Сценарий урока музыки «Великий колокольный звон»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
г. Пугачева имени Т. Г. Мазура Саратовской области»
413720, г. Пугачев, ул. Топорковская, 40/1Технологическая карта урока музыки №10 2 класс по ФГОС на тему:
Великий колокольный звон
Работу выполнила
учитель музыки
1 квалификационной категории
Славинская Юлия Николаевна
Тема раздела: О России петь, что стремиться в храм
Тема урока: Великий колокольный звон
Номер урока: 10
Тип урока: урок изучения нового
Цель урока: познакомиться с видами колокольного звона, определить его значимость в русской культуре
Задачи урока:
- познакомить детей с разновидностями колокольных звонов;
- развивать у детей звуковысотный слух;
- воспитывать у детей уважение к историческому прошлому, воплощенному в профессиональной и народной музыке, способствовать духовно-нравственному воспитанию.
Планируемый результат универсальных учебных действий ( УУД):
Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.
Познавательные: познакомиться с разновидностями колокольного звона.
Коммуникативные: способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками; учить высказывать свою точку зрения.
Личностные: воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Музыкальные материалы: С. Рахманинов « Светлый праздник» из 4 части сюиты- фантазии ,Праздничный трезвон, Ростовские звоны, С. Прокофьев « Вставайте, люди русские!» из кантаты « Александр Невский»
М. Мусоргский « Великий колокольный звон « из оперы « Борис Годунов».
Оборудование урока: ноутбук, презентация у уроку, портреты композиторов С. Рахманинова, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Технологическая карта урока «Великий колокольный звон»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
Время |
1.Организационный момент Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад. |
Включает запись Ростовского звона Музыкальное приветствие (Показ слайда №1) |
Дети входят в класс |
Личностные УУД: развитие доброжелательного отношения и эмоциональной отзывчивости |
1 мин |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Цель этапа: выход на проблему, через определение темы урока. |
Учитель: Ребята, под какую музыку вы сегодня входили в класс? Учитель: А где может звучать колокольный звон? Учитель: Ребята, а что оповещает нам колокольный звон? Учитель: Ребята, а если на большой праздник будут звучать колокола во всех храмах нашего города какой звон получиться? Учитель: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Учитель: А теперь давайте подберем прилагательное к слову звон. Учитель: Правильно, тема сегодняшнего урока: «Великий колокольный звон» (Показ слайда №2) |
Дети: Под колокольный звон Дети: На колокольне у храма Дети: Служба начинается или заканчивается, праздник великий, венчание Дети: большой, звонкий, громкий, великий, звучный, яркий, праздничный Дети: Колокольный звон. Дети: Красивый, звучный, громкий, великий |
Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: учатся высказывать свою точку зрения. |
2 мин |
3. Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о разновидностях колокольного звона. |
Учитель: Ребята, колокольный звон сопровождал человека на протяжении всей истории, всей его жизни. Колокола появились еще в Древней Руси. (Показ слайда №3) Они имели огромное значение для города или села. Ребята, с помощью чего вы общаетесь друг с другом и передаете информацию в современной России, в 21 веке? Учитель: Подумайте, а как собрать людей на площадь, чтобы сообщить им что-то важное в Древней Руси? К тому же много людей было не грамотных и читать они даже не умели. Учитель: Да, действительно.(Показ слайда №4). И поэтому важность информации зависела от вида звона. Поэтому они стали различаться. А откуда появились колокола? Учитель: Кирьян Катя подготовила нам очень интересное сообщение о том, как появились колокола. Учитель: Спасибо, Катя ты приготовила нам очень интересное сообщение. У колокольных звонов существует много названий. Ребята, если мы соединим слова «благая» и «весть» в одно слово, то какое слово получится? (Показ слайда №6) Учитель: Правильно. А что означает это слово? (Показ слайда №7) Учитель: Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Давайте, послушаем, как звучит благовест. Звучит благовестный звон в записи Учитель: Как прозвучал благовест? Учитель: Есть еще одна разновидность колокольного звона-трезвон. (Показ слайда №8) О нем нам подготовил сообщение Усачев Сергей. Учитель: Спасибо, Сергей. Давайте, прослушаем запись праздничного трезвона. Звучит запись праздничного трезвона. Учитель: Какое настроение вы услышали, когда слушали трезвон? Учитель: Чем отличается благовест от трезвона? (Если дети затрудняются ответить, включить в записи начало благовеста и трезвона ) Учитель: Ребята, не всегда колокольный звон на Руси возвещал радость. Существует такой звон, он называется-набат.(Показ слайда №9) Как вы думаете, что может возвещать такой звон? Учитель: Верно. Прослушайте, как С. С. Прокофьев использует этот звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» (Показ слайда №10) Учитель: Какие чувства переданы в этой музыке? |
