Статья на тему «Самоопределение младшего школьника через развитие творческого и познавательного потенциала»

0
0
Материал опубликован 17 February 2020

Статья на тему « Самоопределение школьника через развитие творческого и познавательного потенциала»

Автор: Славинская Оксана Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербург

 

Каждый хочет достичь в жизни успеха, состояться как личность и по-настоящему реализовать себя. Кем бы ни хотел стать каждый ребенок – бизнесменом, журналистом, менеджером или юристом, выстроить со временем профессиональную карьеру ему поможет накопленный внутренний творческий потенциал. И он непременно станет мастером своего дела, не важно в какой области. Главное – найти себя, выявить и раскрыть свои таланты. Развитие творчества является одной из задач моей деятельности. Человек, сумевший найти себя, определиться с родом деятельности, которая соответствует его глубинной природе, будет счастливым и здоровым.

Вопрос о том, как взрослеющий человек, входя в культуру, преломляет и отражает общественные нормы, определяет свою позицию относительно ценностей и смыслов жизнедеятельности, выбирает стратегию своего поведения, то есть самоопределяется, выбирает своё будущее, является очень важным в воспитательном процессе. Еще Павел Петрович Блонский, известный философ, педагог и психолог, указывал на то, что «мы должны... воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться...»1.

Процесс самоопределения разные психологи, такие как В. В. Давыдов, Л. И. Анциферова, А. В. Петровский рассматривают как творчество, направленное на себя и на свою жизнь. Я полагаю, что самоопределение представляет собой процесс сознательного творческого выбора и последующего формирования человеком активной жизненной позиции, на основании которой он разрабатывает и реализует варианты возможных действий в конкретных жизненных ситуациях.

 

Творческая учебная активность – это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения. Формирование творческой активности взаимосвязано с развитием самостоятельности. Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности.

Основные компоненты творческой активности учащихся:

Потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

Готовность к преобразующей деятельности;

Эвристический потенциал;

Самопреобразующая деятельность.

В основе творческой деятельности лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:

индивидуальная заинтересованность;

социальная значимость.

Система творческого учебно-воспитательного процесса должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, так как расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные.

Задача современного педагогического сообщества найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспеченно развитие творческого потенциала каждого ребенка. Но каким образом можно обеспечить достижение поставленной цели? Спектр применяемых в образовательной сфере технологий сегодня чрезвычайно разнообразен. Примеры технологий, соответствующих требованиям ФГОС, представлены в таблице.

Направления педагогической работы

Образовательные технологии

Создание условий для самореализации учащихся

Игровые технологии: ролевые и деловые игры, тренинги.

Технологии приобретения компетентностного опыта (имитациционно-моделирующие, проектные), технологии самопрезентации.

Развитие творческой активности

Технологии обучения в динамических парах, диалоговые технологии принятия коллективных решений; кейс-метод, технологии анализа ситуаций, информационно-коммуникационные технологии. Интенсивные технологии учебной полемики, ролевые игры, организационно-деятельностные игры и «мозговой штурм» др.

Формирование рефлексии собственной жизнедеятельности

Рефлексивные технологии: наглядно-эмпирические и задачно-деятельностные технологии, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, метод проектов, портфолио, кейс-метод.

Применение этих технологий предполагает проведение уроков в нетрадиционной форме: Урок – викторина, Урок – поиск, Проектный урок, Урок взаимообучения, Урок – пресс-конференция, Интегрированные уроки, Урок – сказка, Урок – игра, Урок – поход, Урок самостоятельного поиска знаний, Урок творчества, уроки – соревнования, уроки-праздники…

Спектр применения образовательных технологий для развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности намного шире, чем на уроках. Правильная организация творческой деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

 

Поиск путей раскрытия творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности подтолкнуло меня к созданию проекта «Сенат».

Суть проекта заключается в разделении коллектива на группы, работающие в различных направлениях (предметные группы, социально-ролевые, творческие, взаимообучающие группы, экспертные, аналитические, группы генераторов идей, координаторов).

На первом этапе организация групп ложится на плечи учителя. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в разных группах и попробовать себя в разных социальных ролях. Пробующий характер активности участников каждой группы позволяет скорректировать их составы и подтолкнуть ребят на проживание проблемных ситуаций, т.е. к сознательной активности. В данном ракурсе самоопределение выступает как последовательность актов выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, процессе и результате выбора личностью целей и средств самореализации в конкретных обстоятельствах жизни; основных механизмов обретения и проявления внутренней свободы.

  Продолжительность подготовительного этапа зависит от возрастных, социальных и психофизических особенностей коллектива и отдельных его членов, а также готовности педагога повести за собой ребят.

Уже на подготовительном этапе проекта формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе поиска и сотрудничества, развитием самостоятельности школьников.

В основном этапе работы проекта можно выделить три ступени:

творческое становление – время поисков и выбора того направления, где ребенок лучше всего может себя проявить;

развитие самостоятельности (старостат) – здесь идет примерка социально-значимых ролей, проявление лидерских качеств и закладываются основы будущего самоуправления;

частичная самореализация (классные и личные проекты) – при направляющей роли учителя дети разрабатывают и внедряют свои творческие идеи, выносят на суд аудитории свои исследовательские работы, идет активная пропаганда учебных ценностей.

На основном этапе происходит сплочение коллектива, повышение культурной стороны класса в целом и каждого из его участников в отдельности, формирование чувства товарищества, сопереживания и взаимопомощи. Успешной реализации планов "Сената" способствует здоровый интерес учащихся и заинтересованность родителей. Работа проводится для расширения познавательных, творческих способностей воспитанников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самопознания, желание расширить зону общения. Совместное проведение, а главное подготовка, мероприятий учат детей быть более терпимыми друг к другу.

Высокий результат процесса на заключительном этапе обеспечивается за счет рационального планирования и организации работы "Сената" на предыдущих этапах.

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений(ролей) ум ребенка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению заданий, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению проблемных ситуаций, имеющих несколько вариантов решения.

Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными, логичными, а речь – четкой, убедительной, аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. Ведь в творческом поиске легких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, развиваются навыки самоконтроля, самооценки и проявляются первые ростки самоуправления.

И, как результат работы, выступает способность участников проекта осознанно управлять процессом творчества. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении к технике выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями.

Целью данного исследования на основе работы проекта «Сенат», является повышение осознанного управления процессом творчества и, тем самым, интеллектуального компонента креативности в любой сфере деятельности.

На основе разносторонней характеристики возрастных и индивидуальных особенностей развития творчества младших школьников, сложившейся в психологии, творчество рассматривается как познавательная деятельность, направленная на усвоение учащимися знаний, выработанных человечеством в ходе общественного развития. Овладение знаниями рассматриваются как активный процесс углубления в сущность изучаемых явлений, в раскрытии их свойств, связей и отношений. Этот процесс требует овладения способами действий, аналитико-синтетическими операциями, характер которых определяется содержанием той области знаний, на усвоение которой они направлены.

В ходе творчества возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок и самооценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. В качестве препятствий развитию творчества может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

Но благодаря организации творческой активности учащихся все вышеперечисленные препятствия сводятся к минимуму.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации