Статья «Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у детей младшего школьного возраста»
Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у детей младшего школьного возраста
Аксенова Лариса Валерьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 16»
города Томска, Томская область
Текст статьи.
«Мы должны стать добрыми пахарями; но перед тем, как приступить к труду, мы должны обрести надежду». Альберт Швейцер.
И эту надежду надо начинать закладывать в начальной школе. В своей педагогической деятельности я нашла ответы на многие вопросы. Но мне бы хотелось поделиться решением той проблемы, которая актуальна в настоящее время. Это проблема адекватного выбора будущей профессии подрастающим поколением.
В бюджетном послании президента говорится «Кадровую политику нужно начинать с правильной профориентации, вести её с детства». «В детях наше будущее», - вновь подчеркнул президент России.
А каким мы хотим видеть будущее своих воспитанников?
Попробуем найти ответ на этот вопрос. Самое главное для меня, чтобы мои ученики выросли способными к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.
Да, вы скажете, идеи не новы! Но это действительно важно.
Проблема выбора профессии особенно актуальна в настоящее время. Существует много программ по предпрофильной подготовке и профильному обучению обучающихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Скрытые резервы профориентации таятся именно там. Чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, то есть с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Достижение указанного результата невозможно, на мой взгляд, без формирования интереса к труду взрослых у детей младшего школьного возраста.
Все это и послужило основанием для проведения исследования: «Формирование интереса к труду взрослых посредством игры у детей младшего школьного возраста»,
Целью которого является: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования интереса к труду взрослых посредством игры у детей младшего школьного возраста.
Задачи проекта:
● Выявить основы трудового воспитания младших школьников.
● Изучить особенности игровой деятельности у обучающихся младшего школьного возраста.
● Разработать пути и средства для формирования интереса к труду взрослых у обучающихся младшего школьного возраста.
● Составить программу, реализуемую во внеурочной деятельности
в рамках апробации ФГОС нового поколения.
● Создать портфолио «Я и мир профессий».
Исследование уровня сформированности интереса к труду взрослых начала в 1 классе. Мною, совместно с педагогом-психологом школы было проведено анкетирование, по результатам которого видно, что уровень сформированности интереса к труду взрослых низок по каждому из выделенных критериев. Следовательно, для эффективности формирования интереса к труду взрослых необходим следующий этап – формирующий.
Предположила, что работа на данном этапе существенно повлияет на формирование интереса к труду взрослых у детей младшего школьного возраста.
При планировании, кроме отбора содержания и форм организации коллективной жизнедеятельности, формирования уклада жизни ученического коллектива определила, кто и с какими возможностями будет привлечён к учебно-воспитательному процессу.
Мной была разработана программа «Банкир, фермер иль портной… Кто же я буду такой?», способствующая формированию интереса к труду взрослых. Данная программа реализует общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное направления во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках ФГОС начального общего образования. Актуальность данной программы обусловлена важностью проблемы, решением которой занимается сегодня как общество, государство, так и образовательное учреждение. Программа включает в себя профориентационные занятия с разнообразными формами работы:
- праздники, конкурсы, викторины, в которых дети выступают не в качестве пассивных слушателей или наблюдателей, а являются активными участниками происходящего.
- встречи с людьми разных профессий;
- беседы родителей с учащимися, которые очень эффективны, помогают школьникам сформировать определённые взгляды и убеждения.
- Считаю важным познакомить детей с потребностями города в людях различных профессий. Наиболее эффективны в данном отношении экскурсии на предприятия, в учреждения. Здесь дети наблюдают за трудом взрослых, знакомятся с трудовой обстановкой, видят результаты труда взрослых. Во время таких экскурсий показываю нравственную сторону труда взрослых: их отношение к труду, коллективный характер, когда люди трудятся сообща, помогая друг другу. Обращаю внимание на эстетическую сторону труда, знакомлю детей с результатами работы, обязательно показывая образцы мастерства. Знания, полученные в результате экскурсий, дети отражают в своих творческих работах.
Одним из эффективных средств формирования интереса к труду взрослых у детей младшего школьного возраста как в урочной, так и во внеурочной деятельности является игра. Сюжетные игры, которые особенно популярны у детей, могут создаваться самими детьми. Особенно удаются игры, имитирующие трудовую деятельность взрослых людей. Исполнение роли требует от них вступления в различные «профессиональные» отношения с товарищами, координирования своих действий, сотрудничества, помощи друг другу.
Дидактические игры расширяют знания обучающихся о труде взрослых, развивают интерес детей к этому труду. Во время игры выясняется, насколько дети представляют деятельность людей – представителей различных профессий. Конечно, это можно было выяснить проще, задав на уроке учащимся вопрос. Но именно в занимательной, игровой форме не только закрепляются знания обучающихся, но и появляется интерес к различным видам трудовой деятельности.
Обучающиеся получили первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:
- поучаствовали в экскурсиях по микрорайону, городу;
- узнали о профессиях своих родителей и прародителей, презентовали труд своих родных;
- получили первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности;
- приобрели опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду;
- приобрели первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- приобрели умения и навыки самостоятельной деятельности дома, в школе и в обществе.
Моя задача, как учителя начальных классов, выполнена.
Список литературы
Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст]/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12. – С. 40-43
Игумнова, Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой? [Текст]/Е.Л. Игумнова. – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.
Осовская, С.Н. Город мастеров [Текст]/С.Н. Осовская// Школьный психолог. – 2006. -№ 13. – С. 12-15
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост. пед. ун-та. - 2000. – 351 с.
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированный подход как основной путь модернизации образования (доклад на августовской конференции работников и организаторов образования).- Ростов н/Д.: Б.и., 2002. – 46с.
Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. - №9. – С. 10-16.
Елькина, О.Ю. Методическое сопровождение курса «Путешествие по Галактике профессий»: Пособие для учителя начальных классов / О.Ю. Елькина. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. – 46 с.