Дети: С помощью телефона, мобильной связи, интернета, факса Дети: Мы думаем, что надо позвонить в колокол Дети: Мы не знаем, но хотели бы узнать. Выступление ученицы Кирьян Екатерины. По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Это был колокольчик. (Показ слайда №5) И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. С тех пор колокольный звон собирает людей на молитву в храм и сообщает об окончании службы. Дети: Благовест Дети: Хорошая весть, хорошая новость, радостная весть, новость о великом празднике, например –Пасха, Рождество Христово Дети слушают Дети: Празднично, ярко, красиво, с добром Выступление ученика Усачева Сергея. Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста. - Колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого. Этот прием игры называется перебор. Колокола перебирают - от самого большого - до самого маленького или наоборот- с различным количеством ударов в каждый колокол. Дети слушают Дети: Праздничное, веселое, хорошее, торжественное Дети: Благовест-это звучание одного колокола, а трезвон звучит с множеством колоколов разной высоты Дети: Война начинается, беда, пожар, тревога, стихийное бедствие Дети слушают. Дети: тревога, страх, смелость, отвага |
Коммуникативные УУД: уметь в совместной деятельности слушать и музыку. Уметь выступать перед аудиторией. Регулятивные УУД: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Личностные УУД: уметь высказывать свое личное уважительное отношение к разновидностям колокольного звона. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа. Познавательные УУД: познакомиться с разновидностями колокольного звона |
16 мин |
4.Физминутка. Цель этапа: снять психологическое напряжение младших школьников |
Учитель: Ребята, давайте, встанем и хлопками исполним ритмический рисунок этого произведения |
Дети исполняют хлопками ритмический рисунок |
Коммуникативные УУД: участие в коллективном исполнении произведения. |
1мин |
5. Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о колокольном звоне |
Учитель: Ребята, а как вы думаете, можно ли колокольный звон исполнить на других инструментах, кроме колоколов? Учитель: А как вы считаете, на каких инструментах можно показать колокольный звон? Учитель организует просмотр видеофрагмента из пролога оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», задает вопросы: 1.Определите роль колокольных звонов на Руси? 2.Что обозначает колокольный звон в этой опере? К чему он призывает? |
Дети: Думаем, что можно Дети: Ударные, струнные. Дети смотрят видеофрагмент, Отвечают на вопросы учителя |
Коммуникативные УУД: работают в малых группах (или парах) над проектом; анализируют реальные социальные условия; Регулятивные УУД: планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата |
10 мин |
6. Включение нового знания в систему знаний Цель: провести анализ средств музыкальной выразительности фрагмента оперы «Борис Годунов» «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского |
Организация проектной деятельности. (Показ слайда №11) - Выпишите из каждого столбика 1-2 слова или словосочетания, соответствующие прозвучавшей музыке: Музыка изображает: 1. колокольный перезвон 2. церковное песнопение 3. народная песня Характер: 1. торжественный 2.тревожный 3. песенный 4.величественный Исполнитель: 1. фортепиано 2. симфонический оркестр 3. клавесин 4 ударные инструменты |
Дети работают в тетради |
Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной учебной деятельности работать в тетради Личностные УУД: выражать свое личное отношение к музыкальному произведению |
7 мин |
7. Коллективное пение Цель: развитие вокальных данных, закрепление темы «Великий колокольный звон» на собственном примере исполнения |
Учитель: Ребята, а теперь давайте на собственном примере изобразим звучание колокольного звона. (Звучит попевка «Кошкин дом» и «Динь-дон») Учитель разучивает с детьми попевки |
Дети разучивают попевки вместе с учителем |
Коммуникативные УУД: участие в коллективном исполнении попевок. Личностные УУД: выражать свое личное отношение к музыкальному произведению. Познавательные УУД: познакомиться с манерой исполнения колокольного звона. |
5 мин |
8. Рефлексия Цель: подведение итога урока |
Учитель строит незаконченные предложения (Показ слайда №12): Я сегодня узнал на уроке…. Мне понравилось…. Я заинтересовался….. Я расскажу сегодня маме….. Колокольный звон бывает….. Композиторы, которые использовали колокольный звон в своих произведениях……… |
Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение Выход детей под музыку колокольного звона |
Коммуникативные УУД: участие в коллективных ответах на поставленные вопросы. Личностные УУД: высказывать свое личное мнение, личное отношение к теме. Регулятивные УУД: уметь размышлять, думать, анализировать по заданным вопросам учителя. |
3 мин |