«Композиторы детям. Детские фортепианные альбомы»

4
0
Материал опубликован 12 August

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Сиверская детская школа искусств имени И.И. Шварца»













ПРОЕКТ

«Композиторы детям.

Детские фортепианные альбомы»







Разработчики – преподаватели фортепиано;

Албул Наталия Николаевна

Маринина Наталья Яковлевна

Хомякова Елена Ильинична




Дата проведения: 11.12.2023 г.














гп Сиверский

Проект

«Композиторы детям. Детские фортепианные альбомы»


Тип мероприятия:


Форма мероприятия:



Интегрированный.



Концерт

Дата проведения:


11.12.2023 г.


Место проведения:


Концертный зал МБУДО «Сиверская ДШИ им. И.И.Шварца»


Организаторы:


Преподаватели фортепиано:

Албул Наталия Николаевна

Маринина Наталья Яковлевна

Хомякова Елена Ильинична


Участники

проекта:


Обучающиеся по классу фортепиано музыкального отделения МБУДО «Сиверская детская школа искусств им. И.И. Шварца»


Оформление:


Музыкальные инструменты: рояль


Объект проекта:

Учебно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на формирование нравственной, духовной, культурной личности и пропаганду прекрасного.


Цель проекта:

1. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству.

2. Формирование нравственных качеств личности на художественных образах музыкальных произведений.

3. Обогащение чувств и эмоций через музыкальное искусство и побуждение учащихся к творчеству.

4. Концертно-лекторская деятельность за пределами СДШИ.


Задачи проекта:

Определить значимость классического произведения в современном мире и донести до современного слушателя шедевры классической музыки.

Совершенствовать исполнительское мастерство учащихся музыкального отделения школы искусств.

Вовлечь в творческий процесс всех учащихся СДШИ.

Расширить кругозор учащихся школы.



План проекта

Дата

Ответственный

1

Содержание работ:

Распределение пьес из Детских фортепианных альбомов среди учащихся музыкального отделения фортепианного отдела;


Разучивание учащимися пьес из «Детского альбома»;


Прослушивание учащихся, играющих пьесы из Детских фортепианных альбомов


10.10.23





октябрь-

ноябрь


05.12.23


Маринина Н.Я.





преподаватели

фортепианно

Албул Н.Н., Маринина Н.Я.,

Хомякова Е.И.

2

Подготовка теоретического материала по проекту:

Написание лекции, предваряющей исполнение пьес Детских фортепианных альбомов;


Составление викторины по Детских фортепианных альбомов.


Приобретение призов исполнителям пьес и победителям викторины.




октябрь-ноябрь



ноябрь



декабрь



Маринина Н.Я.,

Хомякова Е.И.



Албул Н.Н.



Албул Н.Н.

3.

Концерт-лекция «Композиторы детям. Детские фортепианные альбомы»

11.12.2023

Майорова Н.Ю.

Вольмар Н.В.


Концерт-лекция

«Композиторы детям. Детские фортепианные альбомы»


Введение.

Музыка… Такая разная… Весёлая - грустная, быстрая - медленная, темпераментная и взрывная или спокойная и мелодичная… Музыка дождя, музыка ветра, музыка слов, музыка души… Она заставляет чаще биться наши сердца, она лечит души, она способная воскрешать.

Детские фортепианные альбомы (циклы фортепианных пьес), занимают очень важное место, в музыкальной педагогике уже начиная с XIX века. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии, они получили большую популярность в двадцатом. Практически все дети, обучающиеся игре на фортепиано, играют пьесы из детских альбомов. Музыка многих циклов детских пьес стала настолько популярна, что её исполняют на других музыкальных инструментах, создают оркестровые и хоровые переложения.

Сегодня мы будем слушать музыку Роберта Шумана, Петра Ильича Чайковского, Самуила Майкапара, Александра Гречанинова, Сергея Прокофьева, Александра Гедике и Дмитрия Шостаковича.


1. Роберт Шуман.

Немецкий композитор-романтик Роберт Шуман создает такие циклы, как «20 песен для больших и маленьких детей», «Детские сцены», «Альбом для юношества», «Альбом песен для юношества». В этих произведениях композитор воспевает мир детства, переживания ребенка, его игры, правдивые истории из жизни. Р. Шуман впервые открывает перед композиторами новые музыкальные горизонты для запечатления в музыкальных образах бесконечного богатства и многообразия детского мира.

«Альбом для юношества» был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальным опытом. В октябре Шуман написал своему другу Карлу Рейнеке – «первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные».

Первоначально сборник получил название «Рождественский альбом». В этом цикле пьес Роберт Шуман ярко отобразил мир детства с его интересами и впечатлениями, радостями и огорчениями, поэтому образы, запечатленные в пьесах сборника весьма разнообразны. Композитор рисует колоритные портреты в «Веселом крестьянине», «Неистовом всаднике», «Дед Морозе», «Смелом наезднике», «Всаднике», «Маленьком утреннем путнике», «Чужеземце», «Незнакомце» и «Шехерезаде». Очень живописны картины природы в пьесах «Май, милый май!», «Весенняя песня». Романтика странствий, о которой в детстве мечтают мальчишки, представлена в «Песне итальянских моряков» и «Матросской песне», а лирические образы, находящие отклик в сердцах девочек, отразились трех пьесах, оставленных автором без названия. В «Первой утрате» и «Бедном сиротке» композитор заставляет юного исполнителя осознанно сопереживать героям миниатюр.

Сейчас прозвучат два произведения «Чужеземец» и «Дед Мороз» в исполнении Гиндра Русалины и Смирновой Анастасии, обучающихся преподавателя Хомяковой Елены Ильиничны.


2. Петр Ильич Чайковский.

В русской музыке «первооткрывателем» фортепианной музыки для детей стал Петр Ильич Чайковский. Вдохновившись циклами Р. Шумана, композитор создал свой неповторимый «Детский альбом», музыка которого стала столь любимой детьми многих народов.

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом» был написан Петром Ильичом Чайковским в мае 1878 года. На титульном листе первого издания написано полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П. Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома» П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Роберта Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и другие), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьезно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью.

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И. Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Сейчас для нас сыграют произведения их «Детского альбома» Щирская Василиса – «Игра в лошадки», преподаватель Маринина Наталья Яковлевна и Михайлова Вероника «Баба-Яга», преподаватель Огаркова Зоя Павловна.


3. Самуил Майкапар «Бирюльки».

Цикл фортепианных пьес для детей С. Майкапара «Бирюльки» принадлежит к числу классических произведений педагогического репертуара и стоит в одном ряду с такими сборниками, как «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Альбом для юношества» Роберта Шумана. Созданный в 1925-1926 годах цикл «Бирюльки» пользуется неизменной любовью как у юных музыкантов, так и их педагогов. Пьесы сборника отличает все, что свойственно истинным шедеврам – независимо от того, монументальное это произведение или миниатюра – вдохновение, идеальная стройность формы, совершенная отделка деталей.

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Это сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек), старинная русская настольная игра. В переносном смысле «играть в бирюльки» - заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне важное.

Цикл фортепианных пьес «Бирюльки» С. Майкапара - это сюита, включающая фортепианные пьесы самого различного содержания. Она состоит из шести тетрадей по четыре пьесы в каждой (в последней тетради 6 пьес).

Темы пьес Майкапара всегда очень выразительны. Их характеризует яркая, запоминающаяся мелодия, как правило небольшой протяженности. Энергичная «Песнь моряков», техничный наигрыш в «Пастушке», каждая пьеса по-своему своеобразна. Название ее не случайно наклеенный ярлык, а определение содержания, дающее возможность развернуться творческой фантазии юного исполнителя.

В исполнении Никоновой Александры прозвучит произведение «Пастушок», преподаватель Хомякова Елена Ильинична.




4. Александр Гречанинов «Детский альбом».

«Детский альбом» Гречанинова продолжает традицию аналогичных альбомов Р. Шумана и П.И. Чайковского. Многие пьесы из этого альбома прочно вошли в репертуар начинающих пианистов.

В «Детском альбоме» А.Т. Гречанинова - жизнь детей во всех ее проявлениях. «Музыкально оформленная», а значит, опоэтизированная, жизнь пробудит в них добрые чувства, потому что в ней… зазвучит музыка!». Такое отношение к миру способствует развитию творческих способностей детей, обогащает их культуру, умение взглянуть на повседневность восторженными глазами.

Пьесы, вошедшие в «Детский альбом»: «Маленькая сказка», «В лагере», «Марш», «В разлуке», «Верхом на лошадке», «На лужайке», «Недовольство», «Скучный рассказ», «Колыбельная», «Танец», «Необычное происшествие», «Этюд», «Мазурка», «Протяжная песня», «Вальс».

