Конспекты занятий, направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

2
0
Материал опубликован 17 December 2019

В последнее время значительно возросло количество детей с повышенной школьной тревожностью, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Обусловлено это, на наш взгляд, следующими причинами: возросшим потоком информации, как нужной так и не нужной, который ежедневно воздействует на современного человека и как следствие не может не оставить на нем, своего негативного отпечатка. Так же неотъемлемую роль играет нынешняя экономическая ситуация в мире, коротая зачастую усугубляет социальные проблемы. Огромное количество детей в Российской Федерации на данный момент пережили развод или даже смерть родителей, огромное количество детей с первых дней жизни оказываются в детских домах.

И родителям и учителям хорошо известно, насколько тяжело протекают годы учебы для тревожных детей. Школьная пора это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Такой ребенок всегда пытается предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями в тягость. Это может вызвать отставание от одноклассников. Зачастую педагоги не хотят разобраться в причине повышенной тревожности, что может привести к плачевным последствиям.

Интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее, т.е. повышенную школьную тревожность.

Данная проблема осложняется тем, что иногда в практике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считаются вполне «удобными» для учителей и родителей: они всегда готовят уроки, стремятся выполнить все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. Зачастую эта проблема, связанная с наиболее «трудными» детьми младшего школьного возраста, которые оцениваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром - школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать и, следовательно, это проблема остается на протяжении всего периода взросления ребенка.

Мы считаем, что изучение этой проблемы особо актуально в настоящее время, ведь современный младший школьник подвержен тревоге сильнее, чем дети, жившие всего на полвека раньше. В наш век высоких технологий, разнообразия социальных проблем, тревожные дети стали не редкостью. И наша задача сохранить психическое здоровье наших детей и учеников для их дальнейшей продуктивной деятельности и жизни в целом.

Конспекты занятий направленных на снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста


Цель: снижение уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста


1 Занятие


Цель занятия: Знакомство с детьми, ознакомление с темой и целью дальнейших занятий.

Оборудование: нет

Орг. момент. Дети рассаживаются в круг. (3 мин)


«Невербальное приветствие» (8мин)

Цель: Повышение степени внимания друг к другу, со­здание благоприятной для работы атмосферы.

Ход работы. «Сегодня мы начнем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не долж­ны повторяться, и делать это нужно без слов. Будьте внимательны, не пропустите никого».


«Имя» (8 мин)

Цель: Знакомство участников.

Ход работы. Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в жизни. Зна­комство происходит по кругу.


Беседа (15 мин)

Цель: Ознакомление с темой и целью дальнейших занятий

Ход работы: Каждый по кругу отвечает на вопросы:

Давайте вспомним, чего вам приходилось бояться или что иногда вас тревожит? Бывает ли что, то что вас беспокоит связано со школой?

Бывает ли что вы испытываете чувство тревоги по поводу каких-либо событий в школе?

Беспокоитесь ли вы, когда учитель просит выйти вас к доске или вам предстоит написать контрольную работу?

Вспомните свои страхи и тревоги, и расскажите о них.

Кому вы рассказываете о своей тревоге? Что они на это отвечали?


Сегодня мы провели первое занятие, которое направлено на снятие школьной тревожности. Мы с вами выяснили, что каждый из вас хоть раз, испытывал чувство тревоги из-за каких-то событий, в том числе и связных со школой.

Курс наших занятий, на которых мы будем учиться преодолевать свою тревогу, называется – тренинг.

Главные правила тренинга:

- «Здесь и теперь». Все происходящие в группе действия, обсуждения, испытываемые участниками чувства и т.п. – должно обсуждаться в настоящем и не выноситься за пределы нашего занятия.

- «Искренность и открытость». Все что рассказывается в группе, является правдой.

- Внимание каждого участника группы должна быть направлена внутрь себя.

- Принцип активности. Нельзя «отсиживаться» на занятии.

- Принцип конфиденциальности. То, что происходит в групповом пространстве, не будет вынесено за его пределами.

Рефлексия:

Что вы запомнили из нашей беседы?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующих занятиях?

