Статья «Игры для формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
«Игры для формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Проводя психолого-педагогическую диагностику, я замечаю рост детей младшего школьного и дошкольного возраста с разными видами трудностей, которые осложняют начало школьного обучения.
Это происходит по разным причинам, включая патологические особенности протекания беременности и постнатального развития ребенка, в подобных случаях, в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений. Это приводит в младшем, школьном возрасте к трудностям освоения ребенком чтения, письма, математических операций и дизадаптации в целом.
Психологические игры предлагаемые мной, помогут подготовить детей к условиям школьного обучения. Они выполняют три функции: диагностическую, коррекционную и развивающую.
Предлагаемые игры можно условно поделить на три вида:
Игры, направленные на формирование схемы тела.
Необходимы дидактические материалы.
Бумажные куклы. Перед началом игры необходимо каждому из них дать имя: Настя, Витя, Никита и т. п. Особенно это важно с детьми младшего дошкольного возраста.
Игра «что где находится».
Детям задаются вопросы: «Что у мальчика ниже, чем брови? Что выше, чем нос? Кто назовет больше частей лица, которые выше, чем губы?»
Будет полезно, если ребенок не только покажет это на кукле, продемонстрирует на собственном лице и правильно назовет.
Игра «угадай, задуманное?»
Детям задается вопрос: «Я задумала часть лица: она находится выше, чем рот, но ниже, чем глаза. Какую часть лица я загадала?»
Ответ должен быть показан и назван.
Затем вопросы и задания, придумывают и самими дети. Довольно часто уже на этом этапе необходимо использовать слова; между, выше, ниже. Предлоги над, под, за и т.д.
Игры серии формирование у детей умения описать расположения объекта в пространстве, в каком-то конкретном месте, используя для этого весь наработанный ранее лексический запас: над, под, за, перед, слева от, справа от и т. п.
Игра «мое любимое место в комнате»
Ребенок должен описать координаты того места в комнате или координаты того предмета, которые ему нравятся больше всего. Дети, которые выбрали один и тот же предмет или место, могут объединиться и рассказать остальным, почему это место или предмет им нравится больше всего. Задача психолога в том, чтоб дети услышали, как об одном и том же месте можно рассказать по-разному.
Настольные игры для развития пространственных представлений.
Настольная игра «Анаконда»
Ребенка вводят в сюжет игры:
Гигантская зеленая анаконда затаилась в тихой воде, покрытой бурыми листьями и водорослями. Подобно многим змеям, анаконда неподвижно поджидает добычу. Она не ядовита, но опасна. В глухих джунглях она может напасть на неопытных путешественников, но нередко и сама становится жертвой охотников. Будь осторожен и внимателен! Рассмотри змею в воде и не упусти ее в высокой траве!
Задание:
Расположи все детали двустороннего пазла на игровой доске так, что бы, получилась целая змея, от головы до хвоста.
Описание:
В комплект игры входят: 100 заданий 5 уровней сложности, ответы к заданиям, игровая доска, 8 двусторонних плиток пазла.
Настольная игра «Красная шапочка и серый волк»
Вводим ребенка в сюжет игры:
Вы можете помочь Красной Шапочке найти дорогу к своей бабушке? Поместите Красную Шапочку, дом и деревья на игровое поле и, используя детали, проложите путь к дому бабушки. Затем вы можно добавить в игру с волка! Но будьте осторожны, он может попасть в дом бабушки быстрее, чем Красная Шапочка!
Задание:
Решите задания, проложив одну или две дорожки к дому бабушки: одну для Красной Шапочки и другую для волка.
Описание:
Игра включает буклет с 48 заданиями (24 с волком и 24 без) и книгу с картинками современной интерпретации оригинальной истории про Красную Шапочку. Набор фигурок и элементы дорожек.
Игра «Цветные дорожки»
Мотивируем ребенка;
Как хорошо, собравшись всем вместе, поиграть во что-нибудь интересное. Давайте вместе погуляем по цветным дорожкам, это будет увлекательно и весело.
Может быть, эта игра напомнит нам о путешествиях, в которых нам удалось побывать. Или мы придумаем новые маршруты и названия мест, в которых еще не бывали, ну куда мы можем прийти по цветным дорожкам.
Задание:
Составьте цветную дорожку, следуя правилам.
Будь внимателен, победит самый сообразительный и находчивый игрок. Так же возможно, соревноваться командами!
Описание:
В набор входит комплект карточек и инструкция к игре.
Игра «Топологик»
Вводим ребенка в сюжет игры:
На цветных картинках рассказаны разные веселые истории из жизни мишки, лягушки, кошки, птички и мышки. Они приглашают и тебя в гости к ним, ты побываешь с ними на рыбалке, посчитаешь звезды на небе, найдешь грибы в лесу. Но для этого найди их, они ждут тебя за камушком, на дереве, за ведром, в домике.
Задание:
Определи, кто, где находится и правильно размести их на игровом поле согласно положению животных на картинке. Будь внимателен!
Описание:
В набор входят красочные карточки, а также игровое поле с фишками. В наборе 20 карточек с заданиями, 1 деревянное игровое поле, 5 фишек с изображениям животных.
Практическая апробация игр:
В конце всего курса обучения с помощью игр проводятся одно итоговое занятие, в которых актуализируется весь материал по формированию пространственных представлений, повторяются наиболее понравившиеся детям упражнения и задания.
Как показывает опыт, занятия проходит увлекательно и весело. На последнем занятии у детей заметна положительная динамика, они хорошо справляются с трудными заданиями, что положительно сказывается на письме, счете и чтении.