Материал по УМК «Компетентностная модель выпускника СПО»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Московский промышленно-экономический колледж
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
выпускника программы подготовки специалистов среднего звена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности
38.02.07 Банковское дело
Квалификация: Специалист банковского дела
Разработчик: Климова Наталья Николаевна, к.э.н., преподаватель МПЭК РЭУ им. Г.В.Плеханова
2021
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
3 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ |
4 |
20 |
|
|
|
|
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Компетентностная модель представляет собой совокупность социально-личностных, общепрофессиональных и специальных компетенций, позволяющих выпускнику эффективно решать профессиональные задачи с учетом современных требований рынка труда и возможности построения образовательных траекторий использования вариативной части ФГОС СПО.
Цель компетентностного подхода в образовании – преодолеть разрыв между знаниями студента и его практической деятельностью, научить студента с помощью полученных и усвоенных знаний эффективно решать задачи практики.
Компетентностная модель выпускника составлена в соответствии с:
1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05 февраля 2018г. № 67.
2. Профессиональными стандартами Совета профессиональных квалификаций финансового рынка:
- "Специалист по платежным услугам", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 645н;
- "Специалист по операциям на межбанковском рынке", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 643н,
- "Специалист по работе с залогами", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 176н,
- "Специалист по ипотечному кредитованию", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 171н,
- "Специалист по потребительскому кредитованию", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2016 г. N 646н,
- "Специалист по работе с просроченной задолженностью", утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 590н.
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность:
08 Финансы и экономика.
Квалификация: Специалист банковского дела.
Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
- на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе среднего общего образования - 1 год 10 месяцев.
2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности:
- ведение расчетных операций;
- осуществление кредитных операций.
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности:
Ведение расчетных операций:
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов;
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах;
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней;
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты;
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям;
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
Осуществление кредитных операций:
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов;
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов;
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов;
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов;
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
Обучающиеся, осваивающие образовательную программу, осваивают также профессию рабочего в соответствии с перечнем профессий рабочих, должностей служащих (Код 20002 – Агент банка по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный N 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный N 31163), от 28 марта 2014 г. N 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный N 31953), от 27 июня 2014 г. N 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный N 33205) и от 3 февраля 2017 г. N 106 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2017 г., регистрационный N 46339), рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы по специальности.
Основные требования к умениям и знаниям по осваиваемым общим компетенциям представлены в таблице 1.
Таблица 1- Знания и умения по осваиваемым общим компетенциям
Код компетенции |
Формулировка компетенции |
Знания, умения |
ОК 01 |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
||
ОК 02 |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска |
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
||
ОК 03 |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования |
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
||
ОК 04 |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
||
ОК 05 |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; |
Знания: правила оформления документов и построения устных сообщений. |
||
ОК 06 |
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Умения: описывать значимость своей специальности |
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности, стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения. . |
||
ОК 07 |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности. |
Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения |
||
ОК 08 |
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. |
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности 38.02.07 Банковское дело. |
Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения. |
||
ОК 09 |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение |
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности |
||
ОК 10 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. |
||
ОК 11 |
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
|
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования |
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности
Основные виды деятельности |
Код и наименование компетенции |
Показатели освоения компетенции |
Ведение расчетных операций |
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов |
Практический опыт: осуществления расчетно-кассового обслуживание клиентов |
Умения: - оформлять договоры банковского счета с клиентами; - проверять правильность и полноту оформления расчетных документов; - открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; - выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов; - оформлять выписки из лицевых счетов клиентов; - рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание; - рассчитывать прогноз кассовых оборотов; - составлять календарь выдачи наличных денег; - рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе; - составлять отчет о наличном денежном обороте; - устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов; - отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов; - исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов; - использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов.
|
||
Знания: - содержание и порядок формирования юридических дел клиентов; - порядок открытия и закрытия лицевых счетов клиентов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; - правила совершения операций по расчетным счетам, очередность списания денежных средств; - порядок оформления, представления, отзыва и возврата расчетных документов; - порядок планирования операций с наличностью; - порядок лимитирования остатков денежной наличности в кассах клиентов; - типичные нарушения при совершении расчетных операций по счетам клиентов |
||
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах |
Практический опыт: осуществления безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах |
|
Умения: - выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками; - использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией |
||
Знания: - нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов; - локальные нормативные акты и методические документы в области платежных услуг; - формы расчетов и технологии совершения расчетных операций; - содержание и порядок заполнения расчетных документов. |
||
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней |
Практический опыт: осуществления расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней |
|
Умения: -оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней; оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней; - оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей. |
||
Знания: - порядок нумерации лицевых счетов, на которых учитываются средства бюджетов; порядок и особенности проведения операций по счетам бюджетов различных уровней; |
||
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты |
Практический опыт: осуществления межбанковских расчетов |
|
Умения: - исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в подразделении Банка России; - проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и - контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам; - осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами; - вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете; - отражать в учете межбанковские расчеты; - использовать специализированное программное обеспечение для совершения межбанковских расчетов. |
||
Знания: - системы межбанковских расчетов; порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в подразделениях Банка России; - порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями через корреспондентские счета (ЛОРО и НОСТРО); - порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации; - типичные нарушения при совершении межбанковских расчетов. |
||
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям |
Практический опыт: осуществления международных расчетов по экспортно-импортным операциям. |
|
Умения: - проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива; - проводить конверсионные операции по счетам клиентов; - рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций; - осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки; |
||
Знания: - нормы международного права, определяющие правила проведения международных расчетов; - формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки; - виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов; - порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм; - порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте; - порядок расчета размеров открытых валютных позиций; - порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля; - меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей; - системы международных финансовых телекоммуникаций; |
||
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт |
Практический опыт: обслуживания расчетных операций с использованием различных видов платежных карт. |
|
Умения: - консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт; - оформлять выдачу клиентам платежных карт; - оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте; - использовать специализированное программное обеспечение совершения операций с платежными картами. |
||
Знания: - виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием; условия и порядок выдачи платежных карт; технологии и порядок учета расчетов с использованием платежных карт, документальное оформление операций с платежными картами; типичные нарушения при совершении операций с платежными картами. |
||
Осуществление кредитных операций |
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов |
Практический опыт: оценки кредитоспособности клиентов |
Умения: - консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов; - анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита; - определять платежеспособность физического лица; - оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потребительским кредитам; - проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов; - проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита; - составлять заключение о возможности предоставления кредита; - оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа); - проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов; - проводить андеррайтинг предмета ипотеки; |
||
Знания: - нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств; - законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - законодательство Российской Федерации о персональных данных; - нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите); - рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков; - порядок взаимодействия с бюро кредитных историй; - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг; - требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику; состав и содержание основных источников информации о клиенте; методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга; - методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов; методы андеррайтинга предмета ипотеки; методы определения класса кредитоспособности юридического лица. |
||
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов |
Практический опыт: осуществления и оформления выдачи кредитов |
|
Умения: - составлять договор о залоге; оформлять пакет документов для заключения договора о залоге; - составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей; - оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов; - оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснять им содержащиеся в выписках данные; - формировать и вести кредитные дела; |
||
Знания: - законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве; гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора; - законодательство Российской Федерации об ипотеке; - законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; - содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения; - состав кредитного дела и порядок его ведения; - типичные нарушения при осуществлении кредитных операций. |
||
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов |
Практический опыт: осуществления сопровождения выданных кредитов |
|
Умения: - составлять акты по итогам проверок сохранности обеспечения; - оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов; оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам; - оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам; вести мониторинг финансового положения клиента; - контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств; - оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам; выявлять причины ненадлежащего исполнения условий договора и выставлять требования по оплате просроченной задолженности; - выбирать формы и методы взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность; - разрабатывать систему мотивации заемщика, имеющего просроченную задолженность, и применять ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье; - направлять запросы в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями действующего регламента; - находить контактные данные заемщика в открытых источниках и специализированных базах данных; - подбирать оптимальный способ погашения просроченной задолженности; планировать работу с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной работы и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности; - рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита; - оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов; - оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов; - использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию. |
||
Знания: - способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов; способы обеспечения возвратности кредита, виды залога; - методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога; - локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц; - бизнес-культуру потребительского кредитования; - способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам; - порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей; - критерии определения проблемного кредита; - типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности; - меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора; - отечественную и международную практику взыскания задолженности; - методологию мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной задолженности по потребительским кредитам. |
||
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов |
Практический опыт: проведения операций на рынке межбанковских кредитов |
|
Умения: - определять возможность предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента; - определять достаточность обеспечения возвратности межбанковского кредита; - пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам; - применять универсальное и специализированное программное обеспечение, необходимое для сбора и анализа информации для сотрудничества на межбанковском рынке; - пользоваться справочными информационными базами данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке; - оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита; |
||
Знания: - порядок оформления и учета межбанковских кредитов; - особенности делопроизводства и документооборот на межбанковском рынке; основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России. |
||
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам. |
Практический опыт: Формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам |
|
Умения: - рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва; - рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов |
||
Знания: - нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери; - порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту; - порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам; - порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов. |
||
ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (20002 Агент банка) |
Выполнение работ агента банка |
Практический опыт: консультирования клиентов по банковским продуктам и услугам Умения: - осуществлять поиск информации о состоянии рынка банковских продуктов и услуг; - выявлять мнение клиентов о качестве банковских услуг и представлять информацию в банк; - выявлять потребности клиентов; - определять преимущества банковских продуктов для клиентов; - ориентироваться в продуктовой линейке банка; - консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка; - консультировать клиентов по тарифам банка; - выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка; - формировать положительное мнение у потенциальных клиентов о деловой репутации банка; - использовать личное имиджевое воздействие на клиента; - переадресовывать сложные вопросы другим специалистам банка; - формировать собственную позитивную установку на процесс продажи банковских продуктов и услуг; - осуществлять обмен опытом с коллегами; - организовывать и проводить презентации банковских продуктов и услуг; - использовать различные формы продвижения банковских продуктов; - осуществлять сбор и использование информации с целью поиска потенциальных клиентов. |
Знания: - определения банковской операции, банковской услуги и банковского продукта; - классификацию банковских операций; - особенности банковских услуг и их классификацию; - параметры и критерии качества банковских услуг; - понятие жизненного цикла банковского продукта и его этапы; - структуру цены на банковский продукт и особенности ценообразования в банке; - определение ценовой политики банка, ее объекты и типы; - понятие продуктовой линейки банка и ее структуру; - продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности; - основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений; - организационно-управленческую структуру банка; - составляющие успешного банковского бренда; - роль бренда банка в продвижении банковских продуктов; - понятие конкурентного преимущества и методы оценки конкурентных позиций банка на рынке банковских услуг; - особенности продажи банковских продуктов и услуг; - основные формы продаж банковских продуктов; - политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг; - условия успешной продажи банковского продукта; - этапы продажи банковских продуктов и услуг; - организацию послепродажного обслуживания и сопровождения клиентов; - отечественный и зарубежный опыт проведения продаж банковских продуктов и услуг; - способы и методы привлечения внимания к банковским продуктам и услугам; - способы продвижения банковских продуктов; - правила подготовки и проведения презентации банковских продуктов и услуг; - принципы взаимоотношений банка с клиентами; - психологические типы клиентов; - приёмы коммуникации; - способы выявления потребностей клиентов; - каналы для выявления потенциальных клиентов. |
Общество хочет видеть в выпускниках: самостоятельно работающую, всесторонне развитую личность, обладающую профессиональными знаниями, с хорошей эрудицией, трудолюбивую; умеющую принимать решения с учетом обстоятельств и реализовывать свои способности наиболее выгодными для себя и окружающих способами.
Воспитательные цели программы достигаются путём использования учебного материала, в котором успех решения профессиональной задачи зависит не только от профессиональных знаний специалиста, но и от его поведения. Наиболее существенное воспитательное влияние на студентов оказывает предусмотренное в программе руководство самостоятельной работой студентов на всех этапах обучения, включая научно-исследовательскую работу студентов, производственную практику, демонстрационный экзамен и выполнение выпускной квалификационной работы.
Современный специалист в области банковского дела должен быть способным быстро ориентироваться в информационно насыщенной среде, гибко реагировать на стремительно изменяющиеся условия, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность. Чтобы избежать быстрого устаревания профессиональных знаний и навыков, потери компетентности, связанной с постоянно обновляющейся научной, технической и нормативной базой, современный специалист должен обладать способностью к саморазвитию, самообучению, творчеству. Эти способности немыслимы без воспитания таких базовых качеств и навыков, как умение вступать в конструктивный диалог, умение строить отношения сотрудничества, внимательность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, гибкость и стрессоустойчивость.
СООТВЕТСТВИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ТРЕБОВАНИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Компетенции выпускника по специальности 38.02.07 Банковское дело соответствуют потребностям современного рынка труда, прогнозируемым тенденциям развития экономики и социальной сферы региона.Соответствие осваиваемых компетенций требованиям работодателей и трудовым функциям профессиональных стандартов представлено в таблице 3.
Таблица 3- Соответствие компетенций требованиям профессиональных стандартов
№ |
Профстандарт (ПС) |
Компетенции, осваиваемые в результате изучения профессиональных модулей |
Соответствие |
Комментарий |
ПМ 01 Ведение расчетных операций |
||||
Профессиональный стандарт "Специалист по платежным услугам" |
||||
|
ОТФ А Выполнение расчетных операций Трудовые функции: А/01.4 Осуществление переводов денежных средств по банковским счетам на основании распоряжений клиентов А/02.4 Открытие, ведение и закрытие счетов
|
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям |
Соответствует |
|
ПМ 02 Осуществление кредитных операций |
||||
Профессиональный стандарт "Специалист по работе с залогами» |
||||
|
ОТФ А Подготовка и заключение договора о залоге имущества Трудовые функции: А/01.6 Сбор документов, необходимых для проведения залоговой экспертизы и заключения договора залога А/02.6 Оценка и залоговая экспертиза имущества А/03.6 Заключение и регистрация договоров залога А/05.6 Контроль исполнения условий залогового договора |
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов |
Соответствует |
|
Профессиональный стандарт "Специалист по ипотечному кредитованию" |
||||
|
ОТФ А Обеспечение реализации политики банка в сфере ипотечного кредитования Трудовые функции: А/01.6 Предварительное сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию А/02.6 Оценка платежеспособности и кредитоспособности потенциального заемщика и анализ качества предмета ипотеки А/03.6 Подготовка и заключение сделок ипотечного кредитования А/04.6 Контроль исполнения условий договора ипотечного кредита А/05.6 Последующее сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию |
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов |
Соответствует |
|
|
Профессиональный стандарт "Специалист по работе с просроченной задолженностью" |
|||
|
ОТФ А Взаимодействие с должником на ранних стадиях взыскания задолженности Трудовые функции: А/01.5 Анализ информации (досье) о заемщике, имеющем просроченную задолженность А/02.5 Подготовка плана мероприятий по обеспечению производства платежей по просроченным задолженностям заемщика А/03.5 Проведение переговоров с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, и поручителями |
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов |
Соответствует |
|
Профессиональный стандарт "Специалист по потребительскому кредитованию" |
||||
|
ОТФ А Проведение комплекса мероприятий для определения целесообразности предоставления потенциальному заемщику потребительского кредита Трудовые функции: А/01.5 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам предоставления потребительского кредит и выбора кредитной программы А/02.5 Анализ кредитоспособности клиента и подготовка решения о целесообразности выдачи потребительского кредита А/03.5 Заключение договора потребительского кредита ОТФ В Контроль исполнения обязательств по договорам потребительского кредита и мониторинг качества потребительских кредитов Трудовые функции: В/01.5 Взаимодействие с заемщиком по вопросам обслуживания потребительского кредита В/02.5 Проведение мероприятий по предупреждению и урегулированию просроченной задолженности заемщика по договору потребительского кредита В/03.5 Мониторинг качества потребительских кредитов и корректировка резерва на возможные потери |
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам. |
Соответствует |
|
Профессиональный стандарт "Специалист по операциям на межбанковском рынке " |
||||
|
ОТФ В Проведение операций на межбанковском рынке Трудовая функция В/01.6 Проведение операций на рынке межбанковского кредитования |
ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов |
Соответствует |
|
ПМ. 03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
||||
Профессиональный стандарт "Специалист по ипотечному кредитованию" |
||||
|
ОТФ А Обеспечение реализации политики банка в сфере ипотечного кредитования Трудовая функция А/01.6 Предварительное сопровождение деятельности по ипотечному кредитованию. Трудовые действия: - сбор первоначальной информации о клиенте (контактной информации и минимальных требований к ипотечному кредиту); - консультирование клиентов по видам ипотечных кредитов; - выявлять потребности клиента по видам и условиям ипотечного кредитования; - оказывать клиенту помощь в подборе оптимального варианта ипотечного кредита в соответствии с выявленными потребностями; - предложение клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа) в соответствии с потребностями клиента при оформлении ипотечного кредита; необходимые умения: - оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа); знания: - правила делового общения с клиентами; - правила корпоративной банковской этики |
Практический опыт: консультирование потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах. умения: - выявлять потребности клиентов; - определять преимущества банковских продуктов для клиентов; - ориентироваться в продуктовой линейке банка; -консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка; - выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка; знания: - продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности; - основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений; - особенности продажи банковских продуктов и услуг; - основные формы продаж банковских продуктов; - политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг; - условия успешной продажи банковского продукта; - этапы продажи банковских продуктов и услуг; - принципы взаимоотношений банка с клиентами; - психологические типы клиентов; -приёмы коммуникации; -способы выявления потребностей клиентов. |
Соответствует |
|
Профессиональный стандарт "Специалист по потребительскому кредитованию" |
||||
|
ОТФ А Проведение комплекса мероприятий для определения целесообразности предоставления потенциальному заемщику потребительского кредита Трудовая функция А/01.5 Оказание информационно-консультационных услуг клиенту по вопросам предоставления потребительского кредита и выбора кредитной программы Трудовые действия: - выявление потребностей клиента в кредитном продукте; - оказание помощи клиенту в выборе кредитного продукта; - информирование клиента о банке, его услугах, программах потребительского кредитования и сроках рассмотрения кредитной заявки; - консультирование клиента по вопросам предоставления кредита и обеспечения возвратности кредита; необходимые умения: - предлагать клиентам кредитные программы в соответствии с их целями и финансовыми возможностями - оказывать помощь в подборе оптимального варианта потребительского кредита в соответствии с потребностями и финансовым положением клиента; - доступно излагать условия кредитования с целью избежания двусмысленности или возможного недопонимая заемщиками, не обладающими специальными знаниями в банковской сфере; необходимые знания: - правила делового общения с клиентами. |
Практический опыт: консультирование потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах. умения: - выявлять потребности клиентов; - определять преимущества банковских продуктов для клиентов; - ориентироваться в продуктовой линейке банка; -консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка; - выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка; знания: - продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности; - основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений; - особенности продажи банковских продуктов и услуг; - основные формы продаж банковских продуктов; - политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг; - условия успешной продажи банковского продукта; - этапы продажи банковских продуктов и услуг; - принципы взаимоотношений банка с клиентами; - психологические типы клиентов; -приёмы коммуникации; -способы выявления потребностей клиентов. |
Соответствует |
|
Профессиональный стандарт "Специалист по платежным услугам" |
||||
|
Трудовая функция А/02.4 Открытие, ведение и закрытие счетов Трудовые действия: проведение идентификации клиента и его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев; необходимые умения: -устанавливать и развивать деловые отношения с клиентами по вопросу платежных услуг; - презентовать платежные услуги клиентам и их представителям; -организовывать и проводить деловые встречи и переговоры с клиентами и их представителями; необходимые знания: -основы психологии общения и ведения консультационной работы с клиентами; -технологии ведения переговоров; -основы делового этикета.
|
Практический опыт: консультирования клиентов по банков-ским продуктам и услугам умения: - выявлять потребности клиентов; - определять преимущества банковских продуктов для клиентов; - ориентироваться в продуктовой линейке банка; - консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка; - консультировать клиентов по тарифам банка; - выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка; - формировать положительное мнение у потенциальных клиентов о деловой репутации банка; - использовать личное имиджевое воздействие на клиента; - переадресовывать сложные вопросы другим специалистам банка; - формировать собственную позитивную установку на процесс продажи банковских продуктов и услуг; - организовывать и проводить презентации банковских продуктов и услуг; - использовать различные формы продвижения банковских продуктов. Знания: - особенности продажи банковских продуктов и услуг; - основные формы продаж банковских продуктов; - политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг; - условия успешной продажи банковского продукта; - этапы продажи банковских продуктов и услуг; - организацию послепродажного обслуживания и сопровождения клиентов; - отечественный и зарубежный опыт проведения продаж банковских продуктов и услуг; - способы и методы привлечения внимания к банковским продуктам и услугам; - способы продвижения банковских продуктов; - правила подготовки и проведения презентации банковских продуктов и услуг; - принципы взаимоотношений банка с клиентами; - психологические типы клиентов; - приёмы коммуникации; - способы выявления потребностей клиентов; - каналы для выявления потенциальных клиентов.
|
Соответствует |
|
28