КОМПОНЕНТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА
Мосина Галина Яковлевна, Ефремова Виктория Владимировна
Мастера производственного обучения профессия «Повар, кондитер» Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Аграрный техникум», galina.mosina.00@mail.ru, efremova_vika.62.@mail.ru
КОМПОНЕНТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА
Аннотация. В статье предложена модель компонента самоопределения инновационного потенциала студента Аграрного техникума, интегрирующего личностные и интеллектуальные ресурсы. Включение студентом инновационной профессиональной деятельности в систему жизненных целей и планов, при наличии у него компетентности и развитой чувствительности к проблемам, рассматривается как свидетельство успешного становления его потенциала в качестве компонента самоопределения инновационного потенциала.
Ключевые слова: самоопределение, инновационная деятельность, инновационный потенциал, интеллект, чувствительность к проблемам.
Mosina Galina Yakovlevna, Efremova Victoria Vladimirovna
Masters of industrial training profession "Cook, pastry chef" of the State Autonomous Professional Educational Institution of the Republic of Khakassia "Agrarian College", galina.mosina.00@mail.ru, efremova_vika.62.@mail.ru
THE COMPONENT OF SELF-DETERMINATION OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF A COLLEGE STUDENT
Annotation. The article proposes a model of the component of self-determination of the innovative potential of an Agricultural College student integrating personal and intellectual resources. The inclusion of innovative professional activity by a student in the system of life goals and plans, if he has competence and developed sensitivity to problems, is considered as evidence of the successful formation of his potential as a component of self-determination of innovative potential.
Keywords: self-determination, innovative activity, innovative potential, intelligence, sensitivity to problems
Инновационный потенциал понимается как интегральная система, лежащая в основе способности личности ставить и решать задачи нового использования знаний в сфере своей профессиональной деятельности, имеющих общественную рыночную востребованность. Он интегрирует ресурсы на основании потенциала самоопределения, и ресурсы, обеспечивающие переход к профессиональной деятельности и доведение поставленных целей до успешного осуществления (потенциала развития) Н.А. Расщепкина (1, с. 296). В связи с этим компонент самоопределения инновационного потенциала студента техникума рассматривается как решение одной из задач на пути разрешения проблемы подготовки студентов к эффективной инновационной профессиональной деятельности. Разрешение проблемы формирования самостоятельной, творческой, инициативной личности-профессионала в техникуме, актуальность которой показана О.Н. Большаковой (2, с. 316), связываем с созданием условий для становления инновационного потенциала студентов.
Инновационная профессиональная деятельность приводит к уникальным новым решения и продуктам, поэтому ее успех обеспечен, во-первых, индивидуальностью профессионала, во-вторых, - его квалификацией. Инновационную профессиональную деятельность, можно рассматривать как способ реализации своей профессиональной индивидуальности.
Анализ структуры индивидуальных качеств профессионала (3, с. 282) позволяет сделать три важных вывода:
Профессиональная направленность связанная с профессиональным самосознанием;
Исполнительная составляющая деятельности - профессиональные знания, умения, навыки, профессиональная одаренность;
Профессиональное самосознание систематизирующее процесс взаимодействия личности с профессией.
В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский полагают, что в «феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т.е. заявляет о себе процесс саморазвития человека» (4, с. 7). Достижение определенного уровня личностного самосознания позволяет определить свой способ реализации жизни. Развитие личностного самосознания является ведущим условием становления студента как субъекта инновационной профессиональной деятельности.
Потенциал самоопределения студента техникума представляет интегративное образование, включающее личностное и профессиональное самосознание. Целостность, единство профессионального и личностного саморазвития студента – выпускника техникума выступает как условие его успеха в инновационной профессиональной деятельности.
В состав инновационного потенциала личности В. Е. Клочко и Э. В. Галажинский (5 с. 10) включили такие переменные как потребность в самореализации, мотивация достижения, особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, уровень саморегуляции, качество интеллекта, личностные качества, общие и профессиональные компетенции.
Полагаем, что компонент самоопределения инновационного потенциала студента характеризуется интегративным образованием, которое можно разделить на регуляционные блоки в побудительной регулирующей составляющей и исполнительной составляющей (рис.1).
