Выступление «Творческое самоопределение педагога»
Пояснительная записка к презентации
Добрый день, уважаемые коллеги.
Хочу начать свое выступление с двух определений. Во-первых, понятие творчества дается как создание чего-то нового.
И, во- вторых, понятие самоопределения педагога включает определение педагогом себя относительно социальных норм и культурных традиций и реализацию обретенных смыслов в профессиональном труде. И уже по сложившейся традиции буду выступать в режиме «Из опыта работы».
Оставим первое определение, т.к. если что-то делать не творчески, то дело просто теряет смысл. Интерпретируем второе определение в части «реализации обретенных смыслов в профессиональном труде».
Я остановлюсь на воспитательной работе. В соответствии с ФГОС и профстандартом педагога внеурочная деятельность является составляющей частью нашего труда. А мы с вами уже в том возрасте, когда есть, чем поделиться с детьми, есть чему научить. Я затрону некоторые направления собственной воспитательной деятельности.
С 2013 года в школе мною проводится «Литературная гостиная». Первая была посвящена творчеству Владимира Высоцкого. Как родился проект? У меня не было классного руководства, а энергию надо было куда-то деть. В течение 2012 года на все классы были проведены исторические чтения «Красноярский край: познаем и любим», посвященные юбилею Красноярского края и «Гроза двенадцатого года» в честь столетия первой Отечественной войны. Таким образом, был освоен прием рассказа с презентацией на аудиторию. Стало понятно, что детям это интересно, они вообще любят слушать рассказы взрослых, и нынешнее поколение не исключение.
Приближался юбилей Высоцкого, чье творчество я обожаю. Так и родилась идея литературной гостиной. Первая представляла собой доклады о разных аспектах творчества актера и поэта. И отзывы показали, что данная форма заинтересовала ребят и взрослых. Потом у меня появился очень интересный класс, и год был пропущен, хотя благодаря этому классу появилась идея, о которой я скажу позже.
Следующая гостиная была посвящена творчеству Сергея Есенина в рамках года литературы и 120-летия со дня его рождения. Здесь была предпринята попытка выйти за рамки докладов. Прозвучали стихи и песни в исполнении ребят и педагогов школы. Гостиная, посвященная творчеству Владимира Маяковского, была прямым продолжением есенинской.
А вот последняя о Роберте Рождественском стала уже творческой площадкой, где представлена работа и наших эстетических студий. На вопрос, что запомнилось, ребята первым делом отвечали: «Хор!», а потом говорили о стихотворении в исполнении Ольги Моисеевой и Никиты Евсеева. И ведь действительно, наши студии ведут колоссальную профессиональную и воспитательную работу. Ребята, в них занимающиеся, более организованы и мотивированы на учебу. Огромная благодарность Ивановой Н.В., Кошевой С.П., Зайцевой Т.Н., Бурдо С.Д., Устиновой Н.В., Коровиной Т.В., Курбатовой А.Г., Степаненко Т.Ю., принимающим активное участие в подготовке данных проектов. К нам присоединилась в этом году и Козлова О.А.. Данная форма охватывает учащихся 7-11 классов, а хотелось бы, чтоб и ребята начальной школы были охвачены проектом. Хочется, чтоб кто-то из педагогов начальной школы взял на себя эту обязанность, а идеями я готова поделиться.
Дети любят и хотят выступать, им очень важно признание одноклассников и взрослых и им тоже надо предоставить площадку и возможность для самореализации.
Четвертый год в школе в конце февраля проводится День науки. Эта замечательная идея принадлежит Кондратьевой С.В.. Накануне городской научно-практической конференции ребятам предоставляется возможность выступить с докладом перед большой аудиторией, ответить на вопросы.
Однако в этом году в связи с тем, «что нам за это не платят», количество работ резко сократилось. Мы нашли выход из сложившейся ситуации в решении проектных задач. В этом году работало 12 площадок. Учащиеся с 1 по 11 класс представляли свои доклады, и спасибо тем педагогам, которые подготовили ребят. А вот 5-6 классы решали проектную задачу «Детская площадка» , 7-8 классы проектную задачу «Сыщики». Задачи были физико-математической направленности. Результаты вы все видели в фойе 1 этажа. Огромная благодарность Осетровой Е.М. за помощь в подготовке и подведении итогов этой части дня науки. Спасибо и классным руководителям, в особенности не математикам, принявшим на себя бремя помощи детям в решении задач. В следующем году мы планируем расширить спектр предметов в задачах, т. к. они позволяют детям применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации, а это именно то, чему требуется научить детей в современной школе.
Тема Великой Отечественной войны для меня особо значима, поэтому с 1995 года мною поводятся мероприятия ко Дню Победы. Сначала это была литературно-музыкальная композиция к юбилейным датам, однако данная периодичность была редкой. В последние годы начался активный пересмотр результатов войны, все активнее предпринимаются попытки умалить значение Победы. Поэтому с 2010 года была разработана викторина для старшеклассников, а с 2013 вся школа была охвачена: для младшей школы это стала игра по станциям «Памяти павших будем достойны», а для средней – фестиваль патриотической песни. Я очень надеюсь, что нам удастся сохранить трепетное отношение к истории войны, привить чувство благодарности ветеранам, отстоявшим для нас право на мирную и свободную жизнь.
Спасибо педагогам начальной школы за подготовку детей к путешествию по станциям. Агееву Ю.К., Яковлевой К.В., Ивановой Н.В. за постоянную работу на станциях и за подготовку детей к работе на станциях. Просто низкий поклон Кошевой С.П. за работу с ребятами над песнями к фестивалю. Кстати, идея фестиваля пришла именно благодаря моему интересному классу, им тоже было необходимо прививать патриотизм. А сегодня это уже традиционное мероприятие, на котором наши дети поют песни о Родине, военные песни и, наверное, в одной из немногих школ дети поют гимн России.
Можно спросить: зачем и почему я все это делаю? Это и есть моя реализация смыслов, моя гражданская позиция. Мы часто говорим, что воспитывать детей должны, прежде всего, родители. Это бесспорно, однако, если вспомнить наш период взросления, то отношение к своей стране, знание ее героев мы с вами получали из внеклассных мероприятий. Я специально проанализировала текст параграфов учебника истории, касающихся Великой Отечественной войны. Основные события есть, даты есть, командующие фронтов есть, а вот подвигов отдельных людей нет. Вот и получается, что это наша с вами задача сообщить о них детям. В какой форме каждый должен решить сам.
Можно сказать, что дети заняты и не будут приходить на мероприятия, но это не так. Детям, особенно подросткам, очень важно общение, им просто необходимо получить ответы на волнующие их вопросы о любви, о предательстве, да о жизни, в конце концов! Мои ребятишки приходят на вечера не потанцевать, а пообщаться. Мы читаем стихи, разговариваем, пьем чай, и не приходят только те, кто действительно занят.
Сегодня у меня лично вызывает тревогу увлечение детей интернет – клубами самоубийц. На педсовете как-то прозвучало, что не надо муссировать тему и все будет нормально, но тему муссировать уже поздно. Можно с уверенностью утверждать, что среди наших ребят есть те, кто знаком с «Синим китом» и с «Антикитом», что по сути то же самое. Есть и руферы, те, кто увлекается прогулками по крышам и прочим труднодоступным объектам, а некоторые дети считают это даже особым геройством. Некоторые пытаются вести блоги, где сообщают, что приобрели, какое настроение сегодня, какую пакость совершили и искренне удивляются: что же это так возмущает учителей? Мы просто обязаны предложит детям альтернативу интернет-безобразию!
С. Михалков говорил:- «Сегодня дети – завтра народ». Поэтому, коллеги, я призываю вас активизировать воспитательную составляющую нашей работы. Ведь наша с вами старость и жизнь наших детей и внуков будет зависеть от того, каких граждан мы воспитаем сегодня.
Евгений Алексеевич
Лихина Елена Викторовна