Какую тему, связанную со школьной тревожностью, вы хотели бы обсудить?


Орг. момент


2 Занятие

Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.

Оборудование: Бумажные снежки, бумага, цветные карандаши.

Орг. момент (2 мин)

Разминка «Снежки» (6 мин)

Цель: Установление контакта с детьми.

Оборудование: Снежки из бумаги

Ход работы: Дети разбиваются на две команды, каждый ребенок получает по три снежка. По команде снежки можно бросать в противоположную команду.

"Мои школьные трудности" (5 мин)

Цель: Дать возможность учащимся проговорить свои учебные трудности и определить свое к ним отношение.

Ход работы:

Вспомните ситуацию, которая совсем недавно вас очень встревожила.

Опишите её.

Как вы думаете, поняли ли вас окружающие, если бы вы об этом им рассказали?

Рефлексия:

Насколько легко было вспомнить ситуацию ,которая вас встревожила?

Насколько легко было рассказывать о той или иной жизненной ситуации?


«Рисуем ситуацию, которая нас встревожила» (20 мин)

Цель: Дать возможность детям выделить для себя главный объект тревоги и с помощью его изображения на бумаге, выразить свое отношение к нему.

Ход работы: Детям выдаются альбомные листы и цветные карандаши. Необходимо нарисовать, то что беспокоит тебя больше всего.

Рефлексия:

Трудно ли было выбрать, что именно рисовать?


«Другие рисунки» (10 мин)

Цель: Развить чувство эмпатии к другим.

Ход работы: Дети обмениваются рисунками, их задача подумать, какой страх изображен и как можно помочь тому, кто этот рисунок нарисовал.

Рефлексия:

Какие рекомендации, мы дали детям в ситуации, которая его беспокоит?

Те, рекомендации, которые дали вам, вы станете соблюдать?

Насколько рекомендации были уместны и эффективны?


Орг. момент


3 Занятие

Цель: Невербальное изображение своих чувств, обучение медитативным методикам. Оборудование: Стулья.

Орг. момент (3 мин) Работа в кругу.


«Всаньте те, кто…» Время: 10 минут

Цель: Активация активности участников, снятию напряжения.

Ход работы: Ребята сидят в кругу. В центре – Ведущий. Количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: "Встаньте, кто..." и называет какое-либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим

Рефлексия:

О ком ты узнал что-нибудь новое?

Был ли ты удивлён тем, что вместе с тобой вставал тот или иной человек?

Сошлись ли твои представления о твоих представлениях об интересах и пристрастиях твоих одноклассников с их реальными интересами?


«Чувство – ситуация» (5 мин)

Цель: Невербальное изображение своих чувств.

Ход работы: Дети по очереди загадывают и изображают то или иное чувство. Дети отгадывают его и называют ситуацию, в которой оно чаще всего проявляется.

Рефлексия:

Трудно ли было показать чувство?

Трудно ли было его отгадать?

Когда нам может пригодится умение показывать, то что хотим сказать?


«Волшебное путешествие» (7 мин)

Цель: снятие мышечного и душевного напряжения

"Представь себе, что мы сидим в классе и смотрим в окно, а там синее-синее небо. По небу неторопливо плывут облака. Очень красиво. Вдруг мы видим, что одно пушистое облако приближается к нашему окну. Его форма напоминает пони. Мы залюбовались этим зрелищем, а облако подплыло совсем близко к нам. Смотри, оно машет нам лапкой, как будто приглашает присесть! Мы осторожно открываем окно и усаживаемся на теплое облако. Устраивайся поудобнее, ощути, как здесь мягко и уютно. Можно даже полежать. Куда же мы полетим? Наверное, надо подумать о месте, где тебе всегда хорошо. Подумай о таком месте.

