12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Стебунова Наталья Васильевна343
Россия, Воронежская обл., Эртильский район село Ростоши

Технологическая карта урока

Учитель МКОУ «Ростошинская СОШ» Стебунова Наталья Васильевна

Предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: Русский язык. 5 класс./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»

Цель: формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знаков препинания при нём, умение графически обозначать обобщающее слово.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с правилом постановки двоеточия после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Развивающие: способствовать развитию навыков употребления предложений с однородными членами в устной и письменной речи, формированию навыков определения обобщающего слова и знаков препинания при нём; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления учащихся, обогащению их словарного запаса.

Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: проблемного обучения, учебного сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, стремление к речевому совершенствованию, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.

Метапредметные: умение логически мыслить, выделять главное, извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, давать определения, кратко и точно излагать запрашиваемую информацию, умение работать в паре и группе.

Предметные: определение обобщающего слова, понимание особенностей предложений с обобщающим словом при однородных членах, использование их в речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

\

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация деятельности

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят.

Подготовка класса к работе.

Включаются в деловой ритм урока.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Клён, берёза, дерево, липа

2.Стол, диван, мебель, шкаф

3.Окунь, щука, рыба, сом

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.

Планирование учебного

сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Самоопределение уч-ся на основе предугадывания

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Создает проблемную ситуацию

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)?

- Составьте устно предложения, используя данные слова?

- Что вызвало затруднение?

- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?

-Какой знак препинания вы поставите?

- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

-Сформулируйте проблемный вопрос.

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Этап овладения новыми знаниями

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

1. Учитель предлагает понаблюдать над материалом (текст проецируется на доску).

- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. - Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?

- Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

-Сравните свой вывод с текстом определения на с. 96.

Составляют план достижения цели.

На основе наблюдения

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм:

Найду в предложении однородные члены.

Определю, есть ли обобщающее слово.

Выберу нужный знак препинания.

.

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Учитель организует физкультминутку.

1.Работают с учебником (упр.210 и 209) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.

 

2. Работают в паре, выполняя упр. 211.

3. Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: реки, города, овощи, фрукты, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

Организует деятельность по применению новых знаний, само- и взаимопроверку учащихся.

Самостоятельная творческая работа по составлению предложений ( по выбору - дифференцированная работа):

1.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, одежда и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;

2.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию и самооценку результатов уч-ся. Просит продолжить незаконченные предложения. Организует итоговый диалог.

Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся:

Упр.212. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них.

Написать мини-сочинение на тему «Осень в лесу», используя предложения с обобщающими словами.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, продолжают предложения.

Сегодня я узнал….

Теперь я могу…

Мне было трудно…

Я научился…

Эти знания можно применить…

Я приобрёл…

Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке.

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.