Сюжетно-ролевая игра как средство самоопределия детей старшего дошкольного возраста
Т.Ф.Сергеева, старший воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «МАЯЧОК» комбинированного вида
детский сад №142
«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЯМИ СЛУЖБЫ МЧС»
г. Нижний Тагил
2019
Ранняя профориентация – это необходимая часть социализации детей дошкольного возраста, этап включения в общественные взаимоотношения.
Главная цель ранней профориентацией - развитие эмоционального, позитивного отношения ребенка к профессиональному миру взрослых. В процессе приобщения к профессиям у детей появляется возможность получить определенные знания о профессиях и развить определенные допрофессиональные способности. У детей появляется возможность проявить свои силы и возможности в различных профессиональных областях, накопить положительный трудовой опыт.
Чем раньше начинается приобщение к профессиональной деятельности взрослых, тем быстрее ребенок начинает принимать и понимать мир взрослых с его решениями и открытиями, успехами и проблемами.
В дошкольном детстве можно говорить именно о допрофессиональном самоопределении ребенка - оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит ребенка к этому выбору. Поэтому, основным направлением ранней профориентации становится постепенное формирование у ребенка готовности к самостоятельному планированию собственной деятельности, умению анализировать и осуществлять свой путь профессионального становления.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обоснована актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого члена общества. Деятельность педагога в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлена, в том числе, и на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий воспитанников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества[3,с.5].
Выбор человеком будущей профессии всегда связан с наличием определенных знаний о ней, путях ее получения. Необходимы также: успешное овладение этими знаниями и осознание себя субъектом будущей профессиональной деятельности, сформированная установка на ценность профессионализма.
Для того, чтобы ранняя профориентация принесла ощутимый результат в плане сформированности у детей дошкольного возраста установки на ценность труда необходимо использовать в процессе образовательной деятельности технологии, носящие деятельностный характер, погружающие ребенка в процесс познания. Игровая технология является одной из таких современных образовательных технологий.
В процессе игры воспитывается интерес и уважение к труду взрослых. Дети не просто изображают людей разных профессий и при этом проецируют их действиям и отношению к труду и к окружающим. Очень часто игра становится тем толчком, который ведет к возникновению дальнейшей детской творческой активности: появлению потребности в изготовлении дополнительных профессиональных игровых атрибутов, моделированию или конструированию.
Сюжетно-ролевая игра - это такая форма моделирования ребенком социальных отношений, возникающих в обществе, свободная импровизация окружающей действительности, которая не подчиняется жестким правилам, статичным условиям.
Участие воспитателя в игре может быть различным, но педагогу обязательно необходимо создавать условия для развития детской активности и творчества. Влияя на содержание игр, компетентный педагог внимательно относится к замыслам и стремлениям детей, не подавляет их инициативу и самостоятельность.
В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой педагог имеет возможность понаблюдать за каждым ребенком, увидеть интересы, переживания и индивидуальные способности каждого воспитанника. Найдя правильные пути и средства развития личности, педагог сможет определить пути движения к допрофессиональному самоопределению и развитию установки и привычки к разным видам труда каждого ребенка.
Одним из основных блоков проекта по ранней профориентации дошкольников в нашем дошкольном учреждении становится знакомство детей с профессиями службы МЧС.
Основной модуль проекта акцентирован именно на сюжетно-ролевую игру, так как именно сюжетно-ролевые игры профориентационной направленности могут стать главным проводником в мир допрофессионального самоопределения для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовительный этап руководства сюжетно-ролевыми играми по знакомству детей с работой службы МЧС включал в себя следующие направления:
Источник возникновения замысла игры, раскрытия ее содержания – это обогащение опыта детей в процессе организованной и самостоятельной деятельности:
а) Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых (С.Маршак, Л.Толстой, С.Михалков, О.Бедарев).
б) Организация встреч с людьми профессий службы МЧС (медсестра, фельдшер, пожарный, полицейский).
в) Чтение и обсуждение статей из периодической печати о героических поступках по спасению людей во время пожара, спасение на водах, во время чрезвычайных ситуаций.
г) Познавательные беседы: «Почему работа пожарных считается героической», «Техника на службе у пожарных», «История пожарной службы в России», «Правила противопожарной безопасности», «Предупреждение несчастных случаев», «Особенности работы пожарных МЧС», «Спасатели, которые приходят на помощь детям», «Как помочь человеку или животному до прибытия спасателей».
д) Совместные детско-родительские проекты: «Я б в пожарные пошел…», «Кинолог – служба интересная…», «Спасение на воде», «Самая нужная профессия – медсестра».
е) Создание и использование тематических папок «Lapbook»: «Профессии», «Профессия кинолог», «Фельдшер МЧС», «Профессия пожарный» «Профессия полицейский», «Профессия водолаз».
ж) Дидактический материал: мнемотаблицы по составлению рассказов о профессиях службы МЧС, наглядный материал «Техника на службе МЧС», серия картин «Чрезвычайные ситуации», слайд-альбомы «Профессия - «Спасатель», демонстрационный материал «Профессии МЧС», мнемокарты с алгоритмом действий при различных чрезвычайных ситуациях: пожар, наводнение, авария и т.д.
Обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.), в процессе которых происходит перевод собственного опыта в игровую деятельность:
а) Словесные игры: «Закончи предложение» (о службе МЧС), «Родственные слова», «Сложные слова», «Подбери глагол».
б) Дидактические игры: «Кто нас лечит?», «Мы спасатели», «Силуэты», «Профессии людей», «Кому, что нужно для профессий», «Что необходимо пожарному», «Позови на помощь», «Горит-не горит».
в) Проигрывание детьми игровых ситуаций: «Бригада собирается на выезд», «Звонок в «скорую помощь», «Звонок в МЧС», «Звонок в дежурную часть полиции», «Звонок в ГИБДД» и т.д.
3. Своевременное изменение игровой среды позволяет детям использовать полученные знания и накопленный опыт в сюжетно-ролевых играх профессионально-ориентированной направленности:
а) Наборы специализированной техники, которые используются службой МЧС: пожарные машины, пожарный вертолет, полицейские машины, машины скорой помощи.
б) Куклы – персонажи: спасатели, врач, пострадавший, полицейский, пожарный, служебные собаки.
в) Игровое оборудование и атрибуты: носилки, рация, спасательный круг, набор для оказания первой помощи, специализированная одежда.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется таким образом, что позволяет детям развернуть игровую деятельность, как совместную со взрослым, так и самостоятельную, которая способствует формированию универсальных допрофессиональных умений детей старшего дошкольного возраста.
Итогом поэтапного руководства педагогами игрой стала организация детьми старшего дошкольного возраста продолжительных по времени и наполненных по содержанию сюжетно-ролевые игры профориентационной направленности: «Пожарная команда», «Поликлиника», «Полицейская команда», «Спасатели», «Служба спасения».
Труд взрослых, направленный на спасение жизни, стал более понятен и осознан для ребенка дошкольного возраста. Дети, используя все полученные знания и накопленный опыт, смогли «прожить» профессии взрослых, понять общественную значимость результатов труда, реально представить взаимозависимость людей в социуме. Такое проживание профессии в процессе сюжетно-ролевой игры дает толчок к формированию профессионального самоопределения ребенка, к становлению гармонично развитой личности.
Литература:
Дубровина И.В. и др. Психология: Под редакцией И.В. Дубровиной 2-е издание, стереотипное / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 461с.
Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие /Т.В. Пасечникова – Самара: Изд. ЦПО, 2013. – 45 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.