Технологическая карта урока русского языка «Обобщающие слова при однородных членах предложения» (5 класс)
Технологическая карта урока
Учитель МКОУ «Ростошинская СОШ» Стебунова Наталья Васильевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: Русский язык. 5 класс./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения»
Цель: формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знаков препинания при нём, умение графически обозначать обобщающее слово.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с правилом постановки двоеточия после обобщающего слова перед однородными членами предложения.
Развивающие: способствовать развитию навыков употребления предложений с однородными членами в устной и письменной речи, формированию навыков определения обобщающего слова и знаков препинания при нём; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления учащихся, обогащению их словарного запаса.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: проблемного обучения, учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, стремление к речевому совершенствованию, проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности.
Метапредметные: умение логически мыслить, выделять главное, извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, давать определения, кратко и точно излагать запрашиваемую информацию, умение работать в паре и группе.
Предметные: определение обобщающего слова, понимание особенностей предложений с обобщающим словом при однородных членах, использование их в речи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.
\
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Мотивация деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Выбери из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая) ту, которая соответствует твоему настроению. На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета, которую выбрали большинство ребят. |
Подготовка класса к работе. Включаются в деловой ритм урока. |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
Организует повторение знаний, закрепление умений. Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Клён, берёза, дерево, липа 2.Стол, диван, мебель, шкаф 3.Окунь, щука, рыба, сом |
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. |
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Самоопределение уч-ся на основе предугадывания Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Создает проблемную ситуацию -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению (обобщающим)? - Составьте устно предложения, используя данные слова? - Что вызвало затруднение? - А теперь поставьте лишнее слово впереди группы? -Какой знак препинания вы поставите? - Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу? -Сформулируйте проблемный вопрос. |
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. |
Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Этап овладения новыми знаниями Цель этапа: постановка целей учебной деятельности |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации 1. Учитель предлагает понаблюдать над материалом (текст проецируется на доску). - Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. - Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? - Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. -Сравните свой вывод с текстом определения на с. 96. |
Составляют план достижения цели. На основе наблюдения делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм: Найду в предложении однородные члены. Определю, есть ли обобщающее слово. Выберу нужный знак препинания. . |
Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения. |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Учитель организует физкультминутку. |
1.Работают с учебником (упр.210 и 209) в группе. Находят однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделяют однородные члены предложения, обобщающее слово. Каждая группа продолжает одно из предложений своими примерами.
2. Работают в паре, выполняя упр. 211. 3. Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: реки, города, овощи, фрукты, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. |
Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
Организует деятельность по применению новых знаний, само- и взаимопроверку учащихся. |
Самостоятельная творческая работа по составлению предложений ( по выбору - дифференцированная работа): 1.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, одежда и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 2.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Организует рефлексию и самооценку результатов уч-ся. Просит продолжить незаконченные предложения. Организует итоговый диалог. Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся: Упр.212. Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Написать мини-сочинение на тему «Осень в лесу», используя предложения с обобщающими словами. |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, продолжают предложения. Сегодня я узнал…. Теперь я могу… Мне было трудно… Я научился… Эти знания можно применить… Я приобрёл… Поднимают тучку (синюю или голубую), тем самым показывают своё настроение, изменилось ли оно на уроке. |
Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |