12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акулова Ирина Григорьевна49
Учитель физики. Пенсионер. Но работа не отпускает...
Россия, Ханты-Мансийский АО, Покачи

Комплект заданий по теме "Тепловые явления" ( 8 класс, при работе с учебником)для формирования УУД

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. Меняется цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями. Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

Разработанный мной комплект заданий по теме "Тепловые явления" - 8 класс (при работе с учебником) можно применять для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных учебных действий. Некоторые задания предусматривают формирование одновременно нескольких учебных действий. Например, задание 1 направлено на формирование ценностно-смысловой/ моральной ориентации, а именно – бережного отношения к природе, но также на умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме (письменная и устная коммуникация). В задании 2, кроме коммуникативных умений, предусматривается формирование чувства гордости за свою Родину, народ и его достижения.

Задания на развитие коммуникативных учебных действий направлены на формирование умения

*отвечать на поставленные вопросы

*оформлять свои мысли в устной и письменной форме

*придерживаться определённого плана при изложении мысли

*формулировать собственное мнение/позицию

*задавать вопросы с достаточной полнотой и точностью

*взаимодействовать в группе согласно условиям

*адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Задания на развитие регулятивных учебных действий направлены на формирование умения

*выполнять работу в соответствии с заданным планом

*выполнять учебные действия, необходимые для решения учебной задачи,

*планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы

*высказывать предположения на основе наблюдений

*высказывать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их

*составлять план решения учебной проблемы

*осуществлять взаимный контроль / взаимопроверку

*сличать способ действия и результат с заданным эталоном

*контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Комплект заданий ориентирован на учеников с разным уровнем подготовки. Включает в себя задания, где нужно проявить не только знания, но и творческие способности (задания 5, 26), а также задания на воспроизведение полученной информации (задания 15, 31).

Ориентируясь на мою разработку можно самостоятельно составлять подобные задания по другим темам школьного курса физики.

Задания на развитие коммуникативных универсальных учебных действий

Задание 1

Используя таблицу 3. Температура плавления некоторых веществ на стр.39 придумай и задайте несколько (3-5) вопросов своим одноклассникам по теме «Плавление и отвердевание кристаллических тел».

Задание 2 (для парной работы)

Используя имеющееся на столах оборудование, выполните задания на стр.51. Обсудите результаты опытов и сделайте выводы.

Оборудование: стеклянная пластинка, пипетка, сосуды с водой, маслом, одеколоном, корректирующая жидкость на водной основе, листы бумаги.

Задание 3

Придумайте небольшой рассказ или сказку, напишите стихотворение. При этом нужно использовать такие слова: облака, роса, испарение, конденсация, кипение.

Задание 4

Придумайте небольшой рассказ о тепловых явлениях, при написании которого используются такие слова и словосочетания: нагревание, охлаждение, количество теплоты, теплопроводность.

Задание 5 ("Верю - не верю")(для парной или групповой работы)

Этот прием можно использовать на любом этапе урока, как при работе учителя с классом "учитель - ученик" , так и в групповой работе "ученик - ученик". Например:

Прочитай параграф 16 Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Используя полученную информацию, придумай для своего товарища 5-7 вопросов, начинающихся словами: «Веришь ли ты, что…». Задай эти вопросы соседу по парте и сверь его ответы со своими.

Задание 6

Часто ученикам трудно устно отвечать и описывать какие-либо явления. Можно предложить им сделать это по заранее составленному плану.

Расскажи о явлении теплопроводности, используя следующий план ответа.

1.Дай определение явления. (Внешние признаки явления)

2.Как воспроизвести и понаблюдать явление. (Приведи примеры)

3.Объясни явление на основе молекулярного строения вещества.

4.Как проявляется явление для разных агрегатных состояний вещества. (Приведи примеры)

5.Учет и использование явления на практике.

Задание 7

Важно, чтобы ученики могли оценивать свои ответы и ответы одноклассников. Поэтому они могут выступать в качестве рецензентов. А чтобы их рецензии были более аргументированы, можно предложить им следующий план.

Дайте рецензию ответа своего одноклассника, придерживаясь плана:

1)Полнота ответа

2)Логика изложения

3)Наличие (отсутствие) фактических ошибок в изложении

4)Языковая грамотность

5)Наличие примеров

6)Оценивание ответа

Задание 8 (для групповой и индивидуальной работы)

Составьте кроссворд по теме «Способы изменения внутренней энергии. Виды теплопередачи».

Задание 9 (для парной работы)

Прочитайте параграф 12 «Агрегатные состояния вещества». Проведите взаимный опрос с товарищем по парте. Можно использовать вопросы в конце параграфа.

Задание 10

Прочитайте текст на стр. 21. «Это любопытно… Теплопередача и растительный мир». Найдите дополнительную информацию в интернете и подготовьте сообщение на тему «Парниковый эффект на нашей планете».

