Комплекс методик для профессиональной ориентации
Комплекс методик для профессиональной ориентации содержит 4 специальные методики, предназначенных для проведения квалифицированной профориентационной работы. Данный комплекс ставит своей целью оказание помощи молодым людям (учащимся средних школ) и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом присущих им склонностей и интересов, психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся в каждом временном периоде конъюнктуры на рынке труда.
Список методик:
Тест профессионального личностного типа Голланда.
Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1.
Дифференциально-диагностический опросник ДДО.
Определение профессиональных предпочтений Йовайши.
Краткий обзор методик:
Тест профессионального личностного типа Голланда (The Holland Code, The Holland Occupational Themes) – методика, разработанная американским психологом Джоном Голландом (или Холландом, John L. Holland). Модель RIASEC, предложенная Голландом, описывает одновременно тип личности и вид деятельности, к которой человек данного типа имеет наибольшие склонность, предрасположенность, способности. Методика помогает определить тип социально-профессиональной направленности и облегчает дальнейшее определение профессии. Тест рекомендуется для выпускников общеобразовательных школ, определяющих для себя специальность перед поступлением в высшее учебное заведение. Также тест может помочь определиться с новой профессией людям, решившим сменить сферу деятельности.
Методика Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным, предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей у подростков и юношей 14-17 лет в процессе первичной профконсультации.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный Е. А. Климовым в 1984 году, предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с авторской классификацией типов профессий. Может быть использован при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Методика определения профессиональных предпочтений литовского психолога Л. А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Опросник позволяет определить предрасположенность человека к деятельности в сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми. Методика ориентирована в первую очередь на школьников, подростков.
Протокол диагностики
Цель:__________________________________________________________________
Обследуемый:__________________________________________________________
Пакет методик: Тест профессионального личностного типа Голланда, Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1, Дифференциально-диагностический опросник ДДО, Определение профессиональных предпочтений Йовайши.
Дата и место проведения:________________________________________________
Психолог, проводивший обследование_________________________________________
Результаты (Лист ответов)
Тест профессионального личностного типа Голланда.
Обработка результатов
1а | 5а | 9а | 13а | 17б | 21а | 25б | 29б | 33б | 37б |
2а | 6б | 10а | 14а | 18б | 22б | 26а | 30а | 34б | 38а |
3а | 7б | 11а | 15а | 19а | 23б | 27а | 31а | 35б | 39б |
4б | 8а | 12а | 16а | 20а | 24б | 28б | 32а | 36а | 40б |
| | | | | | | | | 41б |
| | | | | | | | | 42б |
Интерпретация
В соответствии с моделью Голланда (теория RIASEC), существует шесть типов личности. Каждому типу личности соответствует определенный тип деятельности и определенный вид профессиональной среды. Если человек выбирает профессию и среду, соответствующую своему типу, он будет работать максимально эффективно, сможет достичь выдающихся успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Чем больше набранное количество баллов, тем сильнее в личности человека выражены черты данного типа.
Реалистичный – 9
Исследовательский – 4
Артистичный – 4
Социальный – 9
Предприимчивый – 10
Традиционный - 6
Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1.
Обработка результатов
1- | 5- | 9+ | 13+ | 17+ | 21+ | 25+ | 29+ | 33- | 37+ |
2+ | 6+ | 10+ | 14+ | 18+ | 22+ | 26+ | 30+ | 34- | 38- |
3+ | 7- | 11- | 15- | 19+ | 23- | 27+ | 31 | 35+ | 39- |
4+ | 8+ | 12+ | 16+ | 20- | 24- | 28- | 32+ | 36+ | 40+ |
Интерпретация
Шкала коммуникативных склонностей – 55. Уровень коммуникативных склонностей ниже среднего, оценка 2.
Шкала организаторских склонностей – 65. Уровень организаторских склонностей ниже среднего, оценка 2.
Испытуемый, получил оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Он не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Дифференциально-диагностический опросник ДДО.
Обработка результатов
Интерпретация
Природа – 0;
Техника – 4;
Человек – 7;
Знаковая система – 3;
Художественный образ – 6.
Для испытуемого характерны все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением: продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, преподаватель техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор.
Определение профессиональных предпочтений Йовайши. Обработка результатов
Интерпретация
Сфера искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18 |
Сфера технических интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
Сфера работы с людьми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
Сфера умственного труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 |
Сфера физического труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
Сфера материальных интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24 | |||
[ 0 | 30 ] |
Диагностический вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________