Публикация «Педагогическая техника как компонент мастерства учителя»

3
0
Материал опубликован 13 February 2020

Педагогическая техника как компонент мастерства учителя

Школу делает школой учитель. Художник учится смешивать краски, музыкант учится этюдам, журналист и писатель осваивают приемы письменной речи, а настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические приемы….

Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам он играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда было вложено в этот урок, пользуясь своими «секретами» — приемами управления классом, поддержания дисциплины и внимания, эффективной проверки знаний и др.

Мастерство учителя – это вершина, которая достигается не сразу и далеко не всеми, чтобы его достичь, необходимо долго и упорно работать над собой, над своей техникой преподавания, не забывая при этом постоянно совершенствовать свои знания. Педагог - мастер в своей деятельности использует разнообразные приемы личного воздействия на учеников, но понятно, что одних только личных качеств недостаточно, чтобы достичь конкретного результата, поэтому для реализации педагогических замыслов необходима система знаний, умений и навыков, т. е. педагогическая техника.

Педагогическая техника, являясь компонентом педагогического мастерства, выступает обязательным условием реализации педагогической технологии в процессе педагогического воздействия и неотъемлемой частью системы общепедагогических умений педагога, которая позволяет ему лучше управлять собой и взаимодействовать с обучающимися в процессе воспитательного влияния. Видите - нить. А вот обычный узел. А теперь перевяжем нить узлами – вот так. И получилась сеть. Приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему, в которой существуют свои принципы.

Принцип свободы выбора  предполагает, что любое обучающее действие педагога направлено на предоставление учащемуся права выбора, которое уравновешивается осознанной ответственностью за него.

Принцип открытости  позволяет не просто давать знания, а открывать границы их поиска и использования, что, в свою очередь, стимулирует саморазвитие субъектов педагогического процесса, их познавательную активность.

Принцип деятельности  нужен для того, чтобы теория перехода в практику, только тогда знания, полученные на учебных занятиях, станут базой для педагогической техники.

Принцип обратной связи  своеобразный контрольный барометр, с помощью которого преподаватель определяет эффективность использованных им приемов обучения и воспитания.

Принцип идеальности  характеризуется тем, что любое действие определяется не только пользой, но и энергетическими, психологическими затратами, которые следует учитывать.

Если суммировать все принципы, то можно представить, что основу педагогической техники составляют умения, разделенные на две группы:

1. Умения взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения разнообразных педагогических задач:

- знания, способности, умения в области техники и культуры речи;

- дидактические, организаторские, конструктивные и коммуникативные умения;

- умения по использованию средств коммуникативного воздействия на личность воспитуемых, приемов позитивного взаимодействия с ними;

- умения в области технологических приемов предъявления педагогического требования, поощрения и наказания;

- элементы актерского и режиссерского искусства в педагогической деятельности.

2. Умения управлять собой: умения, направленные на самопознание, саморегуляцию педагогом своего психического состояния; умения управлять и выражать свои эмоции; стрессоустойчивость педагога; владение своим организмом; умения по созданию творческого самочувствия.

Итак, педагогическая техника – это совокупность умений, знаний, приемов, (?)


УПРАВЛЕНИЕ КЛАССОМ

Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка. Организовать эффективно процесс обучения, составить план уроков на месяц, знать, какие технологии использовать в тот или иной момент урока, установить хорошие взаимоотношения с учениками, создать благоприятную атмосферу в классе – всё это успешное управление классом.

Управление классом - процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины.

1. Демонстрация профессионального уровня – учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания.

2. Выход за пределы – учитель выходит за пределы учебника.

3. Сравняйте позиции – учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

4.Советуйтесь – по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми.


ТРАДИЦИИ УРОКА

Традиции урока позволяют согласовывать свои действия, существовать слаженно, взаимосвязано. Традиции урока – это полезные ритуалы педагогического общения. Они соответствуют этапам урока:

1. Вход в урок - учитель начинает урок с настройки.

2. Завершение урока – учитель завершает урок четко, традиционным словом или действием.

3. Отдых – учитель использует традиционную игру – отдых на уроке.

4. Дирижируем уроком:

- четкая команда – учитель отрабатывает с учениками несколько четких команд.

- невербальное управление – учитель использует для управления классом несловесные команды.

- дай себе помочь – учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь.

- введите роль – ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль.

- мордашки – ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек, смайликов, сердечек.

- резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку.


ДИДАКТИКА

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях и содержании, методах, средствах и достигнутых результатах. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно принять в этом участие, поспособствовать.  

1. Повышение интереса к учебному материалу:
а) привлекательная цель – перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог;
б) удивляй! – учитель находит такой момент, при котором даже обыденное становится удивительным;
в) отсроченная догадка – в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом;
г) фантастическая добавка – учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой;
д) лови ошибку – объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;
е) практичность теории – введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

2. Повторение пройденного на уроке.
а) своя опора – ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.
б) повторение с контролем – ученик составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
в) повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
г) свои примеры – ученики подготавливают свои материалы к новому материалу.
д) опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. е) обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

3. Домашние задания: обязательные, тренировочные, творческие домашние задания (составление головоломок, кроссвордов, сочинений, проектов), особые задания.

4.Коллективная учебная деятельность
а) работа в парах – формула: пары получают разные задания.
б) работа в группах – формула: группы получают одно и то же задание.
в) защита проекта – формула: ребята составляют списки вопросов разбившись на группах.
г) мозговой штурм – формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

5. Игровая учебная деятельность – игры приходят на помощь в трудный момент, чтобы урок был не скучным. Дидактические игры, деловые игры, игры-тренинги, игры в случайность, театрализация.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УЧИТЕЛЯ

Ни для кого не является секретом, что все мы учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо собираем: интересные находки, удачные методы, приемы, затем их храним, формируем картотеки, складываем в копилки, структурируем как части!


Педагогического! Конструктора!

Все техники, о которых было сказано сегодня, можно превратить в «Конструктор урока». Педагогическая техника «Конструктор урока» представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока. Используя «Конструктор урока», планирую не отдельные уроки, а тему целиком. Все уроки одной темы планируются одновременно и параллельно. На основе планируемых результатов освоения программы по предмету, конкретной теме разрабатываю «Базовый лист контроля». В нем перечисляю основные понятия, правила, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый ученик. Подбираю наглядность, книги, эксперименты и т.п. Продумываю, как будет организовано активное участие учеников. На каких уроках и в какой форме будет проходить повторение, а когда и как организовать контроль. Итак, тема запланирована. Теперь очередь за планированием отдельных уроков.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, т.е. приемы, это есть элементы конструктора. Например, для создания интригующей ситуации в начале урока можно выбрать тот, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можно придумать и свой. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество. Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, прием «Удивляй!», на уроке «Три состояния воды» легко заставить ребят удивляться. Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Таким же образом расписываем остальные разделы. И получается «Конструктор урока»:

Начало урока - игра «Да – нетка».

Изучение нового материала проходит с использованием приема Фантастическая добавка.

Закрепление – в виде игры в случайность.

Повторение реализуется через прием «Своя опора»

Завершает урок ученик в роли «подводящего итоги»

Вот урок, с применением педагогической техники «Конструктор урока», на который я приглашаю Вас к нам в школу. (?)


Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:

значительно возрастает многообразие уроков

происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов

уроки можно готовить значительно быстрее

творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень

при подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, домашнее задание

разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.


Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что педагогическая техника – это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит формирование мастерства преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.