Комплект КИМ по учебной дисциплине «Электрорадиоизмерения»

2
0
Материал опубликован 21 November 2021

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СВЯЗИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»

(ГБПОУ СРКВТ и Э)



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ СРКВТ и Э

___________________ А.В. Быков

«_____» _____________ 2019 года


Комплект контрольно-измерительных материалов

для проведения

экзамена

по учебной дисциплине

Электрорадиоизмерения

основной профессиональной образовательной программы

по специальности СПО 11. 02.01 Радиоаппаратостроение

базовой подготовки








Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 11. 02.01 Радиоаппаратостроение, программы учебной дисциплины «Электрорадиоизмерения»




Разработчик(и):


ГБПОУ СРКВТ и Э преподаватель И.В. Фурсов____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Рассмотрено на заседании цикловой комиссии информатики и вычислительной техники

Протокол № 2 от «10» октября 2019 г.

Председатель ЦК_______________________ / К.Б Михалькова /


Рассмотрено на заседании методического Совета

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МС __________________ Л.П. Антюфеева


Согласовано: заведующая учебной частью

___________________________ М.А. Григель

«_____» _________ 20____г.




1 Паспорт КИМ

1.1 Область применения КИМ

Комплект КИМ является частью фонда оценочных средств (ФОС) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 11. 02.01 Радиоаппаратостроение.

КИМ могут быть использованы для проведения итоговой аттестации по дисциплине электротехнические измерения с целью контроля и оценки знаний, умений и компетенций на этапе завершения изучения данной дисциплины.

1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки результата:


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки образовательных

результатов

У 1 - пользоваться контрольно-испытательной и измерительной аппаратурой;


-Умение применять аналоговые и цифровые измерительные приборы при измерении различных параметров электрических цепей;


У 2 - составлять измерительные схемы для проведения экспериментов;

-Умение применять метод непосредственной оценки электрической величины;

-Умение применять метод сравнения с мерой электрической величины;

-Правильный выбор режимов работы измерительных приборов

У 3 - подбирать по справочным материалам измерительные средства и измерять с заданной точностью различные электрические и радиотехнические величины;

-Умение классифицировать измерительные приборы по принципу действия, классу точности, роду тока;

-Умение выбирать определенный тип измерительного прибора в зависимости от поставленной задачи;

-Применение методов достижения максимально возможной точности при использовании существующей техники;

З 1- основные методы измерения электрических и радиотехнических величин;


-Формулировка основных понятий об измерениях;

-Перечисление основных видов средств измерений;

-Классификация основных методов измерений;

-Анализ достоинств и недостатков различных методов измерений;

З 2 - методику определения погрешности измерений и влияние измерительных приборов на точность измерений


-Перечисление видов погрешностей измерений;

-Обзор метрологических показателей измерений;

-Знание способов определения погрешностей измерений;

-Знание особенностей использования электронных измерительных приборов и их влияние на исследуемую схему;

-Определение типа измерительного прибора, позволяющего выполнить измерения с наибольшей точностью;

2. Оценка освоения учебной дисциплины

2.1. Форма аттестационных испытаний устная по билетам

2.2. Условия проведения аттестационных испытаний

1. Место проведения: лаборатория электрорадиоизмерений

2. Максимальное время выполнения каждого задания: 10 минут

3. Источники информации, разрешенные к использованию на экзамене - справочный материал, таблицы.


2.3. Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает способность анализа в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации. Ответ изложен литературным языком с использованием специальных терминов. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа. Имеет место высокий уровень выполнения практических задач. Задача решена верно.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. Демонстрирует знание специальной литературы в рамках учебного методического комплекса и дополнительных источников информации. Могут быть допущены 2-3 неточности, исправленные студентом с помощью преподавателя. Имеет место средний уровень выполнения практических задач. Допущены незначительные ошибки при решении задачи.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть значение обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции. Имеет место низкий уровень выполнения практических задач. Допущены ошибки при решении задачи.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Речь неграмотная, профессиональная терминология не используется. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента. Имеет место очень низкий уровень выполнения практических задач. Задача не решена.


