12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Гончарова Олеся Леонидовна1105
Психолог, преподаватель психологии, кандидат педагогический наук
Россия, Москва, Москва
3

Комплект материалов для оценки сфомированности элементов общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности «Практическое занятие»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Политехнический колледж № 31

Комплект материалов для оценки сформированности элементов

общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной

деятельности «Практическое занятие»

г. Москва, 2013

Перечень практических занятий по дисциплине

«Управленческая психология»

для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»

п/п

Наименование тем

практических занятий

Кол-во

часов

1.

Диагностика индивидуально-типологических особенностей личности

2

2.

Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы

2

3.

Диагностика коммуникативных потенциалов личности

2

4.

Диагностика руководства и лидерства

2

5.

Диагностика конфликта

2

ИТОГО:

10

Практическое занятие № 2 на тему:

«Диагностика социально-психологических особенностей рабочей группы»

Задание № 1. Проведите диагностику социально-психологического климата в коллективе с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка, А.Ю. Шалыто.

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка, А.Ю. Шалыто

Инструкция: внимательно прочитайте варианты ответа, выберите один из них, наиболее соответствующий вашему мнению, поставьте знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

Большинство членов нашего коллектива – хорошие симпатичные люди

 

В нашем коллективе есть разные люди

 

Большинство членов нашего коллектива – люди малоприятные

 

Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, конечно

Скорее нет, чем да

Не знаю, не задумывался об этом

Скорее да, чем нет

Да, конечно

         

Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

 

Да

Пожалуй, да

Не знаю, не задумывался над этим

Пожалуй, нет

Нет

Деловых качеств большинства членов коллектива

         

Личных качеств большинства членов коллектива

         

Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 коллектив, который вам очень нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?

Это меня бы устроило вполне

Не знаю, не задумывалась над этим

Это меня совершенно не устроило

     

Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

Нет, не мог бы

Не могу сказать, не задумывался над этим

Да, мог бы

     

Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской

атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеток вы бы поместили бы свой коллектив?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                   

Как вы думаете, если вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами коллектива?

Да, конечно

Скорее да, чем нет

Не знаю, не задумывался об этом

Скорее нет, чем да

Нет, конечно

         

Обработка и интерпретация результатов

Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа – положительные, а третий имеет любой другой знак);

отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа – отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком);

неопределенная, противоречивая оценка (эта категория включает следующие случаи: на все три вопроса дан определенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

Полученные по всей обработке данные можно свести в таблицу следующего вида.

В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке.

Индивидуальные оценки отдельных компонентов отношения

Участники опроса

Эмоциональный

компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

1

     

2

     

     

     

Например, для эмоционального компонента

Э= Сумма (+) – Сумма (-) / n,

где Сумма (+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце, Сумма (-) – количество отрицательных ответов, n – число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до + 0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй – противоречивыми, неопределенными, а третий – положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого компонента возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

полностью положительное;

положительное;

полностью отрицательное;

отрицательное, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором – как в целом благоприятный, в третьем – как совершенно неудовлетворительный, в четвертом – как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмоциональному компоненту; 2, 5, 8 – к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, причем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по экспресс-методике может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Задание № 2. Проведите диагностику социально-психологического климата в коллективе с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе

Инструкция: оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойств социально-психологического климата в вашей группе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:

3 – свойство проявляется в группе всегда;

свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется редко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Свойства социально-психологического климата

А

Оценка

Свойства социально-психологического климата

В

1.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3210123

Преобладает подавленное настроение

2.

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3210123

Конфликтность в отношениях, антипатия

3.

В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, внимание

3210123

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам группы нравится вместе проводить время

3210123

Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

3210123

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушным или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению других

3210123

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7.

Достижения и неудачи группы переживаются как собственные

3210123

Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов

8.

В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: «один за всех и все за одного»

3210123

В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

3210123

К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно

10.

Группа активна, полна энергии

3210123

Группа инертна, пассивна

11.

Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе

3210123

Новички чувствуют себя пассивно, к ним часто проявляют враждебность

12.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3210123

Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым

13.

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3210123

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка и интерпретация результатов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1 по 13 – сумма А, затем оценки правой стороны – сумма В. Найти разницу С = А – В. Если С равно 0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный социально-психологический климат с точки зрения индивида. При С более 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле: С = С/М, где М – число членов группы. Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле: n (С-) / М х 100%, n (С-) – число людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный; М – число членов группы.

Задание № 3. Проведите диагностику психологического климата в коллективе с помощью методики диагностики психологического климата в малой производственной группе В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста.

Методика диагностики психологического климата в малой производственной группе В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста

Инструкция: перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них – своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке – суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой – антипод каждого суждения. Между ними пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.

Признаки здорового психологического климата

Шкала оценки

Признаки нездорового психологического климата

Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег

5 4 3 2 1

1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости

2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом

5 4 3 2 1

2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению

3. Доброжелательность и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении

5 4 3 2 1

3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивает наши деловые отношения

4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти

5 4 3 2 1

4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих

5. В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие

5 4 3 2 1

5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужим

6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах

5 4 3 2 1

6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого

7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и расковано

5 4 3 2 1

7. В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно

У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами

5 4 3 2 1

8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе»

Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций

5 4 3 2 1

9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями

10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом

5 4 3 2 1

10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем

11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений

5 4 3 2 1

11. У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов

12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление

5 4 3 2 1

12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает

13. В нашем коллективе гласность – это норма жизни

5 4 3 2 1

13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко

Итого баллов

   

Обработка и интерпретация результатов

Итоговые показатели психологического климата по данной шкале находятся в диапазоне от 65 до 13 баллов. Высокой благоприятности психологического климата соответствует показатели в диапазоне 42-65 баллов; средней благоприятности – 31-41 балл; незначительной благоприятности – 20-30 баллов. Количественные показатели менее 20 баллов свидетельствуют о неблагоприятном психологическом климате.

Задание № 4. Проведите диагностику психологического климата классного коллектива с помощью экспресс-методики «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой.

Экспресс-методика «Психологический климат классного коллектива» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева

Инструкция: оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой.

Шкала:

Всегда волнует – 5;

Чаще волнует – 4;

Волнует в половине случаев – 3;

Чаще не волнует – 2;

Совсем не волнует – 1.

А) Всегда ли учащиеся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

Б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

В) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Обработка и интерпретация результатов

Вычисляется средний балл группы: Х = (А+Б+В) / 3 х П, где А, Б, В – балльные оценки по вопросам; П – число испытуемых.

Чем выше балл, тем благоприятнее климат классного коллектива.

Задание № 5. Проведите диагностику групповых ролей в коллективе с помощью теста «Групповые роли».

Тест «Групповые роли»

Инструкция: в каждом разделе распределите сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими или всеми утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно отдать какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в предлагаемую таблицу.

1.Что, по моему мнению, я могу привнести в групповую работу?

А. Я быстро нахожу новые возможности.

Б. Я могу хорошо работать с множеством людей.

В. У меня хорошо, получается, выдвигать новые идеи.

Г. У меня, получается, помогать другим людям, выдвигать их идеи.

Д. Я способен очень эффективно работать, и мне нравится интенсивная работа.

Е. Я согласен быть не популярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам

Ж. В привычной обстановке я работаю быстро.

З. У меня нет предубеждений, поэтому я всегда даю возможность альтернативного действия.

2.У меня есть недостатки в групповой работе, возможно, это то, что:

А. Я очень напряжен, пока мероприятие не продумано, не проконтролировано, не проведено.

Б. Я даю слишком большую свободу людям, точка зрения которых считаю обоснованной.

В. У меня есть слабость много говорить самому, пока, наконец, в группе не появляются новые люди.

Г. Мой собственный взгляд на вещи мешает мне немедленно разделять энтузиазм коллег.

Д. Если мне нужно что-то достичь, я бываю авторитарен.

Е. Мне трудно поставить себя в позицию руководителя, так как я боюсь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.

Ж. Я сильно увлекаюсь собственными идеями и теряю нить происходящего в группе.

З. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь о несущественных деталях и переживаю, что ничего не получится.

3. Когда я включен в работу с другими:

А. Я влияю на людей, не подавляя их.

Б. Я очень внимателен, так что ошибок из-за небрежности быть не может.

В. Я готов настаивать на каких-либо действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.

Г. У меня всегда есть оригинальные идеи.

Д. Я всегда готов поддержать хорошие предложения в общих интересах.

Е. Я очень внимательно отношусь к новым идеям.

Ж. Окружающим нравится моя хорошая рассудительность.

З. Мне можно доверить проследить, чтобы вся основная работа была выполнена.

4. В групповой работе для меня характерно, что:

А. Я очень заинтересован хорошо знать своих коллег.

Б. Я спокойно разделяю взгляды окружающих или придерживаюсь взглядов меньшинства.

В. У меня всегда найдутся хорошие аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные предложения.

Г. Я думаю, что у меня есть дар выполнить работу, как только ее план нужно приводить в действие.

Д. У меня есть склонность избегать очевидного, а предлагать что-то неожиданное.

Е. Все, что я думаю, я стараюсь довести до совершенства.

Ж. Я готов устанавливать контакты вне группы.

З. Хотя меня интересуют все точки зрения, я, не колеблясь, могу принять решение собственное, если это необходимо.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. Мне нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравиться чувствовать, что я влияю на установление хороших взаимоотношений.

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решения.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.

Е. Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнения работы.

Ж. Мне нравится сосредоточивать собственное внимание на выполнении поставленных задач.

З. Мне нравится работать в области, где я могу принять свое воображение и творческие способности.

6. Если я неожиданно получил трудное задание, которое надо выполнить в ограниченное время с незнакомыми людьми, то:

А. Я буду чувствовать себя загнанным в угол, пока не найду выход из тупика и не выработаю свою линию поведения.

Б. Я буду работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он мне не симпатичен.

В. Я пытаюсь найти людей, между которыми я могу разделить на части это задание, и таким образом уменьшить объем работы.

Г. Мое врожденное чувство времени не позволит мне отстать от графика.

Д. Я верю, что буду спокойно, на пределе своих способностей идти прямо к цели.

Е. Я буду добиваться намеченной цели вопреки любым затруднительным ситуациям.

Ж. Я готов взять осуществление работы на себя, если увижу, что группа не справляется.

З. Я строю обсуждение, чтобы стимулировать людей высказывать новые идеи и искать возможности продвижения к цели.

7. Что касается проблем, которые у меня возникают, когда я работаю в группе:

А. Я всегда показываю нетерпение, если кто-то тормозит процесс.

Б. Некоторые люди критикуют меня за то, что я слишком аналитичен и мне не хватает интуиции.

В. Мое желание убедится, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.

Г. Мне очень быстро все надоедает, и я надеюсь только на одного – двух человек, которые могут воодушевить меня.

Д. Мне трудно начать работу, если я четко не представляю своей цели.

Е. Иногда мне бывает трудно объяснить другим, какие -либо сложные вещи, которые приходят мне на ум.

Ж. Я понимаю, что я требую от других сделать то, чего сам сделать не могу.

З. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление, то мне трудно четко изложить свою точку зрения.

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

Вопрос

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1.

               

2.

               

3.

               

4.

               

5.

               

6.

               

7.

               

Обработка и интерпретация результатов

1. Постройте таблицу в соответствии с приведенным ниже «образцом-ключом», вписывая по каждому вопросу рядом с соответствующей буквой то количество баллов, которое вы дали этому варианту ответов в таблице ответов.

2. Найдите сумму баллов по каждому из I-VIII столбцов.

3. Выделите те столбцы – роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли вы чаще выполняете в группе:

I. Председатель – спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II. Формирователь – доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе.

III. Генератор идей – нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.

IV. Оценщик идей – рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.

V. Организатор работ – волевой тип личности, нуждается в предложениях и идеях группы.

VI. Организатор группы – эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со все ми членами группы.

VII. Исследователь ресурсов – «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.

VIII. Завершитель – педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

«Образец-ключ» для обработки и интерпретации ответов

Вопрос

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1.

Г

Е

В

З

Ж

Б

А

Д

2.

Б

Д

Ж

Г

А

Е

В

З

3.

А

В

Г

Ж

З

Д

Е

Б

4.

З

Б

Д

В

Г

А

Ж

Е

5.

Е

Г

З

А

Б

В

Д

Ж

6.

В

Ж

А

Д

Е

Б

З

Г

7.

Ж

А

Е

Б

Д

З

Г

В

Сумма

               
Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.