12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прибыткова Анжелика Николаевна1554
Россия, Архангельская обл., Красноборск

Комплект дидактических карточек «Буду все о звуках знать!»

c1586502061.png
​​​​​​​

Пояснительная записка

В настоящее время обучение детей грамоте осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Как показывает практический опыт работы, основная трудность, которую испытывают дети старшего дошкольного возраста при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные звуки от согласных в слове. Для многих детей 5-7 лет усвоение понятий о гласных и согласных, звонких и глухих, твердых и мягких звуках является довольно сложным процессом. В связи с этим был разработан комплект дидактических карточек, который поможет старшим дошкольникам закрепить представления о звуках родного языка, научит давать им правильную характеристику и, как следствие этого, проводить звуковой анализ слова.

Цель пособия: формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к обучению грамоте.

Задачи:

- закреплять представления детей о гласных и согласных звуках;

- учить характеризовать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости;

- автоматизировать правильное произношение звуков в речи;

- развивать фонематический анализ и представления;

- знакомить детей с буквенным изображением звуков.

Пособие предназначено для детей 5-7 лет.  Данный комплект карточек может быть использован в качестве организационного момента и как отдельное задание на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации звуков и развитию фонематических процессов или как дидактическое упражнение в целях закрепления знаний об определенном звуке на занятиях по подготовке к обучению грамоте (5-7 минут).

Для работы с карточками ребенку необходимо иметь первоначальные представления о гласных и согласных звуках и ассоциируемых с ними символах (Р - тигр рычит, Х - греем руки и т.д.)

В результате работы с карточками дети научатся дифференцировать гласные и согласные звуки, различать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, определять наличие и место звука в слове, познакомятся со звонкими звуками, оглушаемыми в конце слова, запомнят буквы, которыми обозначаются соответствующие звуки.

Пособие состоит из 30 заламинированных карточек и вспомогательных карточек меньшего размера. Для звуков, произношение которых нарушается у детей дошкольного возраста чаще всего (свистящие, сонорные), имеющих мягкие пары, карточки разработаны отдельно (С-Сь, З-Зь, Р-Рь, Л-Ль), что позволит чаще использовать их на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Для звуков раннего онтогенеза предусмотрена одна карточка для твердого и мягкого звука. Для фронтальной работы над конкретным звуком нужные карточки можно распечатать в необходимом количестве.

Пример работы с карточкой: ребенок берет карточку со звуком Щ, объясняет, что песенка щетки - это звук Щ. Далее делает выбор необходимого символа (гласный или согласный звук) и кладет маленькую карточку на соответствующую ячейку (в данном случае изображение сомкнутых губ - звук Щ согласный). Затем ребенок выбирает гномика определенного цвета (Звук Щ - мягкий, выбирает зеленого гномика). Следующий шаг - определение звонкости-глухости. Звук Щ - глухой, выбираем карточку с перечеркнутым колокольчиком, кладем на нужную ячейку. Далее ребенок объясняет, что звук Щ обозначается на письме буквой Щ. Следующим этапом будет выбор картинок с заданным звуком в начале, конце и середине слова (щетка, пещера, плащ и др.). Ребенок говорит о том, что данный звук может находиться в начале, конце и середине слова.

Вариант: для более подготовленных детей и на поздних этапах обучения возможно использование только основных карточек (рассказывание о звуке по схеме).

Примечание:если ребенок работает с карточкой звука Ы, то схема с этим звуком в начале слова закрывается пустой карточкой, т.к. это звук не может стоять в начале слова. Также пустой карточкой закрывается схема со звонким звуком в конце слова (Б, Г, Д, Ж и т.д.), т.к. в конце слов они оглушаются.


Фото пособия:

t1586420257aa.jpg

Карточки простых согласных звуков


t1586420257ab.jpg

Карточки сложных согласных звуков


t1586420257ac.jpg

Карточки гласных звуков



t1586420257ad.jpg

Дополнительные карточки для определения позиции звуков в слове

t1586420257ae.jpg

Дополнительные карточки-символы звуков


t1586420257af.jpg

​​​​​​​ Пример работы с карточками

Список использованных источников


1. Буквы и цифры - все разделы. - Режим доступа: http://doshkolenok.net/vr-Bukvi_i_tsifri.html

2. Гласные буквы - презентация онлайн. - Режим доступа: https://ppt-online.org/220678

3. Красивые шаблоны русских букв и цифр. - Режим доступа: http://www.mamin-sekret.ru/shablony/116-krasivye-shablony-russkikh-bukv-i-tsifr

4. Яндекс.Картинки: поиск изображений в интернете, поиск по картинке. - Режим доступа: https://yandex.ru/images/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.