12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны

Конспект урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна

Место работы: МБОУ «СОШ №46»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

 Базовый учебник: «Русский язык 8 класс в 2-ух частях, учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская Москва, «Просвещение»,2018 год

Цель: организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»; создать условия для формирования умений постановки знаков препинания при  обобщающих словах; способствовать развитию логического мышления учащихся и способности  переключать внимание.

Задачи:

1.Обучающие: систематизировать знания обучающихся об обобщающих словах при однородных членах предложения; формировать  навыки  постановки знаков препинания при обобщающих слова.

2.Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; творческие способности учащихся; развивать умение оценивать учебную деятельность;

3.Воспитательные: создавать положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить обобщающие слова в предложениях; разграничивать ОЧП и ОЧП с обобщающим словом; расставлять знаки и графически обозначать условия их выбора.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию работать с разными по сложности заданиями.

Личностные: умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.  

Тип: учебное занятие по изучению и первичному применению знаний и способов деятельности.

Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология решения изобретательских задач, технология здоровьесбережения.

Раздаточный материал: 1) раздаточный материал (листы для самоконтроля); 2) карточки-вопросы на этапе рефлексии.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Цель: создать условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность.

Вступительное слово учителя (составляется учителем)

-Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с простыми осложненными предложениями. Сегодня мы продолжим работать с ними и вместе откроем новое знание.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

Взаимодействуют с учителем (слушают учителя, участвуют в диалоге).

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

В песне русский человек и исповедуется в своей судьбе и грустит и радуется.

- Ребята, запишите предложение и расставьте знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложении?

- Сколько в этом предложении сказуемых?

-Как называются такие члены предложения?

-Вспомните, какие члены предложения называются однородными и как они соединяются друг с другом? Для этого заполните пробелы в предложениях на карточках и составьте устное высказывание (вывод).

1.Однородные члены отвечают…..(..на один и тот же вопрос)

2.Часто однородные члены предложения выражаются …(одной и той же частью речи )

3.Однородные члены соединены или могут быть соединены..........(сочинительными союзами)

4.Между однородными членами, если нет союза, ставятся….

5.Однородными членами могут быть …(любые члены предложения)

6.Однородные члены выполняют ..... (одну и ту же синтаксическую функцию в предложении)

7.Однородные члены произносится с интонацией...........(перечисления)

- Ребята, продолжим. На доске представлены схемы однородных членов, нужно расставить знаки препинания в них. Есть желающий выполнить эту работу?

Расставить знаки препинания в схемах (на доске, 1 ученик).

1.О и О и О.

2.О зато О.

3.не только О но и О.

4.как О так и О.

5.ни О ни О ни О.

6.О и О О и О.

- Тем временем, ребята, расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами (слайд 2):

1.Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

2.Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему прекрасному.

3. Человека воспитывают и искусство и наука.

4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.

№ предложения

Схемы

 

( О и О, О и О)

 

( О, О)

 

( и О, и О, и О)

 

(и О, и О)

 

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Повторяют правила постановки запятой при однородных членах.

Выполняют задание.

III.Формулировка темы, целеполагание.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору

- Мы вспомнили об однородных членах предложения и знаках препинания при них. А сейчас выполним  «Немой диктант». Запишите слова в 4 столбика, распределив их по значениям. (Слайд 3)

скрипка

собака

весна

пианино

белка

зима

гармонь

медведь

лето

балалайка

кошка

осень

Музыкальные инструменты

животные

времена года

- Прочитайте записанные вами столбцы слов. А как можно назвать одним словом слова из 1 столбика? 2 столбика? 3? Ответы запишите.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов? (Эти слова называются обобщающими.)

- О чем мы будем вести разговор на уроке? (Об обобщающем слове при однородных членах предложения, знаках препинаниях при нем)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока? (обобщающие слова при однородных членах)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Будем учиться находить обобщающие слова при о.ч. в разных предложениях, правильно ставить знаки препинания при о.ч. и обобщающих словах; составлять предложения с обобщающими словами при о.ч. и чертить схемы таких предложений).

-Откройте тетради, запишите тему урока «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»

- Да, ребята. Сегодня вы научитесь находить в предложениях обобщающие слова, соотносить их с однородными членами и правильно делать выбор в постановке пунктуационного знака. Обобщающие слова – тема для вас не новая. Я предлагаю её вам вспомнить.

