12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Возжина Марина Александровна35 Украина, Донецкая Народная Республика, Г.Харцызск |
"Комплексный анализ текста. Подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ"
Урок русского языка в 11-м классе
Подготовила учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Харцызская средняя школа №5»
Возжина Марина Александровна
Тема. Комплексный анализ текста. Подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ.
Цели урока:
Познавательный аспект:
-повторить и обобщить изученный материал по текстоведению;
-создать условия для формирования у обучающихся навыков анализа художественного текста на основе теоретических сведений и практических упражнений;
- практическим путём показать систему подготовки к написанию сочинения по предложенному тексту.
Развивающий аспект: развивать языковые компетенции; развивать творческие способности учащихся;
Тип урока. Урок общеметодологической направленности.
Вид урока. Урок-совершенствование.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, групповая, фронтальная.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
В этом году, ребята, вам предстоит нелёгкое испытание: единый государственный экзамен по русскому языку. И мы с вами должны совместно приложить немалые усилия, чтобы на экзамене вы смогли в полной мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие способности. Чем сегодня мы с вами и займёмся. Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа.
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся, определение темы урока и целеполагание .
Этот урок мы посвятим одному очень значимому для каждого из нас празднику, но пока я вам не скажу, какому. А вы сами по итогу нашей работы попробуете отгадать название этого праздника.
А для начала я предлагаю вам небольшой терминологический диктант на литературную тематику.
Терминологический диктант. (Учитель читает определения, ученики записывают в столбик названия).
Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто встречается в баснях (Аллегория)
новое слово (Неологизм)
трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге (Анапест)
один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. (Лирика)
главная мысль художественного произведения, то, что хочет сказать автор (Идея)
событие, с которого начинается развитие действия в произведении (Завязка)
объект художественного отражения, то о чём говорится в произведении (Тема)
подберите постоянный эпитет к слову «сатира» на букву Е (Едкая)
строение художественного произведения (Композиция)
Основные события произведения в их художественной последовательности (Сюжет)
Специальное языковое средство, которое используется для достижения образности и выразительности художественного произведения (Троп)
приём резкого противопоставления (Антитеза).
Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам вы сможете прочитать тему нашего урока.
Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок?
Запишем тему урока и подумаем над её формулировкой.
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста)
-Что нам сегодня нужно повторить и вспомнить? (Повторить сведения о теме текста, основной идее, типах речи, стилях речи, особенностях композиции, системы художественных образов, речевого оформления и составить для себя порядок действий для анализа текста.)
- А для чего нам необходимо уметь анализировать текст? (Чтоб быть готовыми создавать своё сочинение)
Это и будет образовательной целью нашего урока.
А теперь прослушайте одну легенду и попробуйте определить воспитательную цель нашего урока.
Однажды на придворном балу император Николай I спросил французского маркиза Астольфа де Кюстина, гостившего в ту пору в России:
- Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
- Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
- Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближенный - поляк, вот немец. Вон стоят два генерала - они грузины. Этот придворный - татарин, вот финн, а там крещеный еврей.
- Тогда где же русские? - спросил Кюстин.
- А вот все вместе они и есть русские...
(Дети определяют воспитательную цель : воспитывать патриотизм, чувство единения всех людей, живущих на русской земле, уважительное отношение к представителям различных национальностей, чувство гордости за право называться «русским».)
Работа с текстом. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии .
(На экран выводится текст, у каждой группы на столе лежат распечатки текста)
Учитель выразительно читает текст.
Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.
Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.
Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.
Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.
В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.
Они идут – то слуги, то мессии, -
Неся свой крест согбенно на плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
Фролов Константин Юрьевич – бард, актёр, поэт.
(Учитель сразу предлагает детям написать сочинение по прочитанному тексту. Дети в замешательстве. На вопрос: почему они не приступают, дети отвечают, что сложно сразу без анализа текста написать сочинение.)
Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. Работа с текстом.
Согласна с вами, очень трудно, не разобрав текст «по косточкам», создать свой творческий продукт. Тогда давайте анализировать.
Работа в группах.
ЛИНГВИСТЫ
Задание
Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания:
Внимательно прочитайте.
Докажите, что перед вами текст.
Определите тип речи (аргументируйте свой ответ).
Определите стиль речи (аргументируйте свой ответ).
Поработайте с лексикой:
Найдите и выпишите слова-неологизмы
Найдите и выпишите слова-архаизмы (дайте толкование этих слов)
Найдите и выпишите слова низкой лексики
Найдите и выпишите слова возвышенной лексики
Прокомментируйте цель употребления каждой группы слов
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ
Задание
Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания:
1.Внимательно прочитайте произведение.
