Комплексный анализ текста на уроках русского языка (обобщающие слова при однородных членах предложения)

1
0
Материал опубликован 13 February 2018

Комплексный анализ текста.

Тема: обобщающие слова при однородных членах предложения.

Жизнь пр-роды, в совокупн-сти всех ее про-влений,была пр-никнута неисс-каемой красотой. И любой камень и каждая травинка и маленький горный ключ-к и каждое дерево все красиво( по) своему. Какими красивыми л-шайниками словно о-тянуты камни в горах! А мхи папоротники цветы –что может быть красивее? Каменистые доро-ки б-гущие в сторону воды скалы г-рделиво возвышающ--ся над землей все рождает в человеке восх-щение и радость.

Перемены погоды по временам года (не)хороши только в селени- а в лесу все хорошо и красиво и полезно. Все работает свою указа(н,нн)ную работу и дождь и снег и солнце и ветер. Но больше всего хороша суровая северная зима когда вся пр-рода засыпала в таком красиво-торжестве(н,нн)ом покое. Все стоит молча ок-меневшее под слоем т-желого пушистого снега. Кажется, все зам-рло погибло и-чезло а между тем где(то) там, под саже(н,нн)ым слоем снега, т-ится и теплит-ся жизнь которая проснет-ся с первым весе(н,нн)им лучом солнца. (По Д.Мамину-Сибиряку)

Задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Почему суровая северная красота вызывает восхищение автора?

4.Какие чувства вызывает у человека перемены погоды,изменения в природе?

5.Графически выделите однородные члены и обобщающие слова.

6.Выпишите из первого абзаца предложение с однородными членами и обобщающим словом, осложненное причастным оборотом, разберите его по членам.

7. Выполните фонетический разбор слов все, ее.

8. Выпишите из последнего предложения все местоимения, укажите их разряд.

9. Какие явления природы вызывают у вас восхищение и радость? Напишите 3-4 предложения.


 


 

Комплексный анализ текста.

Запишите отрывок из статьи Андрея Битова « Пятьдесят лет без Платонова». Подчеркните грамматические основы предложений.

. Я не знаю никакого другого писателя, во все времена и эпохи, которому удавалось бы с такою силой передавать сочувствие, жалость и любовь к живому. Любовь – это вещь невыразимая, в этом большая часть ее содержания…. Сокровенность, сочувствие, выраженные в платоновских текстах, сочувствие человеку, живому существу, обреченному на страдание и смерть, выражаются с такой силой, что как бы сам начинаешь страдать и умирать в той же мере, что страдают и умирают его герои, и это не область сладостного воображения и сопереживания от любого другого чтения хорошей литературы, а нечто большее…

Получается, что чтение любой страницы Платонова еще является и очень сильным упражнением души.

Задания.

Какие средства выражения отношения оценки используются в тексте?

Объясните роль в тексте последнего предложения. Что такое, по вашему мнению, «упражнение души»?

Запишите предложение,содержащее толкование лексического значения слова сопереживание (обратитесь к словарю).

Выпишите из текста слова с приставкой со-. Каково значение этой приставки?

Замените в 3 предложении причастный оборот придаточным предложением.

Составьте схемы сложных предложений.

Напишите сочинение по данному началу: По мнению писателя Андрея Битова, чтение любой страницы Платонова …… является «очень сильным упражнением души».

Творческое задание. Какие средства оценки использует автор? Создай микротекст.


 


 

Комплексный анализ текста.

О том, что драматическое действие является самым древним видом искусства, говорят многие историки.

По мнению многих исследователей, драматическое действо с самого начала было не только и не столько средством эмоционального самовыражения или настраивания на определенное поведение, сколько способом общения мыслями, передачи информации.

Однако в пантомиме происходит не просто передача информации, взаимный обмен ею, но и обучение неопытных соплеменников будущему действию. Фиктивные сражения, как и изображение работы в игре, облегчают выполнение последующих движений. Даже не участвующие в танце извлекут пользу из одного только наблюдения за действиями, к которым им придется впоследствии прибегать самим.

Итак, значение пантомимы для развития культуры первобытного человека, для обогащения его интеллектуального и социального опыта нам кажется кардинальным. Таково же оно и для возникновения языка.

(Б.Якушин).

Задания.

Укажите тему, основную мысль текста. Озаглавьте его.

Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

Какие средства связи между предложениями используются в тексте? Укажите роль вводного слова итак. Подберите синонимы к этому слову.

Каким типом речи является отрывок из книги Б,В. Якушина «Гипотезы о происхождении языка»? Согласны ли вы с мнением ученого о том, что пантомима сыграла большую роль в развитии культуры первобытного человека, в возникновении языка?

Объясните членение текста на абзацы. Как обеспечивается связь между абзацами?

Определите значение слова пантомима, информация, кардинальный. (Обратитесь к словарю).

Подберите синонимы к словам древний, фиктивный, интеллектуальный, впоследствии.

Составьте схему первого предложения.

Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.

Творческие задания.

Сжать текст 3 абзаца.

Выписать термины, определить их значение. Создать микротекст.

Какой частью речи является слово участвующие. Создай микротекст.

Какие средств а связности в предложениях 4 абзаца? Напиши микротекст.

Какова роль вводных слов в тексте. Создай микротекст.

Какова роль главных членов предложения. Приведи примеры из текста. Создай микротекст.

Определи, каково происхождение слова пантомима. Создай микротекст.


 


 

Тема: предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями.

Старый пар-ход отв-лил от пр-стани в Вознесенье и выш-л в Онежское озеро.

Белая ноч- прост-ралась (во)круг. На восток- ни-ко в-села бледная луна. Она не давала света.

Волны от пар-хода бе-шумно уб-гали (в) даль к-чая куски сосновой коры. На берегу возможно на каком(нибудь) древн-м погост- ст-рож пробил на колокольн- двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко,этот звон долетел до нас м-новал пар-ход и уш-л по водной глад- в прозрачный сумрак.

Я (не) знаю, как назвать т-мительный свет белой ночи? Может быть загадочным? Или пожалуй магическим?

Эти ночи всегда кажут(?)ся мне чре-мерной щедрост-ю пр-роды-столько в них бледного воздуха и пр-зрачного блеска фольги и сер-бра.

Человек как мне кажется (не) может пр-м-риться с (не) избежным и-чезновением этой красоты,этих очарова(н,нн)ых ночей.

Я ехал на север кстати говоря впервые в жизни и любовался грудами белой ч-ремухи о-цветавш-й в ту поз-нюю весну в заглохш-х садах.

Много этой холодной и п-хучей ч-ремухи было в Вознесенье. Н-кто ее (з,с)десь (не) обрывал и (не) ставил на столы в кувшинах. Может быть потому что она уже осыпалась.

Ах как пр-красны белые ночи! (По К.Паустовскому)

Задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Какое явление природы описывает автор? С каким чувством?

4.Выпишите эпитеты, которые помогают автору создать поэтическую картину белой ночи.

5. С какой целью автор использует риторические вопросы?

6. Выпишите из текста вводные слова и укажите, к каким смысловым группам они относятся.

7.Впишите выделенное предложение, найдите в нем вводное.

8.Выпишите предложение с вставной конструкцией.

9.Каките орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?


 

5. Тема : Предложения с обособленными определениями и приложениями.

(В) конце октября когда последние курортные гости уже пот-нулись на станц-ю а дни еще теплы и (по) осе(н,нн)ему ласковы,в Бакалавле становит(?)ся (по)домашнему уютно. Кругом тиш-на,(не)нарушаемая (н-) чем.Вода так густа и т-жела что звезды отр-жают(7) ся в ней (не) р-бясь и (не) м-гая. Медле(н,нн)о р-здают(?)ся л-нивые шаги ноч(?)ного ст-рожа и я рал-чаю (не) только каждый удар его кова(н,нн)ых рыбач(?)их сапог о камни тр-туара но слышу так(же) как между двумя шагами он чрка-т к-блуками. Но вот он зав-рнул куда(то) (в)бок в моще(н,нн)ый переулок и шаги его смолкли.

На всем побереж(?)е рыбаки готовят(?)ся к ловле белуги.

Штопают(?)ся огромные паруса красятся (не)промокаемые плащи. (на)утро рыбач(?)и баркасы (до)верху наполне(н,нн)ые серебря(н,нн)ой рыбой влетают в залив. Рыбаки в большинстве своем Мес-ные жители (не)бо\режно, (на)ходу, соскакивают на деревя(н,нн)ую пристань. (В)скоре подтягивают(?)ся и те, кто отстал.

Пр-сев на корточки в лодке рыбаки быстро хв-тают рыбу и выбрасывают на берег покрытый серебристым слоем выловле(н,нн)ой рыбы. Крепкий ее запах стоит в воздухе (в)течени- многих дней. Л-нивые об(?)евшиеся рыбой коты в-ляются (по)перек тр-туаров (не) хотя пр-открывая глаза. Домашние гуси то(же) со(н,нн)ые к-чают(?)ся (по)середине залива а из клювов у них торчат хвосты (не)доеде(н,нн)ой рыбы.

Задания.

1.Озаглавьте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3.Каково отношение автора к рыбакам и их труду?

4.Почему ловля белуги оказывается для города важным событием?

5. Выпишите выделенное предложение, разберите его по членам.

6.Найдите предложение с обособленным распространенным приложением, выпишите его, выделите приложение.

7.Из последного предложения абзаца выпишите предложение, осложненное причастным и деепричастным оборотами, разберите его по членам.

8.Выпишите из первого абзаца наречия с дефисным написанием, выполните его морфологический разбор.

6. Тема: уточняющие члены предложения.

В (не)скольких километрах от Михайловского на высоком бугре ст-ит Святогорский монастырь. Под ст=ной монастыря похоронен Пушкин.

К могиле Пушкина надо идти через пусты(н,нн)ые монастырские дворы и подн-маются по выветре(н,нн)ой каме(н,нн)ой лес-нице. Лес-ница пр-водит на в-ршину холма к обв-тшалым стенам собора.

Под этими стенами над крутым обрывом в тени лип на земле засыпа(н,нн)ой пож-лтевшими л-пестками беле-т могила Пушкина. Короткая на-пись:»Александр Сергеевич Пушкин»бе-людье стук телег (в)низу под косогором и обл-ка задумавшиеся в (не)высоком небе это все. Здесь конец бл-стательной взволнова(н,нн)ой и г-ниальной жизни.Здесь могила извес-ная всему человечеству. Пахн-т бурьяном корой устоявш-мся летом.

И здесь на жтой простой могиле становит-ся особе(н,нн)ясно что Пушкин был первым у нас народным поэтом. Он похоронен в грубой песча)н,нн)ой земле где р-стут лен и крапива в глухой народной ст-роне. С его могильного холма видны темные леса Михайловского и д-лекие грозы что ходят хороводом над скромными и (не) об-ятными полями. (По К Паустовскому)

Задания.

Озаглавьте текст.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Что поразило автора, когда он увидел могилу А.С.Пушкина?

Почему эта могила известна всему человечеству?

Почему именно в этом месте автор понимает, что Пушкин был народным поэтом?

Из первых двух абзацев выпишите предложения с уточнениями, подчеркните уточнения как члены предложения?

Из третьего абзаца выпишите безличное предложение, обозначьте,чем выражено сказуемое?

Выпишите выделенное предложение, разберите его по членам, сделайте схему.

Из последнего абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

Из второго абзаца выпишите прилагательное с суффиксом –енн.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации