Комплексная программа самовольных уходов несовершеннолетних "Мой защищенный мир"
Бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования Чувашской Республики
| УТВЕРЖДЕНО: директор БОУ «ЦОиКСД» Минобразования Чувашии ___________ Е.П.Иванова «___» ____________20___г. |
Комплексная программа
профилактики самовольных уходов несовершеннолетних
«Мой защищенный мир»
Составитель:
педагог-психолог
Ананьева М.М.
Пояснительная записка
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности нашего центра, поскольку безнадзорность ребенка или его самовольный уход являются самой распространенной причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Проблема самовольных уходов, бродяжничества среди воспитанников приютов очень актуальна, так как у таких воспитанников повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом, поведение детей бывает непредсказуемым.
Анализ показывает, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются:
склонность детей к бродяжничеству;
желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав);
аномалии в психическом развитии несовершеннолетних;
нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением;
отсутствие профессионально обученных педагогов и правильно организованной профилактической работы в учреждении.
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов. Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.
С целью профилактики и предупреждения девиантного поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».
Цель программы:
оказание своевременной психологической помощи несовершеннолетним, склонных к девиантному поведению в условиях центра.
Задачи программы:
1)Предупреждение самовольных уходов воспитанников.
2)Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
3)Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.
4)Формирование у воспитанников умений снятия эмоционального напряжения, возникающего при взаимодействии с ближайшим окружением.
Целевая группа:
несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, находящиеся в комплексном центре социального обслуживания населения.
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
В программе используются различные методы работы: проективные тесты,наблюдение, дискуссия, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций.
Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий. Групповые занятия - 1 раз в неделю по 45-60 минут.
Материально - техническое обеспечение занятий:
комната психологической разгрузки, игровой зал, сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, скрепки), интерактивная доска, видео- и аудиоматериалы, дидактические игры, оборудование для песочной терапии.
Ожидаемые результаты:
1)Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.
2)Сформированность нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ пп | Месяц, № недели | Тема занятия | Применяемые методы |
1 | ЯНВАРЬ 2 неделя | «Мои права и обязанности» | беседа-диалог |
2 | 3 неделя | «Я становлюсь старше» | ситуативный практикум |
3 | 4 неделя | «20 желаний» | решение ситуаций |
4 | 5 неделя | «Копилка добрых дел» | тренинг |
5 | ФЕВРАЛЬ 2 неделя | «Разумное решение проблем» | круглый стол |
6 | 3 неделя | «Я сам строю свою жизнь» | тренинг |
7 | 4 неделя | «Мои сильные стороны» | мозговой штурм |
8 | 5 неделя | «Я, ты, мы» | тренинг |
9 | МАРТ 2 неделя | «Мир, в котором я живу» | дискуссия |
10 | 3 неделя | «Мы не одни» | беседа с элементами тренинга |
11 | 4 неделя | «Ты и улица» | беседа-диалог |
12 | 5 неделя | «Соблюдение закона-главное правило» | беседа-диалог |
13 | АПРЕЛЬ 1 неделя | «Со взрослыми можно и нужно дружить» | решение ситуаций |
14 | 2 неделя | «Разумное решение проблем» | тренинг |
15 | 3 неделя | «Мое окружение - компания по возрасту» | беседа-диалог |
16 | 4 неделя | «Как справиться со своими эмоциями» | круглый стол |
17 | МАЙ 2 неделя | «Я сам строю свою жизнь» | тренинг |
18 | 3 неделя | «Навыки личной безопасности» | ситуативный практикум |
19 | 4 неделя | «Вместе все преодолеем» | тренинг |
20 | 5 неделя | «Мои сильные стороны» | мозговой штурм |
21 | ИЮНЬ 1 неделя | «Цена поступка» | дискуссия |
22 | 2 неделя | «Что посеешь, то пожнешь» | тренинг |
23 | 3 неделя | «Правила центра. Ты знай и соблюдай» | беседа |
24 | 4 неделя | «Жизнь по собственному выбору» | беседа с элементами тренинга |
25 | ИЮЛЬ 1 неделя | «Профилактика самовольных уходов» | беседа с элементами тренинга |
26 | 2 неделя | «Мир, в котором я взрослею» | тренинг |
27 | 3 неделя | «Я в ответе за свои поступки» | беседа с элементами тренинга |
28 | 4 неделя | «Прогноз настроения» | тренинг |
29 | 5 неделя | «Неприятность эту мы переживем» | дискуссия |
30 | АВГУСТ 2 неделя | «Соблюдение закона - главное правило» | беседа-диалог |
31 | 3 неделя | «Наши эмоции» | круглый стол |
32 | 4 неделя | «Терпение и понимание – вот гарантия успеха» | решение ситуаций |
33 | 5 неделя | «Просто поверь в себя» | ситуативный практикум |
34 | СЕНТЯБРЬ 1 неделя | «Азбука настроений» | тренинг |
35 | 2 неделя | «Я и мир вокруг меня» | беседа-диалог |
36 | 3 неделя | «Гендерное воспитание» | ролевая игра |
37 | 4 неделя | «Заботимся о здоровье» | профилактическая беседа |
38 | ОКТЯБРЬ 1 неделя | «Мои чувства, желания, взгляды» | беседа с элементами тренинга |
39 | 2 неделя | «Спасибо, нет» | ситуативный практикум |
40 | 3 неделя | «Есть проблема – есть решение» | мозговой штурм |
41 | 4 неделя | «Моя крепость» | беседа-диалог |
42 | 5 неделя | «Мои эмоции» | тренинг |
42 | НОЯБРЬ 2 неделя | «Я принимаю решения» | ситуативный практикум |
43 | 3 неделя | «Как справиться с самим собой» | тренинг |
44 | 4 неделя | «Остановись и подумай» | решение ситуаций |
45 | 5 неделя | «Уходи злость, уходи» | беседа-диалог |
46 | ДЕКАБРЬ 1 неделя | «Мотивы моего поведения» | беседа с элементами тренинга |
47 | 2 неделя | «Учимся доверять друг другу» | дискуссия |
48 | 3 неделя | «Мы вместе» | круглый стол |
49 | 4 неделя | «Не повтори!» | ситуативный практикум |
Итого: 49 занятий
Список используемой литературы:
1. Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–32 с.
2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.
3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. -144с.
4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.
5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.
6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.
7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.
8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г. Программа коррекционно-развивающей работы «Познай себя» для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002
9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П. Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с.
10. Социальная работа с подростками девиантного поведения («Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. - Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.
11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
Интернет ресурсы:
http://www.popovka.edu.ru/modules.
http://www.adalin.mospsy.ru