Комплексный подход к здоровьесбережению как составная часть педагогической практики в условиях реализации ФГОС

2
0
Материал опубликован 21 January 2021

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. По ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. Поэтому знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя.

Предлагаемая вниманию коллег методическая разработка, поможет систематизировать знания педагогов в вопросах здоровьесбережения детей в образовательном процессе.

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Лt1611248220aa.gif ишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля 2019 года.

Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска ». Вот почему проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни так актуальны.

Как отметили участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля 2019 года, самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

Уровень учебной нагрузки на организм учащихся;

Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;

Состояние внеурочной воспитательной работы в школе;

Уровень психологической помощи учащимся;

Состояние микроклимата в школе и дома;

Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.


Функции различных категорий работников школы по здоровьесбережению школьников.

Функции  медицинской службы города и школы:

проведение диспансеризации и медосмотра учащихся школы,  определение уровня физического здоровья;

выявление учащихся специальной медицинской  группы;

Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся.

Функции администрации:

общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

организация и контроль уроков физкультуры;

обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения  и ее контроль;

организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

организация работы психологической  службы в школе.

Под контролем директора школы:

Организация, поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы школы;

Обеспечение кадровой политики, направленной на привлечение и удержание профессиональных педагогов — специалистов в области физического воспитания;

Создание условий для возможно более широкого удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности, расширение сети секций и кружков;

Повышение авторитета физической культуры в глазах преподавателей, родителей и учащихся;

Обеспечение медико-психологического контроля над процессом физического воспитания учащихся во всех его формах;

Активизация усилий родительской общественности, направленных на создание в школе условий для оздоровления учащихся на основе системной, многоплановой работы;

Использование передовых методов и технологий физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.



Под контролем завучей:

Рациональное составление расписания занятий с учётом общего допустимого объёма нагрузки на каждого школьника в течение одного дня;

Соблюдение гигиенических рекомендаций СанПин к расписанию уроков;

Составление плана планируемых предметниками контрольных работ из-за недопустимости проведения в течение одного учебного дня более двух работ одновременно;

Контроль над проведением Дней здоровья и других общешкольных мероприятий. Проведение данных мероприятий в условиях хорошей погоды и только по разработанному заранее сценарию;

Обобщение спортивных достижений учащихся. Спортивные успехи класса или отдельного ученика должны быть известны всей школе наряду с успехами в учебе; спортивный авторитет класса, школьной команды, чемпиона школы в том или ином виде спорта должен служить привлекательным примером для всех учащихся.

Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании,  токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактической работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

организация и проведение диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Под контролем классного руководителя должны быть:


Причины и длительность пропусков занятий учащимися, пропуски уроков физической культуры;

Степень взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательность занятий;

Активность участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы и города;

Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития;

Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).



Обязанности педагога – психолога:

Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;

Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;

В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;

Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;

Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы, родителями;

Участвовать в рассмотрении спорных вопросов в воспитании детей.



Обязанности педагогов – предметников:

Учет возрастных особенностей обучающихся и состояния здоровья детей данного класса;

Учет индивидуальных психофизических особенностей детей;

Структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;

Обучение в малых группах (индивидуализация обучения); использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;

Создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы (психологический климат урока);

Воспитание культуры здоровья;

Формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);

Опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту;

Применение в работе педагогов здоровьесберегающих технологий;

Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.


Здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог. Это бесспорно. Именно поэтому одним из важнейших направлений современных образовательных учреждений является здоровьесбережение учителя.

Прогнозируемая модель личности ученика.

Модель выпускника первой ступени обучения 1-4 класс

Модель выпускника второй ступени обучения 5-9 класс

знание основ личной гигиены, выполнение  правил гигиены;

владение основами

личной гигиены и

здорового образа

жизни.

знание основ строения и функционирования организма человека;

отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

стремление к физическому совершенствованию;

знание изменений в организме человека в пубертатный период;

умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

знание влияния алкоголя, курения,   наркомании на здоровье человека;

поддержание физической формы;

телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

гигиена умственного труда.

Модель выпускника третьей ступени обучения

9-11 класс

стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, профессиональную заботу о своем здоровье;

убеждение в пагубности вредных привычек для своего здоровья;

знание различных оздоровительных систем;

поддержание здорового образа жизни;

гигиена умственного труда.


План работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.


Сбор информации о состоянии здоровья детей. Оформление листков здоровья в электронном журнале.

сентябрь

Кл. руководитель, школьный медик

2.

Обновление банка данных о заболеваемости учеников.

1 раз в год

Кл. руководитель, школьный медик

3.

Составление социального паспорта класса:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

сентябрь

Кл. руководитель

4.


Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья

Октябрь-ноябрь

Зам. директора, школьный медик, кл. руководитель, учитель физической культуры

5.


Мониторинг состояния здоровья учащихся. Ведение паспорта здоровья класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся. Анализ заболеваний и их динамика.


В течение года

Кл. руководители, школьный медик

6.

Организация горячего питания в школьной столовой. Обеспечение бесплатным горячим питанием нуждающихся учащихся

Сентябрь

Кл. руководитель

7.

Учет посещаемости учащимися школы, пропусков уроков по причине болезни

В течение года

Кл. руководитель

8.

Создание благоприятного морально-психологического климата в классе

Систематически

Кл. руководитель, школьный психолог

9.

Участие класса в спортивных мероприятиях школы и города

По плану школы

Кл. руководитель ,учитель физической культуры

10.

Проведение подвижных перемен в начальной школе

В течение года

Кл. руководитель начальной школы

11.

Отслеживание активности участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы и города.


В течение года

Кл. руководитель ,учитель физической культуры

12.

Воспитание культуры здоровья как во время проведения классных часов, так и во внеурочное время

В течение года

Кл. руководитель

13.

Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.


В течение года

Кл. руководитель

14.

Пропаганда здорового образа жизни, предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей

В течение года

Кл. руководитель

15.

Осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи учащимся

Систематически

Кл. руководитель, школьный психолог

15.

Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения

По плану кл. руководителя

Кл. руководитель

16.

Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию


По плану кл. руководителя

Кл. руководитель

17.

Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков

По плану кл. руководителя

Кл. руководитель

18.

Организация дежурства по школе

По плану школы

Кл. руководитель, зам. директора по УВР

19.

Выпуск листовок «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду»

По плану мероприятий в школе

Кл. руководитель, редколлегия класса

20.

Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения

В течение года

Кл. руководитель

21.

Контроль соблюдения режима дня учащимися

Систематически

Кл. руководитель, родители класса

22.

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

По плану классного руководителя

Кл. руководитель, школьный психолог

23.

Организация индивидуальных консультаций для родителей

По плану классного руководителя

Кл. руководитель

24.

Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся. Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики здоровья учащихся


По плану проведения родительских собраний в школе


Кл. руководитель

25.

Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях

По плану классного руководителя и школы

Кл. руководитель



Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое даёт полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны соответствовать требованиям, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Список литературы:

Изменения в СанПин для школ на 2018-2019 учебный год

http://gimn3-prol.narod.ru/sanpin-2.4.2.2821-10-s-izmeneniyami-na-2018-2019-dlya-shkol.html

Алексеев С.В., Барышников Е.Н., Беловицкая Л.М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся. – СПб, СПбАППО, 2008. – 160 с.

Васильева Н.В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2006. – С. 9-11.

Татарникова Л.Г. «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 184 с. »

Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»

Татарникова Л.Г., Н.Г.Коновалова, С.И Сметанкина «Введение в педагогику здоровья»: Научно-методическое пособие. – СПб.; СПбАППО, 2006. – 252 с.

Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с

Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения: Аналитический обзов/ Серия:» Здоровье в школе»/ - Вып. 1.- СПб: ГБС(К)ОУ школа-интернат №(, 2013.-117с.

ИМЦ-ИНФО Информационный Бюллетень № 1-2 (36-37) ,СПб: 2011 г.

https://sch597s.mskobr.ru/files/programma_licova-2_1_-zamanova.pdf


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации