Доклад «Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 8 December 2018 в группе

Педагогические средства создания модели выпускника начальной школы

Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

«Модель выпускника» начальной школы – это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Но всё это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

Раз в 4 года я встречаюсь впервые с маленькими человечками с широко распахнутыми глазами, которым всё интересно и увлекательно. И передо мной встаёт вопрос: «Как воспитать в них человечность и доброту, научить разделять радость и горе другого человека, как сделать общечеловеческие ценности их собственными убеждениями?» Я, как и все педагоги, мечтаю вырастить хороших детей.

Младший школьный возраст – самый важный период в жизни ребёнка, благоприятный для физического, духовного, нравственного, умственного развития школьника. В этот период он становится самостоятельным и должен научиться управлять собой, строить отношения со взрослыми и одноклассниками, иметь свою точку зрения на происходящие события и т.д. В этом возрасте у ребёнка есть огромное желание участвовать во всех мероприятиях и быть активным во всём. И педагогам необходимо поддержать это желание, что способствует воспитанию ответственности, трудолюбия, самостоятельности. Счастливый человек должен жить в гармонии с собой и окружающим его миром.

В стандарте определён портрет выпускника начальной школы, ориентированный на становление личностных характеристик ученика.

Любить свой народ, свой край и свою родину;

Уважать и принимать ценности семьи и общества;

Быть любознательным, активным и заинтересованным;

Владеть основными умениями учиться, быть способным к организации собственной деятельности;

Быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

Быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

Выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формировать умение учиться. Формирование УУД реализуется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Я расскажу, как на протяжении 4 лет работаю над формированием портрета выпускника начальной школы.

Любящий родной край и свою страну

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»-писал Д.С.Лихачёв.

Большим потенциалом для этнокультурного воспитания обладают занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом, на которых учащиеся имеют возможность приобщиться к основам декоративно-прикладного творчества.

Уже с 1 класса дети начинают знакомиться со своей малой родиной. С Мастером Украшения они впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты, достопримечательности родного города. Во 2-3 классах путешествуем вместе с Музейкой по различным музеям Саранска. Дети узнают о жанрах изобразительного искусства, о художниках и скульпторах Мордовии.В 4 классе, добавляются темы праздников и рассказы о древних обрядах мордвы.

Совместная краеведческая деятельность – это средство изучения родного края, воспитание уважения и любви к его предкам, которые творили историю. Данная форма работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержать одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности.

Оживлённо и с большим интересом проходят «живые уроки» в музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи, где расширяются знания по истории, культуре и природе мордовского края, где сама среда оказывает положительное воздействие, помогает развитию эстетических чувств и вкусов. Именно здесь впервые дети могут увидеть национальные костюмы, старинную посуду и мебель, предметы быта. Все предметы старины вызывают у ребят неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют представления о жизни предков.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Независимо от культурных особенностей, дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа.

К классному часу «Семья и семейные ценности» готовились долго. Дети, совместно с родителями, составляли родословные, семейные гербы – выступали в роли историков, были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали сочинения о своей семье.

Много нового и интересного открыли для себя мои ученики.

Хорошей семейной традицией является совместные спортивные праздники «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», которые способствуют формированию здорового образа жизни, приобщение семей учащихся к физической культуре.

Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, такие как «День Матери», «Семейные литературные викторины», «Масленица», «День пожилого человека», которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.

Ребёнку важно брать из семьи положительные образы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких взаимоотношений с людьми. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни

для себя и окружающих

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».  Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе каждого педагога. Цель педагогической деятельности -  внедрение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач.

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Младшие школьники чаще, чем взрослые, воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо - плохо», «правильно - неправильно», «плохой – хороший человек» и т.п. Поэтому всё, связанное с вредными привычками, должно одеваться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему доброму, приятному, полезному.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

После уроков осуществляется работа спортивных секций и кружков, направленных на

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младшего школьника: танец,подвижные игры. В школе систематически проходят турниры по шашкам, футболу, волейболу,баскетболу.

Большую роль в нашей школе играет работа по безопасности дорожного движения.Разработан и осуществляется план по предупреждению детского дорожного травматизма.Регулярно в период акций проводятся мероприятия по правилам дорожногодвижения, проводятся конкурсы рисунков, плакатов, буклетов, листовок ипамяток. В каждом классе оформлен уголок безопасности.

Экскурсия на одно из подразделений службы спасения МЧС сцелью ознакомления с трудом спасателей.

Исследовательская деятельность

«Если вы жаждете приключений и стремитесь к исследованию неведомого, стремитесь туда, где вы могли бы не только задавать новые и оригинальные вопросы, но и пытаться самостоятельно искать на них ответы, — присоединяйтесь к тем, кто плавает под флагом науки.»

Ричард X. Флеминг

  Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность.

  Младших школьников интересуют не только явления окружающей жизни, но и причины их вызывающие.  Отсюда возникает очень много вопросов «Что?», «Где?», «Когда» и «Почему?» на уроках и во внеурочное время.

С целью приобщения учащихся к научно-исследовательской работе в классе я организовала клуб учащихся и родителей «Мудрая сова».
Наш клуб – добровольное творческое объединение учащихся и родителей класса, стремящихся совершенствовать свои знания в исследовательской деятельности, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагога и родителей.
Цель программы: развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала. .
Работу клуба по данному проекту начали в 1 классе. На внеурочных занятиях мои ученики начали активно и с интересом заниматься учебно-исследовательской деятельностью, узнали суть исследовательской работы. За время своей научной работы, почувствовали себя настоящими исследователями.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Свои работы ребята представляли на итоговом заседании клуба перед родителями класса, затем на школьном НПК,лучшие исследования отправляли на конкурс «Дети науки – 21 века». В век инновационных технологий родители должны стоять на стороне развития. Поэтому я, как классный руководитель, стараюсь привлечь своих родителей в исследовательскую деятельность своих детей. Думаю, что умения и навыки, приобретенные при создании поисковой, исследовательской работы, помогут моим ученикам в дальнейшем справиться с любым заданием: выделение самого главного в потоке информации; умения выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать доказывать свою точку зрения; общение с другими детьми.

По результатам нескольких лет работы по ФГОС можно отметить следующее:

Для детей изменился характер деятельности,стал исследовательский, творческий, продуктивный;

У родителей повысилась заинтересованность и участие в образовании и воспитательной деятельности; изменился характер отношений с учителем; появилась возможность самим продолжать учиться;

У учителей возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения; появились перспективы ощутимых моральных  и материальных вознаграждений.

Современный учитель – это учитель, владеющий целым рядом интеллектуально-педагогических компетенций, умеющий фантазировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, обобщать и конкретизировать.

Научить своих воспитанников быть яркими, способными удивляться, «заразить» их «вирусом» творчества –это главная цель нашей педагогической деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.