Урок по музыке во 2 классе «Колокольный звон России»
Конспект урока музыки
Класс: 2
Учитель : Антонова Екатерина Игоревна
Тема четверти: «Песни русского народа»
Тема урока: «Колокольный звон России»
Цель деятельности учителя: Познакомить детей с церковным песнопением, видами колокольного звона.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Учиться анализировать услышанную музыку;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
3. Развивать музыкальные способности.
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
3. Воспитывать культуру слушания музыки.
Личностные:
1.Воспитание культуры слушания;
2. Воспитание положительного отношения к классической музыки.
Оборудование: Компьютер, доска, музыкальный центр, фортепиано, наглядный материал на доске.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Хронометраж |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
||||
1. |
Организацион-ный момент. |
5 |
Здравствуйте, ребята! Словесное приветствие: «Я здороваюсь везде, дома и на улице….» А теперь давайте с вами поздороваемся не словами а с помощью музыки, ведь у нас урок чего? (Ответы детей). Муз. Приветствие: «Здравствуйте ребята, здравствуйте учитель , вы сегодня умывались? Делали зарядку? Мы проснулись очень рано, все у нас в порядке…» |
Подготовиться к уроку. |
Личностные: внутреннее расположение ученика на положительное отношения к уроку. |
||||
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи. Слушание П.И. Чайковский — «В церкви». Построение проекта выхода из затруднения |
15 |
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту иллюстрацию. (На доске церковный хор). Как вы считаете, что это за хор? (Ответы детей). Верно. Получается, что в церкви мы тоже можем встретиться с музыкой? А для чего нужна музыка в церкви?(Ответы детей). Молодцы. Из представленных слов на доске составьте пожалуйста и сформулируйте тему урока. Вы хорошо справились. А теперь запишите тему в свои тетради. «Колокольный звон России». Как вы понимаете слово церковь, что это такое? (Ответы детей.) Послушайте отрывок из стихотворения Кто людей сюда собрал Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) С давних времен до нас дошли сооружения, где с молитвами обращаются к Богу и святым людям. Очень много памятников древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, которые сохранились до настоящего времени. Мы с вами выяснили на прошлых уроках, что музыка может изображать, например, пейзажи, передавать движения. А как мы можем назвать ту музыку, которая передает нашу внутреннюю духовность? Ведь это очень трудно, передать то, что внутри. Правильно! Духовная музыка, именно эта музыка и звучит в церквях. Давайте прослушаем произведение из цикла «Детского альбома» П.И. Чайковского « В церкви» На столах вы видите «Словарь эмоциональных терминов» Давайте выделим те слова, которые подходят для характеристики прослушанной музыки. Приложение 1. Вы хорошо поработали. |
Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. |
Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге. М/П: Умение построить высказывание о музыке. Личностные: эмоционально – ценностного отношение к искусству Регулятивные: восприятие музыки ,как искусства. |
||||
3 |
Физ.минутка. |
2 |
Ребята, а теперь давайте не много отдохнем. Поэтому встаём и повторяем за мной. Мы сегодня музыканты! (руки вперед) Мы сегодня оркестранты! (поправляем бабочку) Сейчас пальцы разомнем…(движение кистью рук) Дружно мы играть начнем! (похлопывания) Пианино зазвучало…(пальчиками по клавишам) Слева скрипка заиграла…(изображаем) Справа скрипка заиграла…(изображаем) Вдох глубокий…(потянулись) Выдох, Браво! (наклон, хлопки) МОЛОДЦЫ!!!! |
Повторять за учителем и правильно выполнять движения. |
|||||
4 |
Первичное закрепление. Слушание: колокольный звон Благовест и Набат |
8 |
Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без музыкального сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. А что же еще такого особенного есть в церкви? Давайте подумаем и рассмотрим иллюстрации… Правильно! Это колокольня! Когда звонят в колокола и зачем? Как вы думаете? Вы назвали два самых важных видов колокольного звона. Когда звучит БЛАГОВЕСТ ( Благая весть, во время начала службы, верно подметили вы) и НАБАТ (оповещение о беде, как вы тоже сказали) Прослушайте два музыкальных фрагмента: 1.Благовест 2.Набат Как вы думаете, что звучало под номером 1? Благовест. Правильно, как вы это поняли? (ответы детей) Под номером 2 звучал набат. Напряженно и тревожно… |
Внимательно слушать, запоминать и отвечать на вопросы. |
Познавательные: использование терминологии. Высказывание своей точки зрения. Учатся понимать глубокий смысл музыки и музыкального языка. |
||||
5. |
Вокально- хоровая работа. Пение: «Небо и земля» (песнопение) Дыхательная гимнастика Стрельниковой |
10 |
ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво петь, нам конечно нужно распеться.
Выполнение упражнений «Обними плечи», «Насос», «Маятник».
Распевание. Работа с песней.
Разучивание произведения:
|
Разучивание произведения. |
Предметные: Развитие певческих и слушательских способностей. |
||||
6. |
Рефлексия. |
5 |
Вся музыка, которая звучала на уроке, это духовная музыка, музыка не передающая состояния природы, а передающая состояние души… Давайте подведем итог нашего урока. Закончим фразы: Сегодня на уроке мы познакомились…. Набат это…. Благовест это…. Автором произведения «В церкви» является…… На уроке мне было интересно…. Я узнал(а)…… Спасибо! А сейчас пожалуйста посмотрите на облачка, которые поселились у нас на доске… На них написаны разные состояния души, выберите пожалуйста те слова, которые характеризуют ваше состояние на этом уроке и атмосферу на уроке в общем. Выбранные слова: благодеяния, воодушевленность, спокойствие, равновесие, духовность. Запишите пожалуйста в свои тетради домашнее задание: Сделать иллюстрацию к церковному празднику. И завершить наш урок мне хотелось бы такими словами: Будь добр и милосерден Спасибо за внимание! Урок окончен! |
Обобщить изученное, ответив на вопросы. |
Регулятивные: Осмысление пройденного, усвоение учебного материала. |