Комплект развивающих карточек для детей старшего дошкольного возраста «Разные виды русских хороводов»
Комплект развивающих карточек "Разные виды русских хороводов"
Пояснительная записка
Развивающие карточки «Разные виды русских хороводов» предназначены для художественно-эстетического (музыкально-ритмического) развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Содержание комплекта:
16 цветных карточек, изображающих разные виды русских хороводов
16 карточек со схематическим изображением хороводов
На каждой карточке приклеен магнит для помещения карточек на магнитную доску
Карточки хранятся в открытой коробке для картотеки
Цель: закрепление знаний о видах русского хоровода
Задачи:
учить моделировать изображение хоровода
учить (закреплять) умение водить разные хороводы в соответствии с представленной карточкой-схемой: вокруг персонажа (именинника, деда Мороза, солнышка), вокруг объекта (ёлочка, берёзка, кукла Масленица), с предметами (шали, платочки, ленты («Карусель»), один «простой», один с «воротцами», «улиткой», два, три хоровода рядом, два хоровода противоходом, два хоровода-«воротца»
Тип занятия: фронтальное занятие, занятие с подгруппой
Ожидаемые результаты
Дети научатся моделировать изображения хороводов
У детей сформируется умение водить разные виды русских хороводов в соответствии с моделью, представленной на карточке (на начальном этапе – картинка, затем – схематическое изображение)
У детей закрепится понятие о видах хороводов, о соответствии вида хоровода и определённого события (именины – хоровод «Каравай», Новый год – хоровод вокруг Деда Мороза, весенний праздник – хоровод вокруг берёзки и др.)
Инструкция по использованию карточек
Фронтальное занятие
Работа с карточками на фронтальном занятии ограничена по времени, так как необходимо перейти к другим видам музыкальной деятельности, по времени эта работа должна занимать не боле 10 минут. Если это доминантное занятие, то работа с карточками может длится до 15 -17 минут, не следует всё занятие посвящать работе с карточками, чтобы интерес у детей не исчез в дальнейшем.
Вариант 1
Музыкальный руководитель демонстрирует карточку-картинку и предлагает определить, какой вид хоровода сейчас будут вести дети. Например, один хоровод с «воротцами». Музыкальный руководитель помогает выбрать детей, которые будут изображать «воротца», дети ведут хоровод и исполняют песню. Затем музыкальный руководитель демонстрирует вторую карточку-картинку, например, два хоровода «противоходом». Дети водят хоровод.
Музыкальный руководитель помещает карточки-картинки на магнитную доску, прибавляя карточку-картинку с изображением «простого» хоровода. Рядом на столе помещает карточки-схемы. Музыкальный руководитель объясняет, что хочет все картинки превратить в «секретные» хороводы, значение этих картинок будут знать только дети, это будет небольшая тайна, прикрепляет рядом с картинкой «простого» хоровода карточку-схему (один круг), объясняя, что этот хоровод похож на круг. Далее просит кого-то из детей найти на столе «секретную» карточку к картинке хоровода с «воротцами», к картинке двух хороводов. Музыкальный руководитель хвалит детей, обещает, что на следующих занятиях они будут подбирать «секретные» карточки к другим картинкам.
Вариант 2
Музыкальный руководитель делит группу детей на две подгруппы, раздаёт первой подгруппе карточки-картинки, а второй карточки-схемы, просит найти себе пару, т.е. составить модель хоровода, затем выбирает детей с теми карточками хоровода, который запланировано выучить или закрепить.
Вариант 3 (доминантное занятие)
Музыкальный руководитель размещает в зале несколько карточек-схем (не более 3-х) и просит найти (кто быстрее) карточку, изображающую хоровод-«улитку», ребёнок приносит карточку, дети ведут хоровод. Затем дети находят другую карточку, например, карточку «хоровод вокруг персонажа», играют в игру «Солнечные зайчики» (вокруг солнышка). Третий ребёнок приносит карточку-схему «хоровод с платочками», мальчики садятся на стулья, девочки ведут хоровод.
Вариант 4 (доминантное занятие)
Некоторые карточки со схемами хороводов (второй набор карточек) прикрепляются на грани кубика. Дети стоят по кругу, один из детей кидает кубик, какая схема хоровода выпала на верхней грани кубика, тот хоровод и ведут дети. Этот вариант игры целесообразно проводить в конце года, летом, когда с детьми разучено достаточное количество хороводных игр и хороводов.
Работа с подгруппой (девочками или мальчиками)
Музыкальный руководитель помещает на магнитную доску карточки-картинки хороводов, а карточки-схемы помещает на столе и просит девочек взять любую карточку и составить пару (картинка хоровода – схема хоровода) на магнитной доске. Затем просит выбрать карточки-схемы хороводов только для девочек, девочки ведут хоровод, например, с шалями.
Фотографии карточекФото 1
Фото 2
Фото 3
Картотека обучающих карточек
Мезенцева Ирина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Лапина Светлана Александровна