Художественная литература как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Художественная литература как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, овладение умениями и навыками соответствующего поведения [1].
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом, вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе [1].
Гендер включает в себя следующие понятия [5]:
- Гендерная идентичность – идентификация себя как представителя определенного пола, результатом которой является освоение определенных форм поведения мужчин или женщин, а также формирование личных качеств в соответствии с полом.
- Гендерная роль – набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин, диктуемых данным обществом. Гендерные роли передаются ребенку через наблюдение за типичными формами поведения мужчин и женщин. Взрослея, ребенок идентифицирует себя как представителя либо мужского, либо женского пола и в своих представлениях и поведении отождествляет себя с людьми определенного пола.
- Гендерная норма – образец поведения, принимаемый и действующий в обществе – понятия маскулинности и феминности.
Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
В детском саду необходимо использовать разнообразные методы для формирования полноценной личности с учетом гендерной идентичности:
- Моделирование с учетом предпочтений мальчиков и девочек предметно-пространственной развивающей среды (пространство группы принято делить на зоны: игровую, познавательную и зону физической активности. В зонах выделяют уголки для мальчиков и девочек, где подбирают игры, которые непосредственно формируют понятие ребенка о гендерных ролях).
- Знакомство с национальными традициями и обычаями народов нашей страны.
- Чтение художественной литературы (с обращением на специфические черты поведения героев литературных произведений, сказок, рассказов, стихотворений).
- Коллективные беседы с детьми (уточняющие родственные отношения, обязанности членов семьи и правила поведения в обществе для мужчин и женщин) [5].
- Специально организованные проблемные ситуации.
- Игровые и реальные диалоги.
- Театральные, имитационные и сюжетно – ролевые, дидактические, речевые, подвижные игры.
- Драматизации.
- Сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации.
- Состязательные игры.
- Конкурсы.
- Турниры-викторины
- Слушание музыки
- Рисование [2, 4].
К средствам гендерного воспитания относят народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни, поэзию, сказки. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обусловливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Рассмотрим одно из средств гендерного воспитания дошкольников более подробно, а именно художественную литературу.
Существует мнение, что дети непроизвольно осваивают свою гендерную роль, однако это не так. Многочисленные психолого-педагогические исследования отмечают, что в обществе происходит размывание границ между гендерными ролями мужчины и женщины. Что же может стать образцом гендерного поведения для ребенка? Ведя работу по поиску путей и способов гендерного воспитания дошкольников, Курбатова С. И. натолкнулась на идею использования художественной литературы.
Как отмечается, восприятие ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривается как деятельность, направленная на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт слушателя. Литература, в том числе художественные произведения для детей, как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка [3].
Как показывает практика, дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Литературные герои являются представителями определенного пола. Поэтому, читая художественные произведения, необходимо всегда обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов.
При отборе художественных произведений для использования в работе по гендерной социализации детей учитываются следующие требования:
- доступность возрасту;
- эмоциональную привлекательность;
- динамичность сюжета;
- образное описание главных героев;
- наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру [6].
С.И. Курбатова отмечает, что для работы в направлении гендерного воспитания дошкольников следует подобрать художественную литературу, рекомендованную для дошкольников 5-7 лет, разделенную на две группы: про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин). Такое разделение дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня детей, добавляя или убирая те или иные произведения.
Знакомство с произведениями художественной литературы не ограничивается чтением на специальных занятиях, а используют разные формы работы с произведениями: этические беседы по содержанию произведений; драматизацию художественных произведений; использование примеров из произведений при обсуждении ситуаций, возникающих в группе, разрешении конфликтов между мальчиками и девочками.
Таким образом, гендерное воспитание представляет собой целенаправленный процесс, характеризующийся наличием особых методов, средств. Рациональный подход к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста создаст благоприятные условия для роста самосознания и возможностей самореализации личности ребенка, поэтому гендерное воспитание дошкольников – очень важный процесс.
Список литературы и источников
1. Касаткина Е. И.Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала) [Электронный ресурс] / Е. И. Касаткина // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyy-podhod-v-vospitanii-doshkolnikov-na-materiale-izgotovleniya-igrushek-iz-brosovogo-materiala (дата обращения: 23.11.2018).
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 352 с.
3. Курбатова С.И. Опыт гендерного воспитания детей через приобщение к художественной литературе / С.И. Курбатова //Дошкольная педагогика. — 2012. – № 3. — С.39-41.
4. Полякова А. А. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности / А. А. Полякова, Л. В. Первышева // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 236 – 240.
5. Пономарева Л. И. К вопросу о гендерном подходе в воспитании детей дошкольного возраста / Л. И. Пономарева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2015. – № 3 (23) . – С. 55-59.
6. Просторядина Н. В. Использование художественной литературы в гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Просторядина // Сайт «Социальная сеть работников образования». – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2016/12/19/ispolzovanie-hudozhestvennoy-literatury-v-gendernoy-sotsializatsii (дата обращения: 20.02.20).