Задание 11 (Пинг-понг) (для парной или групповой работы)

Подготовьте дома простые вопросы по теме параграфа 19 «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха».

Вариант 1.Во время урока два ученика выходят к доске и по очереди задают друг другу подготовленные вопросы. В игре задействуется небольшой мячик. Учитель оценивает вопросы и ответы учеников.

Вариант 2. Ученик задает вопросы одноклассникам, бросая им мяч. Одноклассники отвечают и возвращают мяч назад ученику. Учитель оценивает оригинальность вопросов и качество ответов. Если нет ответов, то ученик сам отвечает на поставленный вопрос.

Задание 12 (для групповой работы)

На заданную букву напишите термины, начинающиеся с неё, объясните их физический смысл, дайте краткую характеристику.

Например, «Т»:

- температура (физическая величина, характеризующая степень нагретости тела, зависит от скорости движения молекул, измеряется термометром в оС);

- термометр (прибор для измерения температуры);

- тепловое движение (беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, зависит от температуры тела);

- теплообмен или теплопередача (способ изменения внутренней энергии тела, процесс изменения внутренней энергии тела без совершения работы над телом или самим телом);

- теплопроводность (явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при непосредственном контакте, различна у разных веществ, хорошая у металлов, плохая у газов, не возможна в вакууме);

- термос (сосуд, использующийся для сохранения пищи горячей или холодной);

- точка росы (температура, при которой пар становится насыщенным; температура, при которой появляется роса)

«К»:

- количество теплоты (энергия, которую тело получает или теряет при теплопередаче, измеряется в джоулях, зависит от массы тела);

- конвекция (вид теплопередачи, явление переноса энергии струями жидкости или газа, невозможна в твердых телах и в вакууме);

- кристаллизация (процесс перехода вещества из жидкого состояния в твердое, у кристаллических тел происходит при постоянной температуре, сопровождается выделением энергии);- кипение (один из видов парообразования, происходит при определенной температуре, сопровождается образованием пузырьков пара по всему объему жидкости);

- конденсация (процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое, это выпадение дождя, сопровождается выделением энергии)

- кипение (интенсивное парообразование по всему объёму жидкости, сопровождающееся образованием пузырьков, заполненных паром, поднимающихся вверх)

Задание 13 (Игра "Физическое домино") Игра используется для парной и индивидуальной работы при закреплении материала по пройденной теме. Для игры готовится четное число карт, каждая из которых делится на две части. Играющие по очереди выставляют свои карты так, чтобы каждая следующая карта была логически связана с предыдущей.

t1669580613aa.gif

t1669580613ab.gif

t1669580613ac.gif

t1669580613ad.gif

t1669580613ae.gif

t1669580613af.gif

t1669580613ag.gif

t1669580613ah.gif

t1669580613ai.gif

t1669580613aj.gif

Задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий

Задание 1

Прочитайте параграф 16 «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар» на стр.47 и составьте краткий конспект по тексту.

Задание 2

Реши задачи из упр.8 №2 на стр.29 (Параграф «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении»). В качестве примера по оформлению решения используй задачу, разобранную в параграфе.

Задание 3 (для парной работы)

Выполните задание «Проверь себя» на стр. 73 и проведите взаимную проверку теста своего товарища по парте.

Задание 4

Найдите соответствия между явлениями, выписанными в первом столбце и особенностями их проявления, написанными во втором столбце.


Название явления

Утверждения

А) Кипение

Б) Испарение

1) происходит при определенной температуре.

2)происходит при любой температуре

3)зависит от площади поверхности жидкости

4)не требует постоянного источника тепла и никогда не прекращается,

5)температура жидкости понижается

6)температура жидкости не меняется

7)зависит от температуры жидкости

8)это процесс парообразования

9)прекращается без подвода к жидкости тепла

Задание 5 (Игра "Найди дорогу")

Найдите соответствия между обозначениями физических величин, и их названиями и единицами измерения.

Обозначение

Название

Единица измерения

А) Q

1) Удельная теплота парообразования

Е) t1669580613ak.gif

Б) q

2) Удельная теплота плавления

Ж) Дж

В) L

3) Количество теплоты

t1669580613al.gif

Г) ʎ

4) Удельная теплоемкость

t1669580613am.gif

Д) С

5) Удельная теплота сгорания

t1669580613an.gif

Задание 6 (для индивидуальной, парной и групповой работы)

Решите кроссворд наоборот. Придумайте формулировки к словам, записанным в кроссворде.

t1669580613ao.png

Задание 7

Прочитайте на стр.20 текст «Это любопытно…» Термос.

Ответьте на вопросы:

1)Как устроен термос?

2)Какой вид теплопередачи замедляет пробка?

3)Какой вид теплопередачи замедляют зеркальные стенки?

4)Для чего в термосе изготавливают колбу с двойными стенками?

5)Можно ли термос использовать для хранения холодных напитков, мороженого, льда?

6)Почему пища в термосе все-таки охлаждается?