Проводят коллективное исследование, составляют план достижения цели и определяют средства


 

Отвечают на вопросы, обращаясь к ранее изученному материалу.

IV.Этап осмысления.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка нахождения обобщающего слова.

-Теперь обратимся к статье учебника стр.225 и сравним наши выводы с выводами данной статьи. Осуществляем чтение с помощью приема чтение с пометками («˅» - знаю, «+» - новый материал, «-» - не знал, «?» - не понял). 

-Проговорите то, что вы уже знали об обобщающих словах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения:

  Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель.

 Стоят в той же форме, что и однородные члены предложения.

 Являются тем же членом предложения, что и однородные члены предложения.

 Имеют обобщенный смысл.

 Могут иметь сопроводительные слова: все, всегда, везде и др.

 В схемах обозначаются .


- А теперь отметьте, что новое вы узнали?

(После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например: Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи).

- Вы узнали о постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения. Но чтобы правильно выполнять упражнения, нужно не только знать правило, но уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий. (Совместная работа и запись алгоритма)

Алгоритм

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

1.Найди в предложении обобщающее слово.

2. Определи, где оно стоит

Перед однородными членами после однородных членов

ставь ДВОЕТОЧИЕ ставь ТИРЕ

3.Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

Да Нет

ставь ТОЧКУ ставь ТИРЕ

Обращаются к учебнику (прием ИНСЕРТ).

Проводят коллективное исследование, делают выводы, составляют алгоритм действий при нахождении обобщающего слова в предложении.


 


 


 


 


 


 

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов

- Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова? Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания.

- Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению.

1.И О, и О, и О, и О — О .

2. О: и О, и О, и О, и О.

3. 0: и О, и О, и О, и О, —….

2.Постойте схему к предложению. Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги.

И широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги - все было хорошо знакомо.

Все было хорошо знакомо, а именно: и широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги.

Осуществляют работу по выполнению типовых заданий с проговариванием алгоритма вслух.


 

VI.Динамическая пауза

Цель: сменить вид деятельности.

Раз – подняться,
Два – согнуться,
Три – друг другу улыбнуться.
Четыре – присесть.
Пять – очень тихо сесть.

 

VII.Закрепление материала.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

1.Из упр.77,157выпишите предложения с обобщающими словами при однородных членах. Составьте схемы и объясните постановку знаков препинания.

2.Вставьте обобщающее слово к однородным членам и запишите:
Деревья, травы и земля внезапно побагровели. Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга. И вода, и берег, и тучи сливалось непроницаемый мрак. Из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы. Шорох птицы полет упавшего листа кажется громким, заставляет вздрагивать.

3.Цифровой диктант. Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

1.Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

3.Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

4.Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.

5.Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

6.Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу,  придает  состояние бодрости.

7.Все пересыхание рек,  появление ядовитых газов и пыли связано с истреблением лесов.

8.Исчезновение лесов вызвано  невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.

9.Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины

Выполняют упр. с проговариванием алгоритма действия.

Выполняют цифровой диктант.

VIII.Дифференцированные задания. 

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

-Предлагаю вам проверить, научились ли вы применять новое правило. Выполните самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки. Разноуровневые задания.

1 уровень сложности.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3) Изредка попадались старые, большие деревья тополь липа и другие.

4) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.

5) От дома от деревьев от голубятни ото всего побежали длинные тени.

6) Трава земля крыши домов все было покрыто белым налетом инея.

2 уровень сложности

- Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами.

1.За две за три версты можно было различить малейший звук лай собак в отдаленных селах голоса на соседней мельнице шум доски, внезапно сброшенной на землю.

3. [О: О, О, О -].

2. Общение с окружающим миром природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.

1.[О: О, О, О ].

3.Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

2.[ О: О, О О -...].

4.Широкие поля бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье, наше национальное богатство.

5.[О,вв.сл: О, О, О].

5.В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули.

4.[О, О, - О].

3 уровень сложности.

Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова: всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, нигде, все, ниоткуда, никогда.

Выполняют диагностическую (разноуровневую) работу; осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

IX.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний.

- Ребята, какую же цель мы сегодня поставили перед собой в начале урока?

- Повторим условия выбора знаков препинания в предложениях с обобщающими словами.

Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Восстанавливают звенья алгоритма.

X.Рефлексия

Цель: оценить результаты собственной деятельности

- Над какой темой мы с вами работали сегодня на уроке?

- Что учились делать?

- А сейчас заполните лист самооценки.

1.Я хорошо усвоил(а) тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

1

2

3

4

5

         

2.Все инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания

1

2

3

4

5

         

3. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

1

2

3

4

5

         

4.Во время урока у меня было хорошее настроение

1

2

3

4

5

         

5.За урок я ставлю себе отметку ...

1

2

3

4

5

         


 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

XI.Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Изучить пар.34 на стр.225. Выполнить упр.455 или упр.462.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник.


 

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

II. Актуализация знаний

1.Заполните пробелы в предложениях на карточках и составьте устное высказывание (вывод).

1.     Однородные члены отвечают_______________________________________________________

2.     Часто однородные члены предложения выражаются ___________________________________

3.     Однородные члены  соединены или могут быть соединены______________________________

4.     Между однородными членами, если нет союза, ставятся________________________________

5.     Однородными членами могут быть __________________________________________________

6.     Однородные члены  выполняют ____________________________________________________

7.     Однородные члены  произносится с интонацией_______________________________________

2. Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами:

1.Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

2.Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему прекрасному.

3. Человека воспитывают и искусство и наука.

4. В поэзии самые обычные слова начинают и сверкать и звенеть и благоухать.

№ предложения

Схемы

 

( О и О, О и О)

 

( О, О)

 

(  и О, и О, и О)

 

(и О, и О)

III. Формулировка темы

«Немой диктант». Запишите слова в 4 столбика, распределив их по значениям.

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

VI.Первичное закрепление

Постойте схему к предложению. Перестройте данное предложение в соответствии схемам, данным в теории.

Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и заснеженные поля, и рощи, и дороги.

VII. Закрепление материала.

1.Вставьте обобщающее слово к однородным членам и запишите:
         Деревья, травы и земля внезапно побагровели. Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга. И вода, и берег, и тучи  сливалось непроницаемый мрак. Из-за заборов из калиток изо всех углов посыпались выстрелы. Шорох птицы полет упавшего листа кажется громким, заставляет вздрагивать.

2.Цифровой диктант. Обозначить цифрами предложения с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

1.Леса являются величайшими источниками вдохновения и здоровья.

2. Летом в лесу можно увидеть разные цветы лесную гвоздику ромашку колокольчик зверовой бессмертник мышиный горошек.

3.Сосна, ель, пихта все эти хвойные деревья растут в наших лесах.

4.Лес не только вырабатывает кислород, но и является верным помощником в борьбе за урожай.

5.Юные деревья всех пород ель и сосна осина и береза растут дружно и тесно.

6.Для человека лес удлиняет жизнь, повышает жизненную силу,  придает  состояние бодрости.

7.Исчезновение лесов вызвано  невежеством, нерадивостью, жестокостью и жадностью человека.

8.Все компоненты березы почки березовый сок кора, молоденькие листья березовый гриб находят свое использование в рецептах народной медицины

1 уровень сложности.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.

2) Всюду вверху и внизу пели жаворонки.

3) Изредка попадались старые, большие деревья тополь липа и другие.

4) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны.

5) От дома от деревьев от голубятни  ото всего побежали длинные тени.

6) Трава земля крыши домов  все было покрыто белым налетом инея.

2 уровень сложности

- Расставьте знаки препинания, соотнесите предложения со схемами.

1. За две за три версты можно было различить малейший звук лай собак в отдаленных селах голоса на соседней мельнице шум доски, внезапно сброшенной на землю.

3. [О: О, О, О -]. 

2. Общение с окружающим миром природой, искусством, живыми людьми – обогащает и облагораживает человека.

1.[О: О, О, О ].

3. Посаженные заботливыми руками деревья тополь акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.

2.[ О: О, О О -...].

4. Широкие поля бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье, наше национальное богатство.

5.[О,вв.сл: О, О, О].

5. В Беловежской пуще водится множество ценных животных, например: олени, лоси, косули.

4.[О, О, - О].

3 уровень сложности.

Придумайте и запишите предложения с однородными членами, где в роли обобщающих слов будут выступать слова: всякий, никто, везде, каждый, ничто, всюду, нигде, все, ниоткуда, никогда.

V. Рефлексия. Лист самооценки

1.Я хорошо усвоил(а) тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

2.Все инструкции я читал(а) внимательно, правильно выполнял(а) все задания

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

3. Задания были интересны, мне понравилось с ними работать

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

4.Во время урока у меня было хорошее настроение

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

5.     За урок я ставлю себе отметку ...

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.