Мотивационный блок содержит познавательные мотивы. Чем больше возможностей в плане удовлетворения потребностей, интересов студент находит в осваиваемой профессии, тем большим личностным смыслом они обладают для него и тем сильнее его включенность в обучение, мотивация к инновационной профессиональной деятельности.
Конгнитивный блок включает в себя самопознание как начальное звено самосознания. Развитие этого блока предполагает развитие знаний о себе, о самооценке студента.
Эмоциональный блок связан с возникновением долгосрочного положительного отношения студента к себе. Этот блок характеризуется удовлетворенностью, ответственным отношением к своей деятельности.
Ценностно-смысловой блок предполагает превращение ценностей профессионального сообщества инновационной деятельности в собственные, устойчивые и осознанные ценности, ценностные ориентации студента. Чувствительность к проблемам является ресурсом потенциала самоопределения. Феномен «чувствительность к проблемам» изучается в работах О. К. Тихомирова (6,с. 13), в настоящее время определяется как смысловая теория мышления. Согласно этого для одних людей возможность мыслить представляет особую ценность, имеет смысл, а для других «уход» от мышления. Показатель степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию, как самореализации, саморазвития, самодвижения личности рассматривается Э.В, Галажинским (6, с.16).
Ценностно-смысловой блок характеризует личностный смысл инновационной профессиональной деятельности, отражает правильность выбранной профессии, связь с определенными потребностями, мотивами и ценностями учебной и учебно-профессиональной деятельности.
Таким образом, «чувствительность к проблемам», ценностные ориентации характеризуют этот блок.
Регуляционный блок раскрывает развитость межфункциональных связей системы саморегуляции, осознание учебных и профессиональных перспектив. Характеризуется этот блок уровнем произвольной активности студента, саморегуляцией и степенью соответствия целей требованиям инновационной профессиональной деятельности.
Развитие самоопределения, как компонента инновационного потенциала предполагает его трансформацию а потенциал реализации по мере формирования у студента технического мышления,, способностей, ценностных ориентаций, отвечающих требованиям инновационной профессиональной деятельности, накопления им опыта. Структуру потенциала самоопределения можно рассматривать результаты обучения студента. Результаты обучения выпускника в ФГОС СПО представлены общекультурными и профессиональными компетенциями. Компетенция, по определению ФГОС – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Опыт и личностные качества представлены в ФГОС в виде набора компетенций. Сформированные у студента компетенции характеризуют его функциональные возможности.
Предполагаем, что все блоки компонента самоопределения инновационного потенциала взаимно влияют друг на друга. Каждый из них вносит свой вклад в общую структуру, которая проявляется в реализации принятых решений.
Считаем, что показателями успешного формирования потенциала самоопределения являются сформированность компетенций, что обеспечивает адекватную самооценку, удовлетворенность, ответственное отношение студента к своей деятельности и поведению. Включение студентом инновационной профессиональной деятельности в систему жизненных целей и планов при наличии у него компетентности и развитой чувствительности к проблемам, указывает на успешное становление его потенциала как компонента самоопределения инновационного потенциала.
Побудительная и регулирующая составляющая
Ценностно-смысловой блок
Регуляционный блок
Мотивационный блок
блок
блокблок
Когнитивный
блок
Эмоциональный блок
Исполнительная составляющая
опыт, одаренность и важные для инновационной профессиональной деятельности качества личности
Рис.1 Модель структуры компонента самоопределения инновационного потенциала студента техникума
Библиографический список
1. Большакова О. Н. Необходимость формирования самостоятельной, творческой, инициативной личности-профессионала в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2020. -№ 9. - С. 316-325.
2. Расщепкина Н. А. Потенциал самоопределения как фактор становления инновационного потенциала студентов технических вузов//Философия образования. - 2022. №1. - С. 289-296.
3. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2022. - 160с.
4. Клочко В. Е., Галажинский Э. В. Исследование инновационного потенциала личности// Сибирский педагогический журнал. – 2019 .- № 33. - С. 6-12.
5. Краснодарцева О. М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности// Сибирский педагогический журнал. – 2019 .- № 33. - С. 13-19.