Урок русского языка в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»
Конспект
урока русского языка
в 8 классе
«Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них»
Цели:
1. Образовательные:
- создание условий для усвоения темы, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля;
- формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём, уметь графически обозначать обобщающее слово, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
2. Развивающие:
- развивать речь учащихся и творческие способности;
- способствовать выработке навыка правильного использования однородных членов предложения с обобщающим словом;
- работать над развитием творческого мышления учащихся.
3. Воспитательные:
- способствовать развитию интереса учащихся к истории и достопримечательностям родного края;
- воспитывать эстетическое чувство;
- экологическое просвещение;
- патриотическое воспитание.
Ход урока.
- Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». (Л.В. Щерба)
- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с данной мыслью?
- Давайте вместе с вами докажем, что мы не из числа тех, о ком идет речь.
- На прошлом уроке мы повторяли однородные члены предложение. Вспомните их определение.
- При однородных членах могут стоять обобщающие слова. Что они обозначают?
- Тема сегодняшнего урока: обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.
- Какая цель стоит перед нами? (Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы предложений.)
- Подберите обобщающие слова к предметам и явлениям, изображенным на следующих слайдах (профессии, цветы, времена года).
- А теперь попробуем выполнить похожее задание в предложениях. Впишите на месте пропусков подходящие по смыслу обобщающие слова и составьте схемы предложений. (Задание 1.)
И луг, и пруд, и поле – … вокруг окутал густой туман.
Изредка попадались старые, большие … : тополь, липа и другие.
… : и двор, и дом, и цветущий сад - было залито лучами золотого солнца.
… не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
От дома, от деревьев, от купальни – ото … побежали далеко длинные тени.
- Расставьте недостающие знаки препинания при обобщающих словах. (Задание 2.)
Расположите в алфавитном порядке следующие районы Тульской области Новомосковский, Белёвский, Алексинский, Щёкинский, Киреевский.
Рысь европейская, черепаха болотная, филин, черный аист, бурый медведь эти и многие другие животные занесены в Красную книгу Тульской области.
В Тульской области протекает большое количество рек Ока, Упа, Дон, Воронка, Тулица…
Самые известные водохранилища Тульского края Суворовское, Советское, Шатское, Пронское и Щёкинское являются наиболее крупными областными водоёмами.
В Красную книгу Тульской области занесены некоторые исчезающие растения колокольчик алтайский, кувшинка белоснежная, ольха серая, клюква болотная и в наших силах помочь природе там, где причиной сокращения численности представителей флоры и фауны является прямое воздействие человека.
- Итак, мы с вами узнали много полезной информации о Тульской области. А какими достопримечательностями славится наш край?
- А теперь давайте представим, что каждый из вас – корректор, которому необходимо подготовить материал для очередного печатного издания. Прочитайте предложения и исправьте найденные в них пунктуационные ошибки. (Запомните, в каких из четырех предложений допущены ошибки. Если задание будет выполнено верно, у нас правильно сложится пазл.) (Задание 3.)
Тульская гармонь, белёвское кружево и пастила, тульские пряники, самовары и оружие, игрушка филимоновская, яснополянская керамика: всеми этими и многими другими промыслами славится наш родной край.
Среди тульских пряников наиболее известны такие: сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой. Стилистические изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, Тульского кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд – всё это темы изобразительных сюжетов на тульских пряниках.
Подлинного расцвета самоварное искусство достигло в Туле. Самовары изготавливались самых разнообразных форм, или, как говорили тогда, фасонов. Каждый из фасонов имел свое название - «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка» и др.
Памятники известнейшим русским писателям: Л. Толстому, С. Есенину, В. Вересаеву, А. Пушкину, В. Жуковскому – можно увидеть, прогуливаясь по улицам Тулы.
- При обобщающих словах могут быть вводные слова. Обратите внимание на то, как в таких случаях ставятся знаки препинания.
(Если при обобщающем слове есть вводное слово (словом, короче говоря, а именно, например и др.), то оно относится к обобщающему слову и выделяется запятой.
И зеркальный пруд, и могучие сосны, и голубое небо – с л о в о м, в с ё радовало гостей усадьбы.
В с ё, а и м е н н о: северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке.)
- Рассмотрим еще такой пример. Есть ли обобщающее слово в предложении и нужно ли здесь ставить двоеточие? (Тульский регион граничит с Московской, Калужской, Рязанской, Орловской, Липецкой областями.)
- Сейчас выполним тестовые задания на бланках ОГЭ с применением знаний, полученных на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат тесты разного уровня сложности. Оцените свои силы и выберите вариант для работы с ним. Подпишите бланки и внесите в них ответы.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
написать сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю свой родной край?» с использованием не менее 5 рядов однородных членов предложения с обобщающим словом; объем работы: 10-15 предложений; оценка: 10 баллов
И Л И
составить предложения, описывающие достопримечательности Тулы, с использованием разных схем предложений с обобщающим словом; объем работы: 5-7 предложений; оценка: 5 баллов.
Выставление оценок.
Евдакименко Ольга Юрьевна
Екатерина