Комплексный подход к здоровьесбережению как составная часть педагогической практики в условиях реализации ФГОС
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. По ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов. Поэтому знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя.
Предлагаемая вниманию коллег методическая разработка, поможет систематизировать знания педагогов в вопросах здоровьесбережения детей в образовательном процессе.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Л ишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.
Здоровье наших учащихся тает на глазах, констатировали участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля 2019 года.
Лишь за последние 3 года их состояние заметно ухудшилось, а хроническая заболеваемость выросла в 1,5 раза,- уточнила замдиректора Национального исследовательского медицинского центра здоровья детей Анна Седова. Причем, опасной для детей, по ее словам, является даже сама альма-матер: «Так, в 2018 году почти половина наших школ были отнесены исследователями к группам значительного, высокого или потенциального риска ». Вот почему проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни так актуальны.
Как отметили участники круглого стола «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих сохранение здоровья школьников», прошедшего в Госдуме 19 июля 2019 года, самой большой бедой, чреватой гибелью школьников, является отсутствие в образовательных организациях штатных медиков. И все это вместе объясняет, почему российские школьники имеют худшие показатель здоровья, чем их сверстники других стран, где проходили соответствующие исследования Всемирной организации здравоохранения.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
Уровень учебной нагрузки на организм учащихся;
Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе;
Состояние внеурочной воспитательной работы в школе;
Уровень психологической помощи учащимся;
Состояние микроклимата в школе и дома;
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
Функции медицинской службы города и школы:
проведение диспансеризации и медосмотра учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок учащимся.
Функции администрации:
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
Под контролем директора школы:
Организация, поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы школы;
Обеспечение кадровой политики, направленной на привлечение и удержание профессиональных педагогов — специалистов в области физического воспитания;
Создание условий для возможно более широкого удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности, расширение сети секций и кружков;
Повышение авторитета физической культуры в глазах преподавателей, родителей и учащихся;
Обеспечение медико-психологического контроля над процессом физического воспитания учащихся во всех его формах;
Активизация усилий родительской общественности, направленных на создание в школе условий для оздоровления учащихся на основе системной, многоплановой работы;
Использование передовых методов и технологий физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
Под контролем завучей:
Рациональное составление расписания занятий с учётом общего допустимого объёма нагрузки на каждого школьника в течение одного дня;
Соблюдение гигиенических рекомендаций СанПин к расписанию уроков;
Составление плана планируемых предметниками контрольных работ из-за недопустимости проведения в течение одного учебного дня более двух работ одновременно;
Контроль над проведением Дней здоровья и других общешкольных мероприятий. Проведение данных мероприятий в условиях хорошей погоды и только по разработанному заранее сценарию;
Обобщение спортивных достижений учащихся. Спортивные успехи класса или отдельного ученика должны быть известны всей школе наряду с успехами в учебе; спортивный авторитет класса, школьной команды, чемпиона школы в том или ином виде спорта должен служить привлекательным примером для всех учащихся.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Под контролем классного руководителя должны быть:
Причины и длительность пропусков занятий учащимися, пропуски уроков физической культуры;
Степень взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательность занятий;
Активность участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы и города;
Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития;
Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).
Обязанности педагога – психолога:
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции;
Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;
В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития;
Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим;
Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы, родителями;
Участвовать в рассмотрении спорных вопросов в воспитании детей.
Обязанности педагогов – предметников:
Учет возрастных особенностей обучающихся и состояния здоровья детей данного класса;
Учет индивидуальных психофизических особенностей детей;
Структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
Обучение в малых группах (индивидуализация обучения); использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации;
Создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы (психологический климат урока);
Воспитание культуры здоровья;
Формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);
Опора в обучении на жизненный опыт ребенка, «присоединение» нового знания к прежнему знанию и опыту;
Применение в работе педагогов здоровьесберегающих технологий;
Использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
Здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог. Это бесспорно. Именно поэтому одним из важнейших направлений современных образовательных учреждений является здоровьесбережение учителя.
Прогнозируемая модель личности ученика.Модель выпускника первой ступени обучения 1-4 класс | Модель выпускника второй ступени обучения 5-9 класс |
знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. | знание основ строения и функционирования организма человека; отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности; стремление к физическому совершенствованию; знание изменений в организме человека в пубертатный период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного труда. |
Модель выпускника третьей ступени обучения 9-11 класс | стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, профессиональную заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности вредных привычек для своего здоровья; знание различных оздоровительных систем; поддержание здорового образа жизни; гигиена умственного труда. |
План работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
№ п\п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Сбор информации о состоянии здоровья детей. Оформление листков здоровья в электронном журнале. | сентябрь | Кл. руководитель, школьный медик |
2. | Обновление банка данных о заболеваемости учеников. | 1 раз в год | Кл. руководитель, школьный медик |
3. | Составление социального паспорта класса: - учащихся группы риска, - неблагополучных семей, - многодетных семей, - малообеспеченных семей, - неполных семей, - детей-инвалидов | сентябрь | Кл. руководитель |
4. | Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья | Октябрь-ноябрь | Зам. директора, школьный медик, кл. руководитель, учитель физической культуры |
5. | Мониторинг состояния здоровья учащихся. Ведение паспорта здоровья класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся. Анализ заболеваний и их динамика. | В течение года | Кл. руководители, школьный медик |
6. | Организация горячего питания в школьной столовой. Обеспечение бесплатным горячим питанием нуждающихся учащихся | Сентябрь | Кл. руководитель |
7. | Учет посещаемости учащимися школы, пропусков уроков по причине болезни | В течение года | Кл. руководитель |
8. | Создание благоприятного морально-психологического климата в классе | Систематически | Кл. руководитель, школьный психолог |
9. | Участие класса в спортивных мероприятиях школы и города | По плану школы | Кл. руководитель ,учитель физической культуры |
10. | Проведение подвижных перемен в начальной школе | В течение года | Кл. руководитель начальной школы |
11. | Отслеживание активности участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы и города. | В течение года | Кл. руководитель ,учитель физической культуры |
12. | Воспитание культуры здоровья как во время проведения классных часов, так и во внеурочное время | В течение года | Кл. руководитель |
13. | Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся. | В течение года | Кл. руководитель |
14. | Пропаганда здорового образа жизни, предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей | В течение года | Кл. руководитель |
15. | Осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи учащимся | Систематически | Кл. руководитель, школьный психолог |
15. | Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения | По плану кл. руководителя | Кл. руководитель |
16. | Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию | По плану кл. руководителя | Кл. руководитель |
17. | Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков | По плану кл. руководителя | Кл. руководитель |
18. | Организация дежурства по школе | По плану школы | Кл. руководитель, зам. директора по УВР |
19. | Выпуск листовок «Хочу быть здоровым!», «Скажи наркотикам нет», «Береги здоровье смолоду» | По плану мероприятий в школе | Кл. руководитель, редколлегия класса |
20. | Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения | В течение года | Кл. руководитель |
21. | Контроль соблюдения режима дня учащимися | Систематически | Кл. руководитель, родители класса |
22. | Индивидуальные беседы с детьми «группы риска» | По плану классного руководителя | Кл. руководитель, школьный психолог |
23. | Организация индивидуальных консультаций для родителей | По плану классного руководителя | Кл. руководитель |
24. | Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся. Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики здоровья учащихся | По плану проведения родительских собраний в школе | Кл. руководитель |
25. | Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях | По плану классного руководителя и школы | Кл. руководитель |
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое даёт полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны соответствовать требованиям, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Список литературы:
Изменения в СанПин для школ на 2018-2019 учебный год
http://gimn3-prol.narod.ru/sanpin-2.4.2.2821-10-s-izmeneniyami-na-2018-2019-dlya-shkol.html
Алексеев С.В., Барышников Е.Н., Беловицкая Л.М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся. – СПб, СПбАППО, 2008. – 160 с.
Васильева Н.В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2006. – С. 9-11.
Татарникова Л.Г. «Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 184 с. »
Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»
Татарникова Л.Г., Н.Г.Коновалова, С.И Сметанкина «Введение в педагогику здоровья»: Научно-методическое пособие. – СПб.; СПбАППО, 2006. – 252 с.
Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с
Актуальные здоровьесберегающие технологии для использования в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения: Аналитический обзов/ Серия:» Здоровье в школе»/ - Вып. 1.- СПб: ГБС(К)ОУ школа-интернат №(, 2013.-117с.
ИМЦ-ИНФО Информационный Бюллетень № 1-2 (36-37) ,СПб: 2011 г.
https://sch597s.mskobr.ru/files/programma_licova-2_1_-zamanova.pdf