12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия57
Россия, Саратовская обл., Пугачёв

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

г. Пугачева имени Т. Г. Мазура Саратовской области»

413720, г. Пугачев, ул. Топорковская, 40/1

Технологическая карта урока музыки №10 2 класс по ФГОС на тему:

Великий колокольный звон

Работу выполнила

учитель музыки

1 квалификационной категории

Славинская Юлия Николаевна

Тема раздела: О России петь, что стремиться в храм

Тема урока: Великий колокольный звон

Номер урока: 10

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: познакомиться с видами колокольного звона, определить его значимость в русской культуре

Задачи урока:

  • познакомить детей с разновидностями колокольных звонов;
  • развивать у детей звуковысотный слух;
  • воспитывать у детей уважение к историческому прошлому, воплощенному в профессиональной и народной музыке, способствовать духовно-нравственному воспитанию.

Планируемый результат универсальных учебных действий ( УУД):

Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.

Познавательные: познакомиться с разновидностями колокольного звона.

Коммуникативные: способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками; учить высказывать свою точку зрения.

Личностные: воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Музыкальные материалы: С. Рахманинов « Светлый праздник» из 4 части сюиты- фантазии ,Праздничный трезвон, Ростовские звоны, С. Прокофьев « Вставайте, люди русские!» из кантаты « Александр Невский»

М. Мусоргский « Великий колокольный звон « из оперы « Борис Годунов».

Оборудование урока: ноутбук, презентация у уроку, портреты композиторов С. Рахманинова, М. Мусоргского, С. Прокофьева.

Технологическая карта урока «Великий колокольный звон»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Время

1.Организационный момент Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад.

Включает запись Ростовского звона

Музыкальное приветствие (Показ слайда №1)

Дети входят в класс

Личностные УУД:

развитие доброжелательного отношения и эмоциональной отзывчивости


 

1 мин

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии.

Цель этапа:

выход на проблему, через определение темы урока.

Учитель: Ребята, под какую музыку вы сегодня входили в класс?

Учитель: А где может звучать колокольный звон?

Учитель: Ребята, а что оповещает нам колокольный звон?

Учитель: Ребята, а если на большой праздник будут звучать колокола во всех храмах нашего города какой звон получиться?

Учитель: Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Учитель: А теперь давайте подберем прилагательное к слову звон.

Учитель: Правильно, тема сегодняшнего урока: «Великий колокольный звон» (Показ слайда №2)

Дети: Под колокольный звон

Дети: На колокольне у храма

Дети: Служба начинается или заканчивается, праздник великий, венчание

Дети: большой, звонкий, громкий, великий, звучный, яркий, праздничный

Дети: Колокольный звон.

Дети: Красивый, звучный, громкий, великий

Регулятивные УУД:

учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Личностные УУД:

учатся высказывать свою точку зрения.


 

2 мин

3. Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний

Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о разновидностях колокольного звона.

Учитель: Ребята, колокольный звон сопровождал человека на протяжении всей истории, всей его жизни. Колокола появились еще в Древней Руси. (Показ слайда №3) Они имели огромное значение для города или села. Ребята, с помощью чего вы общаетесь друг с другом и передаете информацию в современной России, в 21 веке?

Учитель: Подумайте, а как собрать людей на площадь, чтобы сообщить им что-то важное в Древней Руси? К тому же много людей было не грамотных и читать они даже не умели.

 Учитель: Да, действительно.(Показ слайда №4). И поэтому важность информации зависела от вида звона. Поэтому они стали различаться. А откуда появились колокола?

Учитель: Кирьян Катя подготовила нам очень интересное сообщение о том, как появились колокола.

Учитель: Спасибо, Катя ты приготовила нам очень интересное сообщение. У колокольных звонов существует много названий. Ребята, если мы соединим слова «благая» и «весть» в одно слово, то какое слово получится? (Показ слайда №6)

Учитель: Правильно. А что означает это слово? (Показ слайда №7)

Учитель: Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Давайте, послушаем, как звучит благовест.

Звучит благовестный звон в записи

Учитель: Как прозвучал благовест?

Учитель: Есть еще одна разновидность колокольного звона-трезвон. (Показ слайда №8) О нем нам подготовил сообщение Усачев Сергей.

Учитель: Спасибо, Сергей. Давайте, прослушаем запись праздничного трезвона. Звучит запись праздничного трезвона.

Учитель: Какое настроение вы услышали, когда слушали трезвон?

Учитель: Чем отличается благовест от трезвона? (Если дети затрудняются ответить, включить в записи начало благовеста и трезвона )

Учитель: Ребята, не всегда колокольный звон на Руси возвещал радость. Существует такой звон, он называется-набат.(Показ слайда №9) Как вы думаете, что может возвещать такой звон?

