Статья «Психологические средства профессиональной ориентации школьников»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассказова К.А. (ksujkee54@mail.ru)
МБОУ СОШ №34
Сопровождение профессионального самоопределения школьников выступает значимой составной частью общего процесса сопровождения самоопределения личности в обществе. Основная составляющая профориентационной работы в школе представлена психологической диагностикой различных свойств личности, результаты которой часто не востребованы школьником, поскольку у него нет запроса на расширение представлений о своем Я, да и выбор профессии зачастую продиктован ее социальным портретом. Выбор профессии часто связан не с поиском этого соответствия, а продиктован возможностями родителей оплачивать обучение, социальным статусом профессии, соотносимым с ней уровнем доходов, престижностью и т.д. Диагностическая работа решает очень узкий круг задач профориентации школьников, должна быть наполнена современными измерительными средствами и дополнена другими формами работы. Таким образом, актуальность выбранной нами темы связана с противоречием: необходимостью осуществлять профессиональное сопровождение учащихся с одной стороны, и недостаточностью современных и эффективных средств профессионального сопровождения.
Нами было организованно исследование учащихся 9-х классов на базе МБОУ СОШ №34. Общее число респондентов составило 70 человек. Возраст испытуемых от 15 до 17 лет. Выборка носила смешанный характер: 70% испытуемых – девушки, 30% испытуемых – юноши. Мы использовали ряд методик: 1) Методика профессионального самоопределения Дж. Голланда;2)Методика оценки психических состояний Г.Айзенка;3)Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС).
По методике Дж. Голланда мы получили следующие данные: наблюдается преобладание учащихся (48,15%) с артистическим типом личности;у 31,48% преобладает предприимчивый тип;22,22% имеют социальный тип; у 12,96% учащихся преобладает интеллектуальный профессиональный тип;5,56% имеют реалистический тип;у 1,85% преобладает конвенциальный тип.
Методика психических состояний Г.Айзенка показала следующие результаты: в течение учебного года эмоциональное состояние, а именно уровень тревожности заметно возрос к четвертой четверти, возможно в связи с приближением экзаменов. С помощью методики исследования самоотношения мы определили, что чем больше страхов у учащихся, тем меньше самопринятия, самоценности, а также чем больше внутренней конфликтности, тем больше страхов, опасения.
Также, нами были созданы анкеты, которые позволили выявить следующие факторы: причины ухода учащихся из 9х классов, их представления о средне-специальных учреждениях, страхах, если они не попадут в средне-специального учреждения, а также почему учащиеся идут в 10 класс, какие трудности они видят в этом и что будет, если они не пойдут в 10 класс. Также, аналогичные опросы были созданы для родителей учащихся, чьи дети остаются в 10 классе, а также для тех, чьи дети уходят в средне-специальное учреждение.
Благодаря полученным в исследовании данным, мы разработали программу психологического тренинга, которая позволит учащимся регулировать свое эмоциональное состояние, прояснять свои имеющиеся страхи и опасения о будущем, а также повышать уровень самопринятия личности.