3. Комплект контрольно-измерительных материалов


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Способы выражения погрешностей: абсолютная, относительная и приведенная погрешности.

2. Высокочастотные измерительные генераторы синусоидальных колебаний. Характеристики. Структурная схема высокочастотного генератора. Анализ схемы.

Задача. В режиме непрерывной линейной развертки на вход Y осциллографа подается синусоидальное напряжение с периодом 40 мкс. Переключатель «Время/дел» установлен в положение 5мкс/дел. Начертите, как будет выглядеть осциллограмма. Рассчитайте частоту сигнала.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У2, У3


1. Русские и международные обозначения единиц измерения. Кратные и дольные единицы.

2. Низкочастотные генераторы синусоидальных колебаний. Характеристики. Упрощенная структурная схема генератора на биениях. Анализ схемы.

Задача. Необходимо измерить напряжение 5 В с точностью 0,5%. Обеспечит ли заданную точность вольтметр с номиналом 10 B и классом точности 0,2?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Погрешности измерений. Причины появления погрешностей. Влияние измерительных приборов на режим работы в исследуемой цепи.

2. Генераторы синусоидальных колебаний: ГС и ГСС. Обобщенные структурные схемы.

Задача. При измерении частоты методом «пунктирного колеса» получена осциллограмма в виде окружности, состоящей из 5 штрихов. Определить частоту синусоидального напряжения, подаваемого на вход Z осциллографа, если частота развертки 1000 Гц.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Основные направления и принципы автоматизации электрорадиоизмерений.

2. Анализ спектра сигналов. Методы параллельного и последовательного анализа сигнала.

Задача. Начертить схему простейшего амперметра, состоящего из измерительного механизма магнитоэлектрической системы и шунта. Рассчитать сопротивление шунта, если сопротивление механизма 1000 Ом, а коэффициент расширения предела измерения по току 100


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, З2, У3


1. Понятие метрологии, единства измерений. Единицы измерения физических величин (система СИ).

2. Генераторы измерительных сигналов. Назначение. Классификация.

Задача. При измерении тока 50А допущена ошибка 2%. Определить абсолютную погрешность измерения.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У3


1. Магнитоэлектрический измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Измерительные генераторы инфранизких частот. Отличительные особенности. Упрощенная структурная схема генераторы инфранизких частот. Анализ схемы.

Задача. Вольтметр с номиналами 30 В, 100 В, 300 В и классом точности 0,5 использовали для измерения напряжения 50 В. Выбрать нужный предел измерения и рассчитать для этого предела абсолютную и номинальную погрешности.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3, З2


1. Классификация радиоизмерительных приборов.

2. Генераторы качающейся частоты и сигналов специальной формы.

Задача. Необходимо измерить напряжение 200 В с точностью 2%. Обеспечит ли заданную точность вольтметр с номиналом 300 В и классом точности 1,5?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Методы и средства измерений.

2. Измерение амплитудно - частотных характеристик. Структурные схемы измерителей АЧХ. Основные узлы и устройства измерителей АЧХ.

Задача. Вольтметр с номиналами 3 В, 10 В, 30 В и классом точности 2,5 использовали для измерения напряжения 25 В. Выбрать нужный предел измерения и рассчитать абсолютную и номинальную относительную погрешность.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2


1. Электродинамический измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Импульсные генераторы. Типы. Основные параметры импульсов. Структурная схема импульсного генератора. Анализ схемы.

Задача. Амперметр с номиналами 5 А, 10 А, 20 А использовали для измерения тока 6 А. Выбрать нужный предел измерения, рассчитать абсолютную и номинальную относительную погрешности, если класс точности амперметра 0,5.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Электромагнитный измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Измерительные генераторы сверхвысоких частот. Характеристики. Типы. Обобщенная структурная схема СВЧ — генератора. Анализ схемы.

Задача. Определить максимально допустимую абсолютную погрешность амперметра, если его предел шкалы составляет 10 А, а класс точности 1,5.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У3, З2


1. Индукционный измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Цифровые измерительные генераторы низких частот. Характеристики. Структурная схема и принцип её работы.

Задача. Необходимо измерить ток 5 А с точностью 0,5%. Обеспечит ли заданную точность амперметр с номиналом 10 A и классом точности 0,2?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Электронные вольтметры. Их особенности по сравнению с электромеханическими вольтметрами.

2. Измерение частоты с помощью фигур Лиссажу. От каких факторов зависит точность измерения частоты.

Задача. На базе измерительного механизма с номинальным током 100 мкА и сопротивлением механизма 1000 Ом построен вольтметр с добавочным сопротивлением 99 кОм. Определить номинальное напряжение вольтметра и его входное сопротивление.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Измерение тока. Включение амперметра в исследуемую цепь. Основное требование к амперметру.

2. Универсальный осциллограф. Назначение. Упрощенная структурная схема осциллографа. Назначение блоков.

Задача. Номинальный ток измерительного механизма 200 мА, внутреннее сопротивление механизма 5 Ом. Рассчитать сопротивление шунта, если необходим амперметр с номиналом 10 А.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1,З2, У2, У3


1. Амперметры на основе магнитоэлектрических измерительных механизмов. Способ расширения пределов измерения по току. Расчет сопротивления шунта.

2. Схема, устройство и принцип работы осциллографической ЭЛТ. Регулировки.

Задача. Определить величину добавочного сопротивления для прибора на 300 мВ с сопротивлением 3 кОм, если необходим вольтметр с номиналом 300 В.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У3


1. Измерение индуктивности. Методы измерений индуктивности. Принцип и порядок измерения.

2. Цифровой частотомер в режиме измерения периода и отношения частот.

Задача. Необходимо измерить ток 20А с точностью 2%. Обеспечит ли заданную точность амперметр с номиналом 30 А и классом точности 1.5?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Измерение токов высокой частоты. Особенности включения амперметров.

2. Принцип построения осциллограмм. Назначение и требования к напряжению развертки.

Задача. На приборе с номиналом 300 Вт и классом точности 2,5 получен отсчет 125 Вт. Определить реальную относительную погрешность в точке измерения и максимально допустимую абсолютную погрешность прибора.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З2, У1, У2, У3


1. Измерение напряжения. Включение вольтметра в исследуемую цепь. Основное требование к вольтметру.

2. Непрерывная линейная развертка в осциллографе. Требования к генератору развертки. Синхронизация.

Задача. Определить величину добавочного сопротивления для прибора на 500 мВ с сопротивлением 2 кОм, если необходим вольтметр с номиналом 250 В.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Измерительные механизмы логометров. Назначение. Конструктивные особенности. Принцип действия измерительных механизмов логометров.

2. Электронно - лучевые осциллографы. Назначение. Основные типы осциллографов.

Задача. Вольтметр с номиналами 0,3 В, 1 B, 3 В и классом точности 1,0 использовали для измерения напряжения 2,5 В. Выбрать нужный предел измерения и рассчитать абсолютную и номинальную относительную погрешность.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, З2


1. Вольтметры выпрямительной системы. Разновидности схем, их анализ.

2. Синусоидальная развертка в осциллографе. Получение осциллограмм в виде фигур Лиссажу.

Задача. На базе измерительного механизма с номинальным током 100 мкА и внутренним сопротивлением 450 Ом построен амперметр, у которого сопротивление шунту 50м. Определить номинал амперметра и внутреннее сопротивление амперметра.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Вольтметры на основе магнитоэлектрических измерительных механизмов. Способы расширения пределов измерения по напряжению. Расчет добавочных сопротивлений.

2. Ждущая развертка в осциллографе. Назначение линии задержки.

Задача. Определить сопротивление шунта для прибора на 300 мкА с сопротивлением 2 кОм, если необходим амперметр с номиналом 1,5 А.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 21

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Аналоговые электронные вольтметры переменного тока типа «Усилитель-детектор». Структурная схема, назначение блоков, анализ схемы.

2. Круговая развертка в осциллографе. Измерение частоты методом пунктирного колеса.

Задача. Требуется определить относительную и абсолютную погрешности установки частоты 90 Гц на генераторе Г3 - 107, если в его паспорте указана:

γдF =±(3 + (30/F))%.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У2, У3


1. Аналоговые электронные вольтметры переменного тока типа «Детектор-усилитель». Структурная схема, назначение блоков, анализ схемы.

2. Осциллографические методы измерения угла сдвига фаз.

Задача. Амперметр с номиналами 10 А, 30 А, 100 А использовали для измерения тока 20 А. Выбрать нужный предел измерения и рассчитать для этого предела абсолютную и номинальную погрешности, если класс точности амперметра 1,0.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З2, У1, У2, У3


1. Классификация электронных вольтметров в зависимости от их назначения (B1, В2 и т.д.). Краткая характеристика различных групп вольтметров.

2. Измерение коэффициента глубины AM модуляции осциллографическими методами.

Задача. Показания образцового амперметра 102 мА, а показания рабочего амперметра 100 мА. Определить абсолютную, относительную погрешности и поправку.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 24

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Цифровые вольтметры. Достоинства и недостатки по сравнению с аналоговыми вольтметрами. Обобщенная структурная схема цифрового вольтметра.

2. Измерение фазового сдвига компенсационным методом. Метод преобразования фазового сдвига в импульсы тока.

Задача. Рассчитайте элементы фазирующей RC- цепи, необходимой для получения круговой развертки и питаемой напряжением сети частотой 50 Гц, при заданном её входном сопротивлении Z = 100 кОм.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, З2


1. Структурная схема цифрового вольтметра с времяимпульсным преобразованием. Принцип работы. Временные графики.

2 Измерение фазового сдвига методом дискретного счета.

Задача. При измерении частоты с помощью фигур Лиссажу была получена осциллограмма в виде горизонтальной восьмерки. Частота образцового генератора, подключенного к входу У осциллографа 500 Гц. Определить измеряемую частоту.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 26

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, З2, У3


1. Измерение параметров сосредоточенных элементов электрорадиоцепей. Общие замечания. Основные и дополнительные параметры.

2. Цифровой частотомер. Структурная схема, назначение блоков.

Задача. При измерении частоты с помощью фигур Лиссажу была получена осциллограмма в виде вертикальной восьмерки. Частота образцового генератора, подключенного к входу У 2000 Гц. Определить измеряемую частоту.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 27

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2, У3


1. Измерение сопротивлений. Методы измерений сопротивления. Принцип и порядок измерения.

2. Цифровой частотомер в режиме измерения частоты. Точность измерения.

Задача. Вольтметр с номиналом 10 В и классом точности 0,5 использовали для измерения напряжения 2 В и 8 В. Определить номинальную относительную погрешность первого и второго измерений. Объяснить, почему значения погрешностей отличаются по величине.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 28

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, У1, У2, У3


1. Электростатический измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Стандарты частоты. Синтезаторы частот. Основные особенности. Типы. Структурные схемы. Анализ схем.

Задача. Определить класс точности вольтметра, если его номинал 100 В, а максимально допустимая погрешность составляет 1,2 В.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 29

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У2, У3


1. Ферродинамический измерительный механизм. Принцип работы. Достоинства и недостатки.

2. Измерительные генераторы шумовых сигналов. Назначение. Характеристики. Структурная схема измерительного генератора шумовых сигналов. Анализ схемы.

Задача. Необходимо измерить напряжение 20 В с точностью 2%. Обеспечит ли заданную точность вольтметр с номиналом 30 В и классом точности 1,0?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 30

Дисциплина Электрорадиоизмерения

Проверяемые результаты обучения: З1, З2, У1, У2


1. Амперметры выпрямительной системы. Разновидности схем, их анализ.

2. Отклонение луча ЭЛТ с помощью пластин. Чувствительность ЭЛТ.

Задача. Имеется вольтметр с номиналом 100 мВ и входным сопротивлением 2 кОм. Рассчитать добавочное сопротивление, если необходим вольтметр с номиналом 150 В.


13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации