Комплексная программа самовольных уходов несовершеннолетних "Мой защищенный мир"

0
0
Материал опубликован 23 November

Бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования Чувашской Республики






УТВЕРЖДЕНО:

директор

БОУ «ЦОиКСД»

Минобразования Чувашии

___________ Е.П.Иванова

«___» ____________20___г.








Комплексная программа

профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

«Мой защищенный мир»












Составитель:

педагог-психолог

Ананьева М.М.








Пояснительная записка

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности нашего центра, поскольку безнадзорность ребенка или его самовольный уход являются самой распространенной причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. Самовольные уходы и побеги несовершеннолетних относят к девиантным формам поведения, не соответствующим общепринятым или официально установленным рамкам. Проблема самовольных уходов, бродяжничества среди воспитанников приютов очень актуальна, так как у таких воспитанников повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом, поведение детей бывает непредсказуемым.

Анализ показывает, что причинами наибольшего числа самовольных уходов являются: 

склонность детей к бродяжничеству;

желание вернуться к родителям (пусть даже лишенным родительских прав);

аномалии в психическом развитии несовершеннолетних;

нежелание соблюдения режима, предусмотренного учреждением;

отсутствие профессионально обученных  педагогов и правильно организованной профилактической работы в учреждении. 

Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов. Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.

С целью профилактики  и предупреждения девиантного поведения подростков в учреждении разработана краткосрочная программа «Мой защищенный мир».  

Цель программы:

оказание своевременной психологической помощи несовершеннолетним, склонных к девиантному поведению в условиях центра.

Задачи программы:

1)Предупреждение самовольных уходов воспитанников.

2)Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.

3)Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

4)Формирование у воспитанников умений снятия эмоционального напряжения, возникающего при взаимодействии с ближайшим окружением.

Целевая группа:

несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, находящиеся в комплексном центре социального обслуживания населения.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

В программе используются различные методы работы: проективные тесты,наблюдение, дискуссия, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций.

Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий. Групповые занятия - 1 раз в неделю по 45-60 минут.

Материально - техническое обеспечение занятий: 

комната психологической разгрузки, игровой зал, сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя  и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, скрепки), интерактивная доска, видео- и аудиоматериалы,  дидактические игры, оборудование для песочной терапии.

Ожидаемые результаты:

1)Уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам несовершеннолетних.

2)Сформированность нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.


ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ


пп

Месяц, № недели

Тема занятия


Применяемые методы



1

ЯНВАРЬ

2 неделя


«Мои права и обязанности»


беседа-диалог

2

3 неделя

«Я становлюсь старше» 

ситуативный практикум

3

4 неделя

«20 желаний»

решение ситуаций

4

5 неделя

«Копилка добрых дел»

тренинг

5

ФЕВРАЛЬ

2 неделя

«Разумное решение проблем»

круглый стол

6

3 неделя

«Я сам строю свою жизнь»

тренинг

7

4 неделя

«Мои сильные стороны»

мозговой штурм

8

5 неделя

«Я, ты, мы»

тренинг

9

МАРТ

2 неделя

«Мир, в котором я живу»

дискуссия

10

3 неделя

«Мы не одни»

беседа с элементами тренинга

11

4 неделя

«Ты и улица»

беседа-диалог

12

5 неделя

«Соблюдение закона-главное правило»

беседа-диалог

13

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Со взрослыми можно и нужно дружить»

решение ситуаций


14

2 неделя

«Разумное решение проблем»

тренинг

15

3 неделя

«Мое окружение - компания по возрасту»

беседа-диалог

16

4 неделя

«Как справиться со своими эмоциями»

круглый стол

17

МАЙ

2 неделя

«Я сам строю свою жизнь»

тренинг

18

3 неделя

«Навыки личной безопасности»

ситуативный практикум

19

4 неделя

«Вместе все преодолеем»

тренинг

20

5 неделя

«Мои сильные стороны»

мозговой штурм

21

ИЮНЬ

1 неделя

«Цена поступка»

дискуссия

22

2 неделя

«Что посеешь, то пожнешь»

тренинг

23

3 неделя

«Правила центра. Ты знай и соблюдай»

беседа

24

4 неделя

«Жизнь по собственному выбору»

беседа с элементами тренинга

25

ИЮЛЬ

1 неделя

«Профилактика самовольных уходов»

беседа с элементами тренинга

26

2 неделя

«Мир, в котором я взрослею»

тренинг

27

3 неделя

«Я в ответе за свои поступки»

беседа с элементами тренинга

28

4 неделя

«Прогноз настроения»

тренинг

29

5 неделя


«Неприятность эту мы переживем»

дискуссия

30

АВГУСТ

2 неделя

«Соблюдение закона - главное правило»

беседа-диалог

31

3 неделя

«Наши эмоции»

круглый стол

32

4 неделя

«Терпение и понимание – вот гарантия успеха»

решение ситуаций

33

5 неделя

«Просто поверь в себя»

ситуативный практикум

34

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

«Азбука настроений»

тренинг

35

2 неделя

«Я и мир вокруг меня»

беседа-диалог

36

3 неделя

«Гендерное воспитание»

ролевая игра

37

4 неделя

«Заботимся о здоровье»

профилактическая беседа

38

ОКТЯБРЬ

1 неделя

«Мои чувства, желания, взгляды»

беседа с элементами тренинга

39

2 неделя

«Спасибо, нет»

ситуативный практикум

40

3 неделя

«Есть проблема – есть решение»

мозговой штурм

41

4 неделя

«Моя крепость»

беседа-диалог

42

5 неделя

«Мои эмоции»

тренинг

42

НОЯБРЬ

2 неделя

«Я принимаю решения»

ситуативный практикум

43

3 неделя

«Как справиться с самим собой»

тренинг

44

4 неделя

«Остановись и подумай»

решение ситуаций

45

5 неделя

«Уходи злость, уходи»

беседа-диалог

46

ДЕКАБРЬ

1 неделя

«Мотивы моего поведения»

беседа с элементами тренинга

47

2 неделя

«Учимся доверять друг другу»

дискуссия

48

3 неделя

«Мы вместе»

круглый стол

49

4 неделя

«Не повтори!»

ситуативный практикум


Итого: 49 занятий














Список используемой литературы:

        1.  Вахромов Е. Побег подростков из дома: психологическая коррекция аномального поведения / Евгений Вахромов. – М.: Чистые пруды, 2006.–32 с.

        2. Гоголева А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты. – М.: МПСИ «МОДЭК», 2004. – 464с.

        3. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М, Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. -144с.

        4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками.   Конспект лекций. – Ростов н/д: «Феникс», 2005. – 288 с.

        5. Зиновьева Н.О., Микайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. - СПб.: «Речь» , 2003. -248 с.

        6. Игумнов С.А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. Пособие / под ред. В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Белорусская наука,1999. – 189 с.

        7. Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П. Здоровье: Программа профилактики курения в школе, 2005. – 132с.

        8. Колпакова Н.В., Захарова Т.Г.   Программа коррекционно-развивающей работы  «Познай себя»  для подростков 12-14 лет с минимальными мозговыми дисфункциями. – Барнаул, 2002

        9. Прудников Б.П., Рыбалкина О.П.   Профилактика беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних. – М.: Юнити, 2004. – 447с.

        10. Социальная работа с подростками девиантного поведения («Умей сказать «нет»!»). Сост. М.А. Костенко, О.В.Вараксина, Л.Г.Сковоронская, Н.Б.Костенко, А.В. Мальцева. - Барнаул, Алтайский краевой кризисный центр для мужчин, 2002. -150с.

        11. Статмен Пола Безопасность вашего ребенка: Как воспитать уверенных и осторожных детей /Пер. с англ. С.А. Юрчука. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.


Интернет ресурсы:

http://www.popovka.edu.ru/modules.  

http://www.adalin.mospsy.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.