Облако стало двигаться. Вот уже наш дом кажется крошечным вдалеке, ниже пролетают стаи птиц. Удивительно хорошо. Вот, кажется, мы начинаем снижаться. Облако опускает нас на землю. Теперь ты можешь идти. Мы там, где ты спокоен и счастлив, где тебе очень хорошо. Посмотри, что там вокруг? Какие в этом месте запахи? Что ты слышишь? Есть ли здесь кроме тебя какие-то люди или животные? Тут ты можешь делать все, что хочешь. Побудь в этом месте еще немного, пока я посчитаю до десяти, а потом снова пойдем к облаку (медленно считайте от одного до десяти). Ну вот, нам пора возвращаться, залезай на облако. Мы снова летим по самому синему небу. Вот уже показался наша школа. Облако аккуратно подплывает к самому окну. Мы с тобой залезаем в наш класс прямо через окно. Мы благодарим облако за чудесную прогулку и машем ему рукой. Оно медленно уплывает вдаль. Когда я посчитаю до пяти, оно растворится в небе, а ты раскроешь глаза (считайте до пяти)".

Рефлексия:

Приятно ли было плавать на облаке?

Какое место вы себе представили?

Каким оно было?

Как ты там себя чувствовал?

Существует ли это место на самом деле или оно полностью создано вашим воображением?


«Я сам» (10 мин)

Цель: Повышение самооценки, осознание самостоятельности в той или мной степени.

Ход работы: Дети сидят в кругу, каждый по кругу продолжает предложение – «Я сам делаю….», «Я сам решаю….».

Рефлексия:

Трудно ли было продолжить предложение?

Смогли ли бы вы продолжить еще два круга?


Орг. момент


4 Занятие

Цель: Аллегорическое изображение своей тревожности, обучение медитативной методике.

Оборудование: Бумага, цветные карандаши

Орг. момент (3 мин)


«Нарисуй страшного добрым» (10 мин)

Цель: Символическое высмеивание персонажей способных вызвать тревогу.

Ход работы: На приготовленных заранее черно-белых изображениях страшных персонажей, детям необходимо дорисовать их так, что бы из страшных они превратились в добрых и смешных.

Рефлексия:

Трудно ли было превратить страшного персонажа в доброго или смешного?


«Достань звезду» (10 мин)

Цель: Обучение медитативной методике.

Ход работы: Дети выходят из-за парт.

"Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежным, голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!"

Рефлексия:

Трудно ли было дотянуться до звезды?

Опишите поляну, на которой вы стояли.

Много ли звезд осталось на небе?

Хотелось бы вернуться на поляну, что б снять с неба еще несколько звезд?


«Страшная рука» (10 мин)

Цель: Аллегорическое изображение своей тревожности.

Ход работы: Детям нужно обвести свою руку на альбомном листе, и при помощи цветных карандашей и фломастеров сделать из её «Страшную руку».

Рефлексия:

Что теперь можно делать с этим рисунком?

Весело ли будет с ней играть?


Орг. момент


5 Занятие

Цель: Сформировать позитивный образ своего будущего и настоящего «я» при помощи сказкотерапии.

Оборудование: Бумага, цветные карандаши.

Орг. момент (3 мин) Фронтальная работа

«Проведи слепого»

Цель: Установление доверительных связей в группе.

Ход работы: Дети делятся на команды по 4 человека. Один поводырь, другой тот, кто должен выполнить задание. Ребенок закрывает глаза и становится у стены, на полу расставлены небольшие игрушки. Затем ребенку дается команда: «шаг вперед», «шаг вправо» и т.д., ребенок при этом должен не сбить игрушки. Дети меняются ролями, пока каждый в команде не побывает поводырем и игроком.


Сказка «Роза и ромашка» (15 мин)

Цель: Осознание и принятие себя таким, какой есть.

Ход работы: Детям читается сказка:

В маленьком садике росли по соседству яркая алая роза и скромная нежная ромашка. Ромашка только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. Она очень очень хотела стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на гордую заносчивую розу. «Как было бы здорово стать точно такой же, как она!» думала застенчивая ромашка.

Но вот однажды шла по дорожке красивая маленькая девочка. Увидев ромашку, она остановилась и с восхищением сказала: «Какой красивый необычный цветок! Какие снежно белые нежные лепестки! Сердцевина похожа на маленькое солнышко!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Девочка объяснила ромашке, что каждый цветок хорош по своему. А роза, например, колючая…

Рефлексия:

Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу?

