Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Урок русского языка в 5 класс по УМК Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комиссаровой, И.В. Текучёвой в контексте ФГОС.
Тема урока: «Предложения с обобщающим словом при однородных членах»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели:
- создать условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов дечтельности, развитие мыслительных операций учащихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки;
- сформировать представление об обобщающем слове при однородных членах и постановки знака препинания при нем, уметь находить и графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Задачи:
- Овладевать знаниями о наличии обобщающих слов при однородных членах, правилах постановки знаков препинания при них;
- Дать возможность проявить чувства ответственности, самостоятельности, успешности при выполнении заданий урока.
- Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
- Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с нормами сочетания однородных членов, правилами постановки знаков препинания при обобщающих словах;
Анализ текстов и предложений с обобщающими словами при однородных членах;
Знание лингвистических понятий: однородные члены предложения, средства связи однородных членов, обобщающее слово; опознавательные признаки наличия в предложении обобщающих слов при однородных членах;
Владение навыками находить обобщающие слова при однородных членах, конструирования предложений с обобщающими словами при однородных членах;
Умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, при которых есть обобщающие слова;
Умение использовать различные ресурсы для поиска информации по данной теме.
Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы;
Желание составлять предложения и тексты, используя обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
Осознание успешности при изучении темы;
Осознание особой роли изучаемой темы для дальнейшего использования в своей речевой практике.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы;
обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Предметные результаты
Формирование представления о предложениях с обобщающими словами при однородных членах, их роли в речи;
Знание норм сочетания однородных членов с обобщающими словами, правила постановки знаков препинания в этих предложения.
Усвоение понятий: что такое обобщающее слово, однородные члены предложения;
Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Материал урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УДД |
Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. |
Подготовка класса к работе. |
||
Языковая разминка. |
1. Записать предложение: Разыгрался ветер на лесной поляне, закружил осину в красном сарафане. (Е. Трутнева.) 2. Обозначить орфограммы. 3. Произвести синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составить его схему. 4. Разбор по составу слова разыгрался: разыгрался. 5. Фонетический разбор слова осину: [ас,и,ну]. |
Корректирует и контролирует выполнение заданий. |
1. Записывают предложение. 2.Обозначают орфограммы. 3. Производят все виды разборов. |
Личностные результаты Самоопределение (Л) Предметные результаты: Производить различного вида разборы, правильно их оформлять (П) |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. |
Вопросы для устного фронтального опроса (вариант работы: задайте вопросы по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»): – Что такое однородные члены предложения? – Чем отличаются однородные члены предложения от словосочетания? – Какие члены предложения могут быть однородными? – Почему однородные члены являются смысловыми отрезками предложения? – По каким опознавательным признакам можно найти однородные члены? – Как могут соединяться однородные члены предложения? – В каком случае однородные члены предложения разделяются запятой? Приведите примеры из домашнего задания. |
Проводит фронтальный опрос. Выявляет уровень знаний учащихся. Выявляет типичные недостатки. |
Отвечают на вопросы для устного фронтального опроса |
Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Предметные результаты Задавать вопросы (П) Владеть монологической речью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (К) |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе: 1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года |
Организует повторение знаний, закрепление умений. |
Выполняют задания, определяя лишнее слово, анализируя остальные слова с целью использования их для составления предложения с однородными членами. |
Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности |
1.Дуб, берёза, дерево, липа 2.Стол, стул, мебель, шкаф 3.Зима, весна, лето, время года -Какое слово в каждой группе вы можете назвать общим по значению(обобщающим)? - Составьте устно предложения, используя данные слова? - Что вызвало затруднение? - А теперь поставьте лишнее слово впереди группы? -Какой знак препинания вы поставите? - Прочитайте предложения, понаблюдайте за интонацией. Как на письме показать эту разницу? -Сформулируйте проблемный вопрос и сравните его с формулировкой на с.23 |
Создает проблемную ситуацию |
Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. |
Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
Выявление места и причины затруднения. Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). |
Наблюдение над материалом упр.260. 1. - Прочитайте текст, найдите однородные и слова с общим значением (Определите, выражены ли они одной частью речи или нет?), выпишите ключевое слово текста, запишите однокоренные слова к нему. |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации |
Составляют план достижения цели. На основе материала учебника делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами предложения и составляют алгоритм : - найду в предложении однородные члены; - определю, есть ли обобщающее слово; - выберу нужный знак препинания. |
Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) |
Наблюдение над материалом упр.260. - Найдите однородные члены предложения и обобщающие слова в каждом примере. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с обобщающим словом и однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. -Сравните свой вывод с текстами определения и правила на с. 174. |
Устанавливает осознанность восприятия изученного материала |
Решают типовое задание с проговариванием алгоритма вслух: - нахожу в предложении однородные члены; - определяю, есть ли обобщающее слово; - выбираю нужный знак препинания. |
Контроль, |
Первичное закрепление |
1.Работа с учебником в группе. Упр.262. Найти однородные члены предложения с обобщающим словом, графически выделить однородные члены предложения, обобщающее слово; устно ответить на вопрос В каком стиле могут использоваться данные предложения? Привести свои примеры. 2. Работа с учебником в паре. Упр.263. Составить предложения с данными обобщающими словами и записать их, обозначая однородные члены и обобщающее слово. |
Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на группы, затем в пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Учитель организует физминутку. |
1.Работают с учебником (упр.262) в группе. Выполняют графические обозначения; отвечают на вопросы; составляют свои примеры по аналогии. 2. Работают в паре, выполняя упр. 263 Придумывают и пишут предложения с данными обобщающими словами: одежда, реки, города, деревья, планеты, графически обозначая однородные члены предложения и обобщающее слово. |
Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
I. Самостоятельная творческая работа по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа): 1. По картинам Коровина К.К. и Серова В.А. «Натюрморты» составить небольшой текст (2-3 предложения) с использованием предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. 2.По картинкам на слайде, где изображены школьные принадлежности, обувь и игрушки составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения; 3.По предложенным обобщающим словам и однородным членам составить предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. II. Проводится в ТСР самостоятельная работа № 7, задание 7 (части 1 и 2). |
Организует деятельность по применению новых знаний. Осуществляет проверку; организует самопроверку по карте ответа самостоятельной работы № 7, задание 7 (части 1 и 2)(по ТСР) |
I. Выполняют самостоятельную творческую работу по составлению предложений( по выбору - дифференцированная работа); Все учащиеся должны поставить знаки препинания, выделить графически обобщающие слова при однородных членах предложения. II. Самостоятельная работа № 7, задание 7 (части 1 и 2) (по ТСР) |
Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Вопросы: Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения? Где можно применить новые знания? Ключевые слова темы: Однородные члены, обобщающие слова, |
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. |
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, отвечая на вопросы. Называют ключевые слова темы. |
Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
Домашнее задание. |
Дифференцированное задание к упр. 264. 1. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить все разборы. 2. Списать текст. Вставить пропущенные буквы, продолжить его 2-3 предложениями. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Графически обозначить условия выбора орфограмм. Выполнить 2 разбора на выбор. 3.Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Графически обозначить однородные члены предложения и обобщающее слово при них. Выполнить 1 разбор на выбор. |
Учитель задает дифференцированное домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся. |
Учащиеся самостоятельно выбирают задание. Уточняют его содержание. |