Набор развивающих карточек для детей старшего дошкольного возраста«Фрукты – овощи»
Пояснительная записка
Дисциплина: логопедия.
Тема: фрукты, овощи.
Рекомендуемый возраст: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Цель: развитие логического мышления и зрительно-пространственного восприятия, внимания.
Задачи:
1. Развитие образного логического мышления путем соотнесения модели с конкретным предметом, мыслительных операций классификации предметов.
2. Развитие зрительно-пространственной ориентировки путем соотнесения схемы с признаком (модели или предмета).
3. Активизация словаря по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде.
Рекомендуемый тип занятия: совместная индивидуальная или подгрупповая деятельность педагога с ребенком (детьми).
Требуемые для работы знания и умения ребёнка: знать названия овощей и фруктов, определять их характерные признаки (форма, цвет, размер) и соотносить образ с предметными картинками.
Ожидаемые результаты: ребенок ориентируется в схеме задания, выделяет характерные признаки объекта, соотносит выделенные признаки с ренальным предметом.
Отведенное время на работу с карточками: 20 мин.
Инструкция по использованию карточек
1 шаг. Работа с основной картой. Знакомство с символами. (Рис.1)
Ребенку (детям) предлагается рассмотреть основную карту. Обговаривается значение символов:
Круг – предмет круглой формы, треугольник – предмет треугольной формы, овал – предмет овальной формы.
Желтое пятно – предмет желтого цвета, зеленое пятно – предмет зеленого цвета, красное пятно – предмет красного цвета, оранжевое пятно – предмет оранжевого цвета.
Большой шар – предмет большого размера, маленький шар – предмет маленького размера.
2 шаг. Работа с основной картой. Знакомство с шифром. (Рис.1,2)
Обращается внимание на линии решетки и их значение. У каждого признака – свое символическое значение (свой шифр). Шифр – подсказка ребенку не предъявляется. Ребенок зрительно соотносит шифр с признаком.
3 шаг. Выполнение задания.
Ребенку предлагается отгадать зашифрованные загадки (Рис 3-5). Отгадка - это известный ребенку фрукт или овощ.
Например: загадка №1. Символы: круглый зеленый большой. Что это?
(арбуз, капуста). Далее ребенок выбирает предметные картинки (Рис.6-7) и кладет рядом со схемой.
После решения одной загадки ребенку предлагается правильно подобрать признаки к предмету: арбуз круглый зеленый большой. Капуста круглая зеленая большая.
Далее предлагается вторая загадка (количество загадок зависит от уровня усвоения задания ребенком).
4 шаг. Классификация.
Педагог предлагает разделить картинки на две группы: подходящие с подходящими. Здесь возможны варианты группировки: овощи – фрукты, большие – маленькие.
Далее предлагается найти лишнюю картинку и обосновать свой ответ (лишняя картинка – арбуз, это ягода).
5 шаг. Придумывание символической загадки самостоятельно ребенком, составление схемы по выбранному предмету.
6 шаг. Рефлексия игры (на усмотрение педагога).