Задание 8

Прочитайте на стр.42 «Это любопытно… Аморфные тела. Плавление аморфных тел». Подготовьте сообщение по теме параграфа.

Задание 9

Придумайте две задачи на расчет количества теплоты. При оценке задачи учитывается оригинальность, познавательная ценность, занимательность «сюжета», точность и удачность формулировок. Лучшие задачи будут зачитаны и решены на уроке.

Задание 10

Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе.

Задание 11 (для индивидуальной, парной и групповой работы)

Данный методический прием использую при завершении изучения какой-либо темы, когда материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам. Прошу найти в тексте (задании, задаче) ошибки. Выявление таких ошибок способствует развитию критического мышления учащихся, указывает на глубокое знание предмета. Этот же методический прием можно применить на внеклассном мероприятии в командной игре. Каждая команда для своих соперников заранее готовит текст с ошибками по определенной теме. На занятии (игре) можно обменяться текстами. Польза двойная и обоюдная - чья команда больше спрячет ошибок и кто больше и быстрее найдет.

Например : Найдите ошибки в тексте и объясните их.

Я проснулся рано утром. Принял теплый душ и решил сразу не вытираться полотенцем. Хотелось подольше ощущать тепло воды на своем теле. После душа я позавтракал, а потом подошел к окну, чтобы посмотреть температуру на термометре. Наши окна выходят на север, поэтому солнце светило прямо в комнату. Термометр показывал 0оС. Весна входила в свои права. По дороге возле дома бежали ручьи, таял снег. Хотелось провести выходной день активно. Поэтому я со своими друзьями направился в лес на лыжную прогулку. Мы шли по лыжне очень быстро, но я почему-то замерз. В черте города снег был грязный, и его было ещё много, а в лесной зоне оказалось, что снег уже почти весь растаял. Небольшие снежные островки оставались только на склонах.

Задание 12

Используя таблицу 3 «Температура плавления некоторых веществ» ответьте на вопросы.

1)Какое вещество, находясь в жидком состоянии, может заморозить воду?

2)Температура железа 1500 оС. В каком агрегатном состоянии находится железо?

3)Температура олова 400 оС. В каком агрегатном состоянии находится олово?

4)Можно ли кусочек серебра расплавить в алюминиевой ложке?

5)Чему равна температура отвердевания свинца?

6)Какие металлы могли бы расплавиться у вас на ладони?

7)Можно ли для измерения температуры воздуха на улице пользоваться ртутным термометром?

Задание 13

Используя таблицу 2 «Удельная теплота сгорания некоторых видов топлива» на стр. 31, ответьте на вопросы.

1)Чему равна удельная теплота сгорания антрацита? Что это означает?

2)Какое количество теплоты выделится при сгорании 3 кг антрацита?

3)Какой вид топлива из приведенных в таблице является самым энергоемким?

4)При сгорании какого топлива выделяется меньше всего энергии?

5)Какие виды топлива эквивалентны друг другу?

Задание 14 (Физическое лото)

На карточках написаны формулы и физические величины. (Карточки разрезаются отдельно друг от друга) Нужно привести их в соответствие и составить пары. Разобрать все возможные варианты.

C/mt
=

Q
Lm
q
Q/л
m
Q/m


Задание 15 (на тренировку памяти и развитие логики )

Часто ученикам при проверке знаний предлагаю дополнить знакомый текст словами.

Например:

Допиши знакомый тебе текст параграфа. Вставь вместо пропусков недостающие слова.

Внесем в огонь конец деревянной палки. Через некоторое время он …(1), другой же конец останется …(2). Значит, дерево обладает …(3) теплопроводностью.

Поднесём к пламени спиртовки конец тонкой стеклянной палочки. Через некоторое время он …(4), другой же конец останется …(5). Следовательно, и стекло имеет …(6) теплопроводность.

Металлы …(6) проводят тепло, т.е. имеют …(7) теплопроводность.

Следует помнить, что при теплопроводности не происходит переноса …(8) от одного конца тела к другому.

Возьмём пробирку с водой и станем нагревать её верхнюю часть. Вода у поверхности скоро …(9), а у дна пробирки за это время она только …(10). Значит, у жидкостей теплопроводность …(11), за исключением ртути и расплавленных металлов.

Расстояние между молекулами газа ещё больше, чем у жидкостей и твёрдых тел. Следовательно, теплопроводность у газов ещё …(12).

Итак, теплопроводность у различных веществ …(13).


Список используемой литературы

1.Ланина И.Я. 100 игр по физике: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 224 с.

2.Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы: Дидактический материал / Н.А.Родина, Е.М. Гутник, И.Г. Кирилллова; Под.ред. Н.А.Родиной. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 127 с.

3.Перышкин А.В. Физика. 8класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Дрофа,2013

4.Физика . Все для учителя! Научно-методический журнал, №9 , сентябрь, 2011

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Размер файла: 1007.38 Кбайт

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.