Квест-технология как средство обучения детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС (из опыта работы)
«Квест-технология как средство обучения детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС (из опыта работы)
Просвирякова Наталья Петровна
воспитатель
МБДОУ "ЦРР - детский сад № 31 "Крепыш"
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются технологии, позволяющие детям проявлять самостоятельность и инициативу, так как в соответствии с ФГОС ДО одной из задач дошкольного воспитания определяется как поддержка детской инициативы. В поддержке детской инициативы и самостоятельности педагоги должны уделять внимание мотивации детей, т.е. сделать так, чтобы процесс обучения и воспитания, а также предлагаемая деятельность стала привлекательной и значимой для ребенка.
Передо мной как педагогом всегда стоит вопрос: как сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, как стимулировать и повышать познавательную активность детей.
Доказано, что самое комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников – это обучение в игре. Это касается всей его деятельности.
Изучая различную методическую литературу, информацию в сети интернет, методические разработки коллег, я натолкнулась на интересную идею – организация образовательной деятельности в форме квест - игры.
Эта форма работы открывает неограниченные возможности в закреплении пройденного материала, в поиске ответов на какие- то впервые возникшие проблемные ситуации. Коллективно решая задания посредством мозгового штурма, дети сами получают информацию. В то время как воспитатель является только проводником и партнёром. Что позволяет детям почувствовать свою значимость, стать увереннее в себе, самостоятельнее и в тоже время прочувствовать рядом «плечо товарища».
Квест-игра позволяет решать задачи любой образовательной области и, как правило, создаёт дополнительные возможности для интеграции.
Проанализировав информационные источники, я сделала несколько выводов:
- Квест-технология в общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Важную роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся компьютерные игры жанра quest.
- Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
- Квест – это игровая форма, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, причем мотивация у ребенка сохраняется на протяжении всей игры.
- Квест - игра - это игровая педагогическая технология, направленная на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Изучение квест - технологии и внедрение ее в образовательной процесс стало моей темой самообразования на протяжении двух лет с 2018 года.
С целью изучения данной образовательной технологии прослушала вебинар по теме «Игровые технологии в дошкольном образовании» и прошла курсы повышения квалификации по теме: «Воспитательная работа и технология активного обучения в условиях реализации ФГОС ДО». Затем разработала план самообразования
В ходе организации работы по квест - технологии реализую следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников соблюдаю три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
4. В конце участников должен ждать приз, причем он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.
Этапы организации
Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:
- деление детей на группы;
- обсуждение правил квеста;
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
Этапы игры. В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).
Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.
Виды квестов
При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.
Для составления маршрута использую разные варианты:
¾ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
¾ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
¾ Карта (схематическое изображение маршрута);
¾ «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
¾ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Разные варианты заданий
- Восковая свеча или мелок
- Спрятанная подсказка
- Граттаж
Работу по теме самообразования начала с темы «Квест - технология как средство развития речи детей 5-6- лет".
Все мы знаем, что в настоящее время большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной техники, электронных игрушек, гаджетов. Это накладывает определенный отпечаток не только на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей, но и негативно отражается на речевом развитии. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас, не умеют строить связные высказывания.
Ни для кого не секрет, что для детей в детском саду этот вид деятельности скучный и неинтересный. Часто в образовательной деятельности по развитию речи они начинают отвлекаться, воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Поэтому я поставила перед собой задачу сделать процесс обучения детей развитию речи занимательным, побудить детей к речевой деятельности и стимулировать их речевую активность через квест - технологию.
Мной был составлен перспективный план на учебный год.
При составлении конспектов квест – игр я руководствуюсь, прежде всего, интересами детей, а также целями и задачами Основной образовательной программы МБДОУ по данной образовательной области, использую разные варианты заданий: тайное письмо, восковая свеча или мелок, спрятанная подсказка, граттаж, пазлы, нахождение отличий.
Квест технологию использовала для повторений таких тем, как «Приглашение в «Зоологический музей», «Семья», «Произведения В.А Осеевой». «Путешествие в мир сказок», «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам В. Сутеева».
Квест всегда эмоционально емкое событие, поэтому мы всегда его обсуждаем. Лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест - игру проводим в первую половину дня, то обсуждение – во вторую либо на следующий день.
Так как использование квест - технологии показали хорошие результаты ,в работе с детьми старшего дошкольного возраста, я решила продолжить изучение данной темы в рамках самообразования и использовать технологию не только в речевом развитии детей, но и в формировании элементарных математических представлений уже детей 6-7 лет.
В подготовительной группе я выбрала тему самообразования «Квест - технология как средство математическом развитии детей 6-7 лет".
Также был составлено перспективное планирование на учебный год
Наблюдение за детьми и анализ их деятельности позволил мне сделать вывод о том, что у детей расширился кругозор детей, активизировалось речевое общение, дети освоили произношение всех звуков, высказывания стали более связные. Дети стали проявлять заинтересованность в процессе обучения.
Использование квест - технологии позволило мне уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Эта форма работы открыла передо мной неограниченные возможности, как в закреплении пройденного материала, так и в поиске ответов на какие- то впервые возникшие проблемные ситуации.
В процессе работы по теме самообразования активно включала в работу родителей. Проводила консультацию по теме « Квест игра в развитии речи детей», так же родительское собрание «Играем, развивая» - роль игры в речевом развитии ребенка», где познакомила родителей с технологиями квест игр и игровыми заданиями для развития речи детей.
Самое главное, это то, что квесты помогают мне активизировать детей. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья.