Характеристика методов психологической диагностики профессиональной ориентации подростков
«Школа профессионального роста»
«Характеристика методов психологической диагностики профессиональной ориентации подростков»
Первичная профориентация, которая включает в себя знакомство с профессиями, определение общей профессиональной направленности, формирование устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности направлена на помощь подросткам.
Проведение диагностики на профессиональное самоопределение не представляет особых сложностей. Сегодня в Интернете существует большое количество сайтов предлагающих пройти профориентационные тесты онлайн. Но трудность заключается не в прохождении тестов, а в интерпретации их результатов. Не существует теста, результатом которого было бы точное определение профессии. Тест лишь поможет определить направление профессиональной деятельности, но выбор профессии всегда за человеком. Однако, при правильно построенной диагностике, грамотном подборе психодиагностических методик, определить профессиональную направленность гораздо легче.
В отечественной психологии профессии классифицируются в зависимости от предмета на который направлена профессиональная деятельность. Таким образом, существует 5 групп профессий: «Человек», «Техника», «Природа», «Знаковая система», «Художественный образ». Профессии из группы «Человек», связаны с обслуживанием, удовлетворением нужд человека, это сфера обслуживания (парикмахер, продавец, гид-экскурсовод и другие), юриспруденция (юрист, прокурор, полицейский и другие подобные профессии), образование (учитель, воспитатель) и медицина (врач, медсестра, фельдшер). Профессии из группы «Техника» это инженер-технолог, инженер-конструктор, сварщик, машинист крана, автослесарь и т.д. Профессии группы «Природа» связаны с объектами природы, это эколог, лаборант, биолог, геолог, и конечно же, агроном, ветеринар, ландшафтный дизайнер и т.д. Профессии относящиеся к группе «Знаковая система», имеют свою хитрость. Под определение «знак» прежде всего попадают цифры, формулы, символы, однако, к знакам относятся буквы и ноты, а значит к этой группе профессий относятся не только экономист, физик, химик, математик, но и журналист, переводчик текстов, музыкант и т.п. С профессиями относящимися к группе «Художественный образ» тоже не всё просто. Сюда относятся профессии, которые создают что-либо новое, то есть связаны с творческой деятельностью, как например, художник, писатель, композитор, дизайнер, режиссёр.
Профориентационные тесты в отечественной психологии определяют направленность человека на профессии одной из пяти группы, то есть результатом тестирования станут баллы по каждой из вышеперечисленных групп. Но в каждой группе огромное количество самых разнообразных профессии, которую из них выбрать? К тому же и тут существуют «подводные камни» - профессии на стыке двух групп, то есть относящиеся и к одной и к другой группе. Например, профессия «музыкант», относится к группе «Знаковая система», профессия «композитор» к группе «Художественный образ», а к какой группе отнести профессию «дирижер» если он работает и со знаком (ноты) и с людьми (оркестр)? Врач, это профессия связанная с обслуживанием людей, а врач-лаборант, делающий анализы, имеет дело не с людьми, а с продуктами жизнедеятельности их организма (кровь, моча, слюна). Химик, работающий инженером-технологом на предприятии, к какой группе профессий будет относиться? Таким образом, только грамотно построенная диагностика проведённая специалистом в рамках профориентационного консультирования поможет не выбрать профессию, а сузить круг профессиональной направленности.
Помимо, отечественных профориентационных тестов, существуют методики зарубежных авторов. Давайте кратко охарактеризуем самые известные из них.
Опросник Дж. Голланда (Холланда). Автор считает, что профессиональные склонности связаны с типом личности (особенностями темперамента, чертами характера, интересами), и его методика направлена на определение преобладающего типа личности, одного из 6: артистический, конвенциальный, реалистичный, предприимчивый, социальный, интеллектуальный. Уже из названия некоторых из них можно понять какие профессии соответствуют им.
Опросник Йовайши. Данная методика определяет направленность личности на различные сферы профессиональной деятельности, вот только эти сферы несколько отличаются от общепринятых в отечественной психологии: сфера искусства, сфера технических интересов, сфера работы с людьми, сфера умственного труда, сфера физического труда, сфера материальных интересов. Эта методика поможет определить профессиональную направленность, особенно если это касается профессий, находящихся на стыке двух групп. Например, если подросток набрал одинаковое количество баллов в группах «Техника» и «Знаковая система», и высокий уровень в тесте Йовайши по шкале «сфера умственного труда», то ему больше подойдёт профессия инженер-конструктор, или работа в научно-исследовательских лабораториях, а значит для получения образования следует выбирать университеты.
Итак, использовать психологические профориентационные тесты может и педагог, но лучше если это делается в рамках профориентационных программ, семинаров, бесед. Изучать профессии лучше начинать со средних классов проводя профориентационные беседы, в которые можно включать несложные тесты. Такой тест определит только общую направленность, но главное, что ребёнок, заинтересовавшись, станет изучать профессии этой группы, и в дальнейшем это поможет в профессиональном самоопределении.
Тесты простые в проведении и обработке (от 12 лет):
«Дифференциально-диагностический опросник» (Е. Климов);
Тест для определения профессиональных склонностей (Е. Климов);
Тест «Карта интересов» - этот тест поможет выбрать профессиональную отрасль человеческой деятельности: журналистика, педагогика, строительство и другие.
Тесты более сложного уровня (от 14 лет):
Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой;
Опросник Йовайши;
Опросник Холланда.
Современное общее и профессиональное образование предъявляет высокие требования к школьникам и будущим абитуриентам. Для того чтобы поступить в выбранное профессиональное учебное заведение необходимо набрать баллы по определённым предметам, и старшеклассники начинают готовится к сдаче ЕГЭ и ОГЭ уже 8 классе. Однако, такая узкая направленность с выпускными экзаменами, сужает профессиональный выбор. В связи с этим, чем раньше ребёнок определится с будущей профессией, тем больше времени возможности у него будет для подготовки к поступлению в профессиональное учебное заведение. К сожалению, на сегодняшний день ситуация профессионального самоопределения сложилась не вполне благоприятная. Многие старшеклассники, закончив школу и сдав экзамены по заранее выбранным предметам, необходимым для поступления по заранее выбранной (по совету родителей или друзей, или в погоне за модой) профессии, вдруг понимают, что это не та сфера деятельности, с которой они хотели бы связать свою жизнь. Или даже закончив профессиональное учебное заведение, поступают вновь в поисках своего призвания. Помощь в профессиональном самоопределении оказывают Центры занятости, школы, и учреждения дополнительного образования, где атмосфера свободного общения с педагогом создает наиболее благоприятные условия для этого.
Елена Владимировна