Обобщающее занятие по теме «Тепловые явления» (Физика, 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
План-конспект урока
ТЕМА УРОКА
«Тепловые явления»
ФИО учителя - Торопова Наталья Валерьевна.
Место работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок».
Должность - преподаватель.
Предмет – физика.
Класс – 8 класс.
Тема и номер урока в теме – урок №24 - Зачет по теме «Тепловые явления», тема «Тепловые явления».
Базовый учебник – А.В. Перышкин, Физика 8, издательство «Дрофа» Москва, 2004 года.
Цель урока: обобщить, систематизировать знания по теме «Тепловые явления», совершенствовать навыки решения задач различного типа, расширить кругозор учащихся через различные формы учебных взаимодействий.
Задачи урока:
Образовательная: систематизация и обобщение получение взаимосвязи между параметрами, характеризующими тепловые процессысостояние термодинамической системы и ознакомление с тепловыми процессами; умение на практике устанавливать взаимосвязь между параметрами термодинамической системы.
Развивающая: формирование и развитие внимания, мышления и умения анализировать полученную информацию, видеть проявление изученных закономерностей в быту и технике.
Воспитательная: организация коммуникативного взаимодействия для приобретения обучающимися навыков самоорганизации, работы в группе, уважения мнения участников процесса обучения, проявления инициативы.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Методы обучения: индивидуальные практические задания, словестный, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы обучающихся: самостоятельная работа, работа с текстом, работа с формулами, групповая работа с графиками, работа с ресурсами ЭОР (ОМС)..
Необходимое техническое оборудование: урок проводится в кабинете, оснащенном компьютером, мультимедийным проектором, ноутбуком.
Методическое сопровождение урока: презентация к уроку «Игра по станциям» (Приложение 1), оценочные листы (Приложение 2), электронный оценочный лист (Приложение 3), задания для станции «Графики» (Приложение 4), задания для станции «Формулы» (Приложение 5), задания для станции «Определения» (Приложение 6), задания для станции «Текст» (Приложение 7), задания для станции «Тепловые машины» (Приложение 9 - ЭОР), задания для станции «Задачи» (Приложение 8 -ЭОР), маршрутные листы (Приложение 10), зачетные листы (Приложение 11).
Подготовительная организационная часть урока: в классе выбираются 6 обучающихся, которые будут ассистировать учителя во время урока. Весь класс разбиваем на пары, тройки (в зависимости от количества обучающихся в классе).
Структура урока и ход урока:
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Организация начала урока. |
Презентация к уроку (слайды 1). |
Приветственное слово учителя, представление ассистентов (демонстрация слайда 1) |
Восприятие |
2 |
2 |
Целеполагание |
Презентация к уроку |
Актуализация знаний обучающихся по теме «Тепловые явления». (Демострация слайда 2). |
Формулировка цели урока |
2 |
3 |
Усвоение новых способов действий. |
Презентация к уроку |
Демонстрация презентации, объяснение правил и последовательности действий обучающихся на уроке (Демонстрация слайдов 5-9). |
Подготовка к выполнению заданий. |
3 |
4 |
Основная часть урока |
Организация деятельности, корректировка деятельности обучающихся и ассистентов. |
Выполнение заданий на станциях. |
30 |
|
6 |
Контроль, проверка и самопроверка знаний. |
Электронный оценочный лист |
Проверка выполнения работы всеми обучающимися и достижения ими планируемых результатов обучения. (демонстрация оценочного листа в электронном виде) |
Выполнение заданий и упражнений на закрепление темы. |
3 |
7 |
Подведение итогов занятий. |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока. |
Оценка ассистентов урока |
3 |
|
8 |
Информация о домашнем задании. |
Презентация к уроку |
Пояснение домашнего задания (слайды 14). |
Запись домашнего задания |
1 |
9 |
Рефлексия |
Презентация к уроку (слайды 15). |
Объяснение формы рефлексии «сиквейн» |
Составление сиквейна |
1 |
Ход урока:
Организация начала урока:
Здравствуйте! Здравствуйте и садитесь все те, кто пришел сегодня в хорошем настроении и готов объять необъятное, а также все те, кто встал с левой ноги и думает, что сегодня ужасный день – это можно исправить. Здравствуйте все те, кто ждет чуда от наступившего дня и не ждет его.
Демонстрируется слайд 1. На слайде изображение костра – гиперссылка на видеофрагмент «Двенадцать месяцев».
Наш мир настолько необычен и в то же время привычен, что вспоминаем мы о нем только тогда, когда его нам чего-то не хватает. Явления и процессы нас окружающие - это наша среда и необходимый фактор нашей жизнедеятельности. Воздухом мы дышим и получаем для нашего организма кислород, воздух нас охлаждает и нагревает, переносит влагу и ароматы цветов. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру «Тепловых явлений и агрегатных превращений».
Учитель задает вопросы по просмотренному фрагменту:
Какие физические явления вы наблюдали в продемонстрированном фрагменте? (Предположительные ответы обучающихся: нагревание, охлаждение, плавление, замерзание, кристаллизация, температура и т.д.).
Как можно описать явления? (Предположительные ответы обучающихся: при помощи уравнений, графиков, постоянных различных веществ).
Я предлагаю вам отправится на поиски «подснежников», как сделала это героиня нашего фрагмента. ПутешествиеА путешествие каждый из вас начнет со своей станции. На каждой станции вас будет ожидать мой ассистент, который будет оценивать, на сколько хорошо вы ориентируетесь в данной местности. Ваши «подснежники» - это ваши знания, приобретенные в ходе изучения темы «Тепловые явления».
Целеполагание:
Посмотрите на карту страны и ответьте, какие знания в ходе путешествия вам понадобятся.
(Обучающиеся – формулирую цель и задачи урока, учитель демонстрируетдемострирует на экране слайд с целью и задачами урока ).
Освоение способов действий:
Каждый из вас отправляется со своей станции. В течение урока вам необходимо пройти все станции. На прохождение станции вам отводится 5 минут. Через каждые 5 минут хранитель времени (может выступать сам учитель) дает сигнал и вы отправляетесь на другую станцию. На станции вы выполняете задания, которые дают вам ассистенты. Ваша оценка заносится в зачетную книжку и оценочный лист, компьютер в конце урока выведет вам общую оценку за путешествие.
Основная часть урока:
Прохождение станций.
«Графики».
«Формулы».
«Определения».
«Задачи».
«Текст».
«Тепловые машины».
Содержание заданий:
«Графики»: анализ тепловых процессов по графику - какие процессы изображены на графике и для какого вещества. Критерии оценки: 4 вопроса – «5», 3 вопроса «4», 2 вопроса – «3», 1 вопрос – «2».
«Формулы»: написать формулы, соответствующие агрегатному переходу.
«Определения»: поставить соответствие между физическим процессом или параметром и определением. Критерии оценки: 9-10 определений – «5», 8-7 – «4», 6-5 – «3», 3-4 – «2».
«Задачи»: выбрать уровень сложности и решить задачу. Критерии оценки: уровень 1 – «3», уровень 2 – «4», уровень 3 – «5».
«Текст»: повести анализ предложенных текстов, выяснить, какие физические процессы проиллюстрированы в данном отрывке. Критерии оценки:
«Тепловые машины»: выполнить один из электронных тестов (ЭОР).
-
Принцип работы тепловых двигателей.
КПД теплового двигателя.
Топливо.
Критерии оценки: оценивает компьютер.
Контроль, проверка и самопроверка знаний.
В ходе данного этапа ассистенты ведут проверку и заполнение оценочного листа в электронном виде. Учитель корректирует работу ассистентов.
Подведение итогов занятий.
На экран выводится итоговая таблица результатов. Проводится анализ результатов работы: какие темы усвоены плохо, на какие нужно обратить большее внимание при подготовке к контрольной работе.
Обучающиеся оценивают также работу ассистентов, т.е. дают свои «монетки» за путешествие тому ассистенту, кого они считают более компетентным, у кого они чувствовали себя комфортнее, кто был более объективен в выставлении оценки на их взгляд.
Рефлексия в форме «синквейн».
Давайте подведем итог нашего изучения в следующей форме.
Сочините стихотворение из пяти строк, но чтобы
в первой строчке было одно существительное,
во второй строчке два прилагательных,
в третьей строчке три глагола,
в четвертой строчке словосочетание,
в пятой резюме (краткий вывод)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Презентация к уроку обобщения «Тепловые явления» |
Презентация Power Point |
/data/files/z1512495453.pptx (Приложение) | |
2 |
Оценочный лист |
Лист Excel |
||
3 |
ЭОР, тест |
OMC-ресурс, тестирование по теме «Тепловые явления» |
/data/files/a1512497104.zip (приложения к уроку) |
Дополнительные источники:
1. Сборник комбинированных задач по физике для 7-9 классов. Е.Г. Москвина, В.А.Волков –М.: ВАКО, 2011 год. ( Дифференцированные задачи на стр. 59-79)
3. Физика. 8 класс. Учебник. А.В.Перышкин . - М.: Дрофа, 2004. - 191 с.