12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лактюхина Анастасия Владимировна40
Россия, Тульская обл., Тула

Конспект

урока русского языка

в 8 классе

«Обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них»

Цели: 

1. Образовательные:

- создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков самоконтроля;

- формировать навык нахождения в предложении обобщающего слова и постановки знака препинания при нём,  уметь  графически  обозначать  обобщающее слово,  составлять  алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

2.     Развивающие:

- развивать речь учащихся и творческие способности;

- способствовать выработке навыка правильного использования однородных членов предложения с обобщающим словом;

 - работать над развитием творческого мышления учащихся.

3. Воспитательные:

- способствовать развитию интереса учащихся к истории и достопримечательностям родного края;

- воспитывать эстетическое чувство;

- экологическое просвещение;

- патриотическое воспитание.

                                                         Ход урока.

- Сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся». (Л.В. Щерба)

- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с данной мыслью?

- Давайте вместе с вами докажем, что мы не из числа тех, о ком идет речь.

- На прошлом уроке мы повторяли однородные члены предложение. Вспомните их определение.

- При однородных членах могут стоять обобщающие слова. Что они обозначают?

- Тема сегодняшнего урока: обобщающие слова при однородных членах предложения и пунктуация при них.

- Какая цель стоит перед нами? (Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы предложений.)

- Подберите обобщающие слова к предметам и явлениям, изображенным на следующих слайдах (профессии, цветы, времена года).

- А теперь попробуем выполнить похожее задание в предложениях. Впишите на месте пропусков подходящие по смыслу обобщающие слова и составьте схемы предложений. (Задание 1.)

И луг, и пруд, и поле – … вокруг окутал густой туман.

Изредка попадались старые, большие … : тополь, липа и другие.

: и двор, и дом, и цветущий сад - было залито лучами золотого солнца.

не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.

От дома, от деревьев, от купальни – ото … побежали далеко длинные тени.

- Расставьте недостающие знаки препинания при обобщающих словах. (Задание 2.)

Расположите в алфавитном порядке следующие районы Тульской области Новомосковский, Белёвский, Алексинский, Щёкинский, Киреевский.

Рысь европейская, черепаха болотная, филин, черный аист, бурый медведь эти и многие другие животные занесены в Красную книгу Тульской области.

В Тульской области протекает большое количество рек Ока, Упа, Дон, Воронка, Тулица…

Самые известные водохранилища Тульского края Суворовское, Советское, Шатское, Пронское и Щёкинское являются наиболее крупными областными водоёмами.

В Красную книгу Тульской области занесены некоторые исчезающие растения колокольчик алтайский, кувшинка белоснежная, ольха серая, клюква болотная и в наших силах помочь природе там, где причиной сокращения численности представителей флоры и фауны является прямое воздействие человека.

- Итак, мы с вами узнали много полезной информации о Тульской области. А какими достопримечательностями славится наш край?

- А теперь давайте представим, что каждый из вас – корректор, которому необходимо подготовить материал для очередного печатного издания. Прочитайте предложения и исправьте найденные в них пунктуационные ошибки. (Запомните, в каких из четырех предложений допущены ошибки. Если задание будет выполнено верно, у нас правильно сложится пазл.) (Задание 3.)

Тульская гармонь, белёвское кружево и пастила, тульские пряники, самовары и оружие, игрушка филимоновская, яснополянская керамика: всеми этими и многими другими промыслами славится наш родной край.

Среди тульских пряников наиболее известны такие: сырцовые, медовые, сливочные, коричневые с мраморно-глянцевой поверхностью, зубчатым краем, золотистым тестом и фруктово-ягодной начинкой. Стилистические изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, Тульского кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд – всё это темы изобразительных сюжетов на тульских пряниках.

Подлинного расцвета самоварное искусство достигло в Туле. Самовары изготавливались самых разнообразных форм, или, как говорили тогда, фасонов. Каждый из фасонов имел свое название - «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка» и др.

Памятники известнейшим русским писателям: Л. Толстому, С. Есенину, В. Вересаеву, А. Пушкину, В. Жуковскому – можно увидеть, прогуливаясь по улицам Тулы.

- При обобщающих словах могут быть вводные слова. Обратите внимание на то, как в таких случаях ставятся знаки препинания.

(Если при обобщающем слове есть вводное слово (словом, короче говоря, а именно, например и др.), то оно относится к обобщающему слову и выделяется запятой.

И зеркальный пруд, и могучие сосны, и голубое небо – с л о в о м, в с ё радовало гостей усадьбы.

В с ё, а и м е н н о: северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке.)

 - Рассмотрим еще такой пример. Есть ли обобщающее слово в предложении и нужно ли здесь ставить двоеточие? (Тульский регион граничит с Московской, Калужской, Рязанской, Орловской, Липецкой областями.)

- Сейчас выполним тестовые задания на бланках ОГЭ с применением знаний, полученных на сегодняшнем уроке. У вас на партах лежат тесты разного уровня сложности. Оцените свои силы и выберите вариант для работы с ним. Подпишите бланки и внесите в них ответы.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

написать сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю свой родной край?» с использованием не менее 5 рядов однородных членов предложения с обобщающим словом; объем работы: 10-15 предложений; оценка: 10 баллов

И Л И

составить предложения, описывающие достопримечательности Тулы, с использованием разных схем предложений с обобщающим словом; объем работы: 5-7 предложений; оценка: 5 баллов.

Выставление оценок.

Опубликовано


Комментарии (2)

Евдакименко Ольга Юрьевна, 06.02.16 в 14:27 0Ответить Пожаловаться
нет технического оснащения
Екатерина, 10.02.16 в 15:08 0Ответить Пожаловаться
на уроке не использованы современные технологии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.