Что значит «каждый цветок хорош по своему»?

Можно ли эту фразу сказать про людей?



«Я в будущем, или машина времени» (20 мин)

Цель: Сформировать позитивный образ своего будущего «я».

Ход работы: Детям предлагается представить себя через 5 лет, подумать о том кем он будет, каким, чем будет заниматься. Далее необходимо нарисовать себя в будущем.

Рефлексия: Каждый рассказывает, что изображено на рисунке.

Как вы думаете, останется ли с вами тревожность в старшей школе?

Что будет вас беспокоить через 5 лет?


Орг. момент.


6 Занятие

Цель: С помощью сказкотерапии снижение уровня школьной тревожности

Оборудование: нет

Орг. момент.

Сказка «Школьная Тревожность» (30 мин)

Цель: С помощью сказкотерапии снижение уровня школьной тревожности

Ход работы: Ведущий читает участникам сказку "Школьная Тревожность", после этого коллективно создается добрый финал сказки.

Это высокая худая дама в длинном темном платье. Пока Алевтина Юрьевна пишет на доске задание, дама незримо ходит по классу, где сидит 3 "А", и потирает тонкие руки. Сегодня у нее важный день. Через 10 минут ученики начнут писать самостоятельную работу, и, возможно, ей, Школьной Тревожности, удастся подчинить себе кого-нибудь из них. Для начала она намечает себе две жертвы: маленькую рыжую девочку Марусю и кудрявого мальчика Сеню, сидящих за одной

партой.

Алевтина Юрьевна объявляет начало самостоятельной работы. Школьная Тревожность подсаживается к Марусе и начинает применять проверенный прием – пускает туман в голову. "Ты ничего не знаешь, ты все забыла", – шепчет дама, как заклинание. Маруся на мгновение замирает, будто прислушивается, но потом решительно мотает головой и шепчет: "Этого не может быть. Я готовилась к этой самостоятельной работе. Мы с папой вчера занимались два часа!". Сраженная последним аргументом, Школьная Тревожность немножко уменьшается в размерах и пересаживается от девочки к ее соседу.

Она меняет тактику и пускает в ход другой прием – устрашение. "Ты плохо напишешь эту работу и получишь двойку. Это будет ужасно! В среду учительница объявит результат, и ты поплетешься домой подавленный, несчастный..." – зловеще пугает она Сеню. "Так в среду у меня тренировка, и что бы там ни было, опаздывать я не собираюсь!" – решительно возражает мальчик. Больше всего на свете он любит занятия по каратэ. Сенька мысленно представляет себе красивый удар, который на прошлой неделе показывал им тренер.

Школьная Тревожность отлетает в противоположный конец класса, как будто этот воображаемый удар пришелся по ней. Из последних сил доползает она до парты, за которой сидит светленькая девочка в голубом платьице. "Посмотри, как качает головой Алевтина Юрьевна. Она глядит на тебя и думает, какая ты непонятливая и слабая ученица, надо оставить тебя на второй год", – хрипит Школьная Тревожность, уже начиная думать, что 3 "А" непобедим, но еще не отказываясь от последнего шанса на успех.

Девочка испуганно вскидывает глаза. Алевтина Юрьевна действительно крутит головой (ей немножко жмет воротничок). Девочка бледнеет. Школьная Тревожность понимает, что нашла себе жертву. Звенит звонок с урока, но даже он не может спасти бедную девочку, потому что у нее нет своих методов борьбы со Школьной Тревожностью.


Рефлексия:

"Как вы думаете, когда Школьная Тревожность одерживает победу над учеником; каковы, на ваш взгляд, приемы борьбы со школьной тревожностью?"

Орг. момент


7 Занятие

Цель: Снятие напряжения при помощи медитативной методике, снятие тревожности при помощи элементов психодрамы.

Оборудование: Бумага, ручки, цветные карандаши.

Орг. момент (3 мин)

«Рисование в зеркалах» (10 мин)

Цель: Создание объективного взгляда на свое «я»

Ход работы. Детям раздаются заранее подготовленные бланки, на которых нарисовано три зеркала. Под первым зер­калом находится надпись «Я глазами родителей». Под вторым — «Я глазами друзей». Под третьим — «Каким я вижу себя». Дети должны цветными карандашами нарисовать в зеркалах себя в соответствии с надписями.

Рефлексия:

Попробуйте ответить на вопросы:

Что я знаю о себе?

Каковы мои положительные и отрицательные стороны?

Что объединяет и что различает три отражения в зерка­лах? И т. п.


«Незаконченные предложения» (10 мин)

Цель: Формирование разностороннего взгляда на свои школьные трудности.

Ход работы: Детям выдаются карточки с предложениями, которые необходимо продолжить

«Ученики любят учителя, когда…»

«Ученики боятся учителя, когда…»

«Ученики не слушают учителя, когда…»

«Если бы я был учителем…»

Рефлексия:

Какой пункт было труднее всего заполнить?

Почему?


«Достань звезду» (10 мин)

Цель: Обучение медитативной методике.

Ход работы: Дети выходят из-за парт.

Возможно, в прошлый раз вам хотелось достать еще одну звезду, сегодня у вас будет такая возможность.

"Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежным, голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!"

Рефлексия:

Трудно ли было дотянуться до звезды?

Опишите поляну, на которой вы стояли.

Много ли звезд осталось на небе?

Хотелось бы вернуться на поляну, что б снять с неба еще несколько звезд?


«Два зеркала» (10 мин)

Цель: Аллегорическое изображение причины своей тревоги и радостных моментов для выражения своего отношения к этим моментам.

Ход работы: На одном листе нарисуй, то что тебя огорчает, а на другом что радует.

Рефлексия:

Какой рисунок было приятнее всего рисовать?

Какие чувства вы испытывали, когда рисовали, то что вас огорчает?

Как можно избежать моментов, которые вы нарисовали на первом листке?


Орг. момент.


8 Занятие

Цель: Снижение уровня школьной тревожности по средствам психодрамы. Подведение итогов тренинга.

Оборудование: Листовки с медитативными упражнениями

Орг. момент (3 мин)


«Кошмарный учитель» (10 мин)

Цель: Снижение уровня школьной тревожности по средствам психодрамы.

Ход работы: Детям по очереди предоставляется стать самым "ужасным" учителем, какого только можно представить. Остальная группа "пугается".

Рефлексия:

Что ощущали в роли «страшного учителя»?


«Режиссер» (15 мин)

Цель: Снижение уровня школьной тревожности по средствам психодрамы.

Ход работы: Дети выбирают режиссера, и он рассказывает какой фильм бы он снял, на тему – «Когда не пришел учитель на урок», остальные артисты, которые изображают класс. После этого, выбирается еще один режиссер и все повторяется.

Рефлексия:

Как вы думаете, кому было труднее, режиссеру или артистам?

Почему?

Два режиссера, чем отличались их сценарии?

Почему?


Беседа.

Цель: Подведение итогов тренинга, актуализация полученных знаний.

Ход работы:

Что вы узнали о тревожности?

Чему вы научились на наших занятиях?

Стоит ли бороться с тревожностью?

Какими способами?

Сегодня я выдам вам, специальные памятки, с упражнениями, некоторые из которых мы с вами делали, а какие-то будут для вас совершенно новыми. Эти памятки лучше всегда иметь под рукой, если вам предстоит какое-то важное испытание, например контрольная работа, или же если в вашей жизни происходят какие-то другие волнующие вас события.

(Памятка см. приложение №1)

Рефлексия:

Далее раздаются рисунки с занятия №2, дается минута на их рассмотрение детьми.

Скажите, что изображено на вашем рисунке?

Сильно ли тревожило вас изображенное на рисунке?

Сейчас оно тревожит настолько же сильно?

Почему?


И так, на этом наши занятия подошли к концу, не выбрасывайте и не теряйте выданные вам сегодня памятки. Непременно перечитывайте их иногда и обязательно, делайте упражнения из памятки, если вас что-то тревожит или перед каким-нибудь волнительным моментом.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации