12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Инга Михайловна107
Учитель русского языка и литературы, стаж работы -26 лет
Россия, Курганская обл., г. Петухово

Урок русского языка в 5 класс по УМК Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой в контексте ФГОС.

Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • создать условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов дечтельности, развитие мыслительных операций учащихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки;
  • сформировать представление об обобщающем слове при однородных членах и постановки знака препинания при нем, уметь находить и графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.

Задачи:

  • Овладевать знаниями о наличии обобщающих слов при однородных членах, правилах постановки знаков препинания при них;
  • Дать возможность проявить чувства ответственности, самостоятельности, успешности при выполнении заданий урока.
  • Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
  • Развивать рефлексивные умения и навыки.

Основное содержание темы, термины и понятия

Знакомство с  нормами сочетания однородных членов, правилами постановки знаков препинания при обобщающих словах;

Анализ текстов и предложений с обобщающими словами при однородных членах;

Знание  лингвистических понятий: однородные члены предложения, средства связи однородных членов, обобщающее слово; опознавательные признаки наличия в предложении обобщающих слов при однородных членах;

Владение навыками находить обобщающие слова при однородных членах, конструирования предложений с обобщающими словами при однородных членах;

Умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, при которых есть обобщающие слова;

Умение  использовать различные ресурсы для поиска информации по данной теме.

 Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Проявление творческого отношения к процессу изучения темы;

Желание составлять предложения и тексты, используя обобщающие слова в предложениях с однородными членами;

Осознание успешности при изучении темы;

Осознание особой роли изучаемой темы для дальнейшего использования в своей речевой практике.

Метапредметные результаты 

Познавательные результаты

Умение:

находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;

прогнозировать учебную ситуацию;

устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы;

обобщать полученную информацию.

Регулятивные результаты

Умение:

работать по предложенному учителем плану;

выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;

формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.

Коммуникативные результаты

Умение:

аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;

адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;

формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;

согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.

Предметные результаты 

Формирование представления о предложениях с обобщающими словами при однородных членах, их роли в речи;

Знание норм сочетания однородных членов с обобщающими словами, правила постановки знаков препинания в этих предложения.

Усвоение понятий: что такое обобщающее слово, однородные члены предложения;

Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.

 Технологическая карта урока

Этап урока

Материал урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УДД

Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Подготовка класса к работе.

 

Языковая разминка.

1. Записать предложение:

Разыгрался ветер на лесной поляне, закружил осину в красном сарафане.

(Е. Трутнева.)

2. Обозначить орфограммы.

3. Произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его схему.

4. Разбор по составу слова разыгрался: раз­ыгр­а­л­ся.

5. Фонетический разбор слова осину: [ас,и,ну].

Корректирует и контролирует выполнение заданий.

1. Записывают предложение.

2.Обозначают орфограммы.

3. Производят все виды разборов.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Предметные результаты:

Производить различного вида разборы, правильно их оформлять (П)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа:

включение учащихся

в деятельность.

Вопросы для устного фронтального опроса (вариант работы: задайте вопросы по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»):

Что такое однородные члены предложения?

Чем отличаются однородные члены предложения от словосочетания?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Почему однородные члены являются смысловыми отрезками предложения?

По каким опознавательным признакам можно найти однородные члены?

Как могут соединяться однородные члены предложения?

В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой? Приведите примеры из домашнего задания.

Проводит фронтальный опрос.

Выявляет уровень знаний учащихся.

Выявляет типичные недостатки.

 Отвечают на вопросы для устного фронтального опроса

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Предметные результаты

Задавать вопросы (П)

Владеть монологической речью.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К)

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года

Организует повторение знаний, закрепление умений.

Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков

(П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа:

постановка целей учебной деятельности

1.Дуб, берёза, дерево, липа

2.Стол, стул, мебель, шкаф

3.Зима, весна, лето, время года

-Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)?

- Составьте устно предложения, используя данные слова?

- Что вызвало затруднение?

- А теперь поставьте лишнее слово впереди группы?

-Какой знак препинания вы поставите?

- Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу?

-Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.23

Создает проблемную ситуацию

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Наблюдение над материалом упр.260.

1.

- Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели.

На основе материала учебника

делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм :

- найду в предложении однородные члены;

- определю, есть ли обобщающее слово;

- выберу нужный знак препинания.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) 

Наблюдение над материалом упр.260.

- Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере.

-Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами?

- Как в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

-Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174.

 Устанавливает осознанность восприятия изученного материала

Решают типовое задание с проговариванием алгоритма вслух:

- нахожу в предложении однородные члены;

- определяю, есть ли обобщающее слово;

- выбираю нужный знак препинания.

 Контроль,

Первичное закрепление

1.Работа с учебником в группе. Упр.262.

Найти однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделить однородные члены предложения, обобщающее слово; устно ответить на вопрос В каком стиле могут использоваться данные предложения? Привести свои примеры.

2. Работа с учебником в паре. Упр.263.

Составить предложения с данными обобщающими словами и записать их, обозначая однородные члены и обобщающее слово.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Учитель организует физминутку.

1.Работают с учебником (упр.262) в группе. Выполняют графические обозначения; отвечают на вопросы; составляют свои примеры по аналогии.

2. Работают в паре, выполняя упр. 263

Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

I. Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа):

1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст (2-3 предложения) с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения;

3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.

II. Проводится в ТСР самостоятельная работа № 7, задание 7 (части 1 и 2).

Организует деятельность по применению новых знаний.

Осуществляет проверку; организует самопроверку по карте ответа самостоятельной работы

7, задание 7

(части 1 и 2)(по ТСР)

I. Выполняют самостоятельную творческую работу по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа);

Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения.

II. Самостоятельная работа № 7, задание 7 (части 1 и 2) (по ТСР)

 Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Вопросы:

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Где можно применить новые знания?

Ключевые слова темы:

Однородные члены, обобщающие слова,

Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия,

отвечая на вопросы.

Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Домашнее задание.

Дифференцированное задание к упр. 264.

1. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы.

2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор.

3.Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить 1 разбор на выбор.

Учитель задает дифференцированное домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся.

Учащиеся самостоятельно выбирают задание. Уточняют его содержание.

 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.