2. Определите род, жанр лит-ры.
3. Раскройте композицию лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в произведении
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
4. Найдите в тексте художественные средства (тропы), объясните цель их использования.
ИСТОРИКИ
Задание
Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания:
Выпишите из текста имена исторических деятелей.
Среди подручного материала найдите каждому его портрет и краткую аннотацию его деятельности.
Во время выступления можете дополнить ответ своими знаниями об этих людях.
Подумайте, с какой целью автор использует в своём произведении такое количество исторических имён.
Выступление групп.
А теперь, когда вы уже немного «поварились» в этом тексте, попробуйте самостоятельно определить тему и идею текста. Запишите в тетрадь.
Но сначала все вместе вспомним, что такое тема? Что такое идея? (дети отвечают)
Индивидуальная работа.
(Дети зачитывают свои варианты)
(Приходим к единой версии : тема – любовь к Родине; идея- русский человек- это патриот, который верой и правдой служит своей Родине.)
Включение изученного в систему знаний. Работа над созданием творческого продукта.
(На экран выводится структура сочинения по прочитанному тексту)
Фронтальная работа.
Ребята, давайте пробежимся глазками и вспомним композиционный порядок сочинения по прочитанному тексту. (Один ученик озвучивает порядок).
- Скажите, какой пункт у нас уже записан в тетради? ( Позиция автора – идея )
Зачитали.
- А можем ли мы, имея в наличии позицию автора, сформулировать проблему?( Да, перестроив утвердительное предложение в вопросительное: кого можно назвать руссским ?).Записали
- Теперь нам необходимо найти два центральных примера, которые либо дополняя и подтверждая друг друга, либо противореча друг другу, подводят нас к авторской позиции.(Противопоставление «чудака в порше» и исторических деятелей разных национальностей, которые служили на благо Родины).Записали.
-Чудесно, три пункта, анализирующих исходный текст, мы разобрали. Осталось очень важное – ваша позиция и ваши доводы. Я предлагаю вам, взяв в руки микрофон, высказаться о своём согласии или несогласии с позицией автора (на экран выводится позиция автора и начало высказывания учащихся « Я полностью разделяю мнение автора…» « Я категорически не согласен с позицией автора…») и аргументировать своё мнение.
Приём «Микрофон».
Спасибо, ребята, за ваши выступления! Ваши доводы были разносторонними, неординарными, убедительными, но самое главное, что все вы в ЕДИНОМ порыве поддержали позицию автора, а это красноречиво говорит о вас как о достойных гражданах своего государства.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
А теперь ответьте мне на вопрос, если я сейчас предложу вам написать сочинение по тексту К.Фролова, справитесь ли вы с заданием ? Почему? ( Ученики высказываются)
Следовательно, выполнили мы поставленную в начале урока задачу?
Но ещё в начале урока было упомянуто о празднике, которому посвящён наш урок, взгляните ещё раз на текст, с которым мы работали, на его тему, основную мысль, на портреты людей, о которых нам рассказывала группа историков и дайте ответ. ( Урок посвящён Дню народного единства).
- Какому событию посвящён этот праздник? (Событиям1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Кремль от польских интервентов)
-А какой главный урок несёт этот памятный день современному обществу? ( Сила и мощь народа в единстве и любви к Отечеству)
Работа с цитатами.
Ребята, к сожалению, у нашего урока не было эпиграфа, и, подводя итоговую черту, хотелось бы ничего не потерять. Перед вами несколько цитат выдающихся деятелей, пожалуйста, выберите одну, которая, на ваш взгляд, отражает суть нашего урока и выразительно зачитайте её.
( Выступление детей)
Оценивание.
Д.з. Пользуясь планом построения и клише, написать сочинение по тексту К.Фролова «Мы русские»
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИНГВИСТЫ Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания: Внимательно прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Определите тип речи (аргументируйте свой ответ). Определите стиль речи (аргументируйте свой ответ). Поработайте с лексикой: Найдите и выпишите слова-неологизмы Найдите и выпишите слова-архаизмы (дайте толкование этих слов) Найдите и выпишите слова низкой лексики Найдите и выпишите слова возвышенной лексики Прокомментируйте цель употребления каждой группы слов |
ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания: 1.Внимательно прочитайте произведение. 2. Определите род, жанр лит-ры. 3. Раскройте композицию лирического произведения. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 4. Найдите в тексте художественные средства (тропы), объясните цель их использования. |
ИСТОРИКИ Используя свои знания и дополнительный материал, который лежит у вас на столе, выполните следующие задания: Выпишите из текста имена исторических деятелей. Среди подручного материала найдите каждому его портрет и краткую аннотацию его деятельности. Во время выступления можете дополнить ответ своими знаниями об этих людях. Подумайте, с какой целью автор использует в своём произведении такое количество исторических имён. |
КОНВЕРТ ДЛЯ ЛИНГВИСТОВ
Признаки текста
1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений). 2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически 3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. 4. Завершенность. 5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения… 6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь.. |
|
|
КОНВЕРТ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ
КОНВЕРТ ДЛЯ ИСТОРИКОВ
Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк... |
Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен — русский мореплаватель, |
Ива́н Фёдорович Крузенште́рн — русский мореплаватель, возглавлявший в 1803—1806 годах |
Самуил Карлович Грейг — русский адмирал |
Михаи́л Богда́нович Баркла́й-де-То́лли — русский Военный министр , |
Георг (Джордж) Лермонт — Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов — |
Князь Пётр Ива́нович Багратио́н — |
Влади́мир Ива́нович Даль — русский |
Никола́й Васи́льевич Го́голь — |
Тара́с Григо́рьевич Шевче́нко — Литературное наследие Шевченко, центральную роль в котором играет Бо́льшая часть |
Суворов Александр Васильевич — великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), князь Италийский (1799 г.), граф Рымникский (1789 г.), граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех. |
Фёдор Фёдорович Ушако́в — русский флотоводец, По его собственным словам, не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. Ушаков одержал победу в 5 крупных морских сражениях и не потерпел ни единого поражения. В 2001 году |
Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — |
Иван Кулибин – известный русский механик, изобретатель, которого современники называли «нижегородский Архимед». Изобрел отечественную технологию производства оптических стекол, разработал новые мостовые конструкции. |
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый крупный Яркий пример « Основоположник научного |
Алекса́ндр Степа́нович Попо́в — русский физик и электротехник, профессор, |
Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник. По семейному преданию, Державины происходили от одного из татарских родов. Некий Багрим-мурза выехал в Москву из Большой Орды и после крещения поступил на службу великого князя Василия Васильевича. |
Алекса́ндр Васи́льевич Колча́к — русский военный и политический деятель, Участник |
ЦИТАТЫ
Н и за что на свете я не хотел переменить
Отечество
Или иметь другую историю, кроме истории предков,
Такой, какой её нам Бог дал…
А.С. Пушкин
Рисунок 1
МЫ РУССКИЕ –
КАКОЙ ВОСТОРГ!
А.В.Суворов
Рисунок
Разрозненных нас - сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве,благодушной семейственности,
умножающей прирост народа,да в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.
Д.И. Менделеев
Мы русские
Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: "Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей."
Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.
Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.
Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.
И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.
Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.
Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?
Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?
Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря!
"Мы - русские!" - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте кобзаря.
В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.
Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.
Они идут – то слуги, то мессии, -
Неся свой крест согбенно на плечах,
Как нёс его во имя всей России
Потомок турка адмирал Колчак.
Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот - русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы - о матушке, о ней.
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.
Фролов Константин Юрьевич – бард, актёр, поэт.
План и клише
Проблема + связка | (Проблема в виде вопроса) Вот вопрос, на который ищет ответ автор предложенного для анализа текста. Этот вопрос волнует ( беспокоит)(интересует) автора предложенного для анализа текста. К этой проблеме обращается ФИО в представленном тексте |
КОММЕНТАРИЙ | |
Первый пример + пояснение | Чтобы привлечь внимание к поставленной проблеме, автор рассказывает нам о… Автор начинает рассуждения с того, что… Чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО рассказывает о… Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает… ( рассказывает) нам о… + Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то,что… Это свидетельствует о том, что… Этим примером автор показывает/доказывает нам, что... |
Связка + второй пример + пояснение | Кроме того, автор повествует о… Далее автор повествует о… + С помощью данного эпизода ФИО показывает, как… Этот пример доказывает, что… |
Связь между примерами | Оба примера являются ярким доказательством мысли:… Эти примеры, дополняя друг друга, показывают, каким… ИЛИ Контраст между этими ситуациями(примерами) помогает понять:… |
Позиция автора | Точка зрения автора предельно ясна. ФИО считает, что… Автор приходит к выводу:… Авторская позиция, на мой взгляд, очевидна:… |
Своя позиция | Я полностью разделяю мнение автора. Действительно… Я абсолютно согласен с позицией писателя , поскольку… Я согласен с точкой зрения автора и считаю, что… + В подтверждение своей точки зрения приведу пример из… Справедливость моего высказывания подтверждает.. Так, в призведении…. |
Вывод | Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: … Итак, исходя из вышеприведенных рассуждений, можно сделать следующий вывод: ... |