Учитель: Верно. Прослушайте, как С. С. Прокофьев использует этот звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» (Показ слайда №10)

Учитель: Какие чувства переданы в этой музыке?

Дети: С помощью телефона, мобильной связи, интернета, факса

Дети: Мы думаем, что надо позвонить в колокол

Дети: Мы не знаем, но хотели бы узнать.

Выступление ученицы Кирьян Екатерины.

По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. Это был колокольчик. (Показ слайда №5)

И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. С тех пор колокольный звон собирает людей на молитву в храм и сообщает об окончании службы.

Дети: Благовест

Дети: Хорошая весть, хорошая новость, радостная весть, новость о великом празднике, например –Пасха, Рождество Христово

Дети слушают

Дети: Празднично, ярко, красиво, с добром

Выступление ученика Усачева Сергея.

Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста. - Колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого. Этот прием игры называется перебор. Колокола перебирают - от самого большого - до самого маленького или наоборот- с различным количеством ударов в каждый колокол.

Дети слушают

Дети: Праздничное, веселое, хорошее, торжественное

Дети: Благовест-это звучание одного колокола, а трезвон звучит с множеством колоколов разной высоты

Дети: Война начинается, беда, пожар, тревога, стихийное бедствие

Дети слушают.

Дети: тревога, страх, смелость, отвага

Коммуникативные УУД:

уметь в совместной деятельности слушать и музыку. Уметь выступать перед аудиторией.

Регулятивные УУД:

уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: уметь высказывать свое личное уважительное отношение к разновидностям колокольного звона. Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Познавательные УУД: познакомиться с разновидностями колокольного звона

16 мин

4.Физминутка.

Цель этапа: снять психологическое напряжение младших школьников

Учитель: Ребята, давайте, встанем и хлопками исполним ритмический рисунок этого произведения

Дети исполняют хлопками ритмический рисунок

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном исполнении произведения.

1мин

5. Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний

Цель этапа:

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о колокольном звоне

Учитель: Ребята, а как вы думаете, можно ли колокольный звон исполнить на других инструментах, кроме колоколов?

Учитель: А как вы считаете, на каких инструментах можно показать колокольный звон?

Учитель организует просмотр видеофрагмента из пролога оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», задает вопросы:

1.Определите роль колокольных звонов на Руси?

2.Что обозначает колокольный звон в этой

опере? К чему он призывает?

Дети: Думаем, что можно

Дети: Ударные, струнные.

Дети смотрят видеофрагмент,

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные УУД:

работают в малых группах (или парах) над проектом;

анализируют реальные социальные условия;

Регулятивные УУД: планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата

10 мин

6. Включение нового знания в систему знаний

Цель: провести анализ средств музыкальной выразительности фрагмента оперы «Борис Годунов» «Великий колокольный звон» М.П. Мусоргского

Организация проектной деятельности. (Показ слайда №11)

- Выпишите из каждого столбика 1-2 слова или словосочетания, соответствующие прозвучавшей музыке:

Музыка изображает:

1. колокольный перезвон

2. церковное песнопение

3. народная песня

Характер:

1. торжественный

2.тревожный

3. песенный

4.величественный

Исполнитель:

1. фортепиано

2. симфонический оркестр

3. клавесин

4 ударные инструменты

Дети работают в тетради

Регулятивные УУД:

развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать

Коммуникатив-

ные УУД:

уметь в совместной учебной деятельности работать в тетради

Личностные УУД: выражать свое личное отношение к музыкальному произведению

7 мин

7. Коллективное пение

Цель: развитие вокальных данных, закрепление темы «Великий колокольный звон» на собственном примере исполнения

Учитель: Ребята, а теперь давайте на собственном примере изобразим звучание колокольного звона.

(Звучит попевка «Кошкин дом» и «Динь-дон») Учитель разучивает с детьми попевки

Дети разучивают попевки вместе с учителем

Коммуникативные УУД:

участие в коллективном исполнении попевок.

Личностные УУД: выражать свое личное отношение к музыкальному произведению.

Познавательные УУД:

познакомиться с манерой исполнения колокольного звона.

5 мин

8. Рефлексия Цель: подведение итога урока

Учитель строит незаконченные предложения (Показ слайда №12):

Я сегодня узнал на уроке….

Мне понравилось….

Я заинтересовался…..

Я расскажу сегодня маме…..

Колокольный звон бывает…..

Композиторы, которые использовали колокольный звон в своих произведениях………

Дети отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Выход детей под музыку колокольного звона

Коммуникативные УУД:

участие в коллективных ответах на поставленные вопросы.

Личностные УУД: высказывать свое личное мнение, личное отношение к теме.

Регулятивные УУД: уметь размышлять, думать, анализировать по заданным вопросам учителя.

3 мин

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.