фоне учитель читает стихи И. Чернухина)

«… Жива, святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола» (И. Чернухин «Колокола России»)

(слайд) Оценивание воспитанников на уроке

Домашнее задание: повторить песню

(слайд)

Выход воспитанников под колокольный звон.

 

Приложение

Колокола льют – чьи-либо слова являются ложью, сплетней.

В старину существовал обычай: во время отливки нового колокола нужно было рассказать небылицы, чтоб потом колокол лучше звучал.

Колокольный дворянин – лицо духовного сословия.

Колоколят - разносят вести.

Наколоколилась - накричалась, наговорилась.

Придержать (попридерживать) (свой) язык (язычок) - то же что сдерживать (сдерживать) (свой) язык.

Распускать язык – позволять себе говорить много лишнего.

Язык без костей – кто-либо говорит лишнее, выдавая чужие тайны и не задумываясь о последствиях.

Язык завалился за щеку (прилип к гортани) – кто-либо замолчал от неожиданности, удивления и т.п.; потерял вдруг способность говорить.

Язык заплетается – кто-либо говорит невнятно, путается в словах (о пьяном человеке)

Язык как помело – о ком-либо чрезмерно болтливым, любящем посплетничать.

Язык на плече – кто-либо устал, утомился.

Язык не поворачивается (ворочается) – кто-либо не решается (сказать что-либо).

Язык отнялся – кто-либо замолчал от неожиданности, удивления, страха и т.п.; потерял вдруг способности говорить.

Язык хорошо подвешен – кто-либо умеет свободно, гладко говорить, писать.

Язык проглотишь (язык проглотить можно) – очень вкусно (о еде)

Язык развязывается – кто-либо становится излишне болтливым (обычно о пьяном)

Язык распускать – позволять себе говорить много лишнего

Язык сломаешь (сломать можно) – о чем-либо, трудном произношении

Комментарии

Урок интересный. Использованы разнообразные формы деятельности обучающихся. Респект!

5 February 2016

Эльвира Халимовна! Очень хорошая разработка. Спасибо!

6 February 2016