В каждой пьесе можно обнаружить ряд проблем, затрагивающих как эмоциональную сторону исполнительства, так и имеющих инструктивный характер и требующих анализа особенностей музыкального языка и выработку определенных координационных движений, способствующих накоплению слухового и двигательного опыта.

Ученик класса Огарковой Зои Павловны Изотов Иван исполнит произведение «Верхом на лошадке».


5. Сергей Прокофьев «Детская музыка».

Чудесной страницей творчества С.С. Прокофьева стала его музыка для детей и юношества. Для маленьких любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял Сергей Прокофьев.

«Двенадцать легких пьес», как обозначил свою «Детскую музыку» Сергей Прокофьев, - это программная сюита зарисовок о летнем дне ребенка. То, что речь идет именно о летнем дне, видно не только из ее заголовков; оркестровая транскрипция сюиты (точнее, семи ее номеров) так и названа композитором: «Летний день».

Все пьесы, входящие в сборник, имеют программные заголовки. Это акварельные пейзажные зарисовки («Утро», «Вечер», «Дождь и радуга»), живые сцены детских игр («Марш», «Пятнашки»), танцевальные пьесы («Вальс», «Тарантелла»), тонкие психологические миниатюры, передающие детские переживания («Сказочка», «Раскаяние»). «Детскую музыку» можно рассматривать как музыкальные картинки ребячьего дня с утра до вечера.

Голубева Стефания исполнит пьесы «Утро» и «Вечер», преподаватель Маринина Наталья Яковлевна.


5. Александр Гедике.

Для многих Александр Гедике - известный детский композитор, но немногие знают, что это крупнейший органист-композитор и музыкальный деятель, определивший развитие органной культуры в России, ее самый бескорыстный и истовый подвижник.

Фортепианные пьесы А. Гедике «Заинька», «Танец», «Мотыльки», «Мячик», «Этюды» и другие; почему так популярны эти произведения для начинающих музыкантов? Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом!

Причины, побудившие Александра Гедике к сочинению произведений для детей - глубокий разрыв, который образовался в начале ХХ века между общим уровнем музыкальной культуры в России и тем педагогическим материалом, на котором педагогам приходилось воспитывать следующее поколение музыкантов, особенно на ранних этапах обучения. И Гедике заполнил образовавшуюся брешь, сочинив множество блестящих произведений для детей. Его пьесы для юных музыкантов отличаются яркой образностью, русским национальным колоритом, мелодической и гармонической ясностью.

«Мячик» Гедике исполнит Павлов Даниил, преподаватель Огаркова Зоя Павловна.


5. Дмитрий Шостакович.

Дмитрий Шостакович, как и многие другие композиторы, сочинял произведения для детей. Шедевром мировой классической музыки считается его детский сборник «Танцы кукол». Великолепная музыка, одновременно и завораживающе легкая, и расслабляюще проникновенная, она позволяет развернуться фантазиям и чувствовать спокойствие.

Фортепианный сборник включает в себя семь пьес: «Лирический вальс», «Гавот», «Романс», «Полька», «Вальс-шутка», «Шарманка», «Танец».

Цикл фортепианных пьес «Танцы кукол» был написан Д. Шостаковичем для своих детей Максима и Галинки в период с 1959 – 1962 год. Каждая пьеса звучит ярко, по-своему неповторимо и очень мелодично и, что очень важно, – в них господствует мажор. Эти пьесы удивляют своей простотой, оптимизмом, легкостью исполнения. Полные юмора и озорства, они обращены к детям, для которых, собственно, и были сочинены.

В исполнении Чепелевой Софии прозвучит пьеса «Вальс-шутка», преподаватель Хомякова Елена Ильинична.


Заключение.

В мире существует огромное количество музыкальных произведений для детей. Их отличительной особенностью являются конкретность сюжета, простота и живое поэтическое содержание.

Иногда детской музыкой становилось произведение, написанное не для детей. Людвиг ван Бетховен написал музыку к пьесе немецкого поэта и драматурга Иоганна Вольфганга Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Л.Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют и играют ее с большим желанием.

Воспитательное и развивающее значение детской музыки неоспоримо. В связи с изменением жизни и мировосприятия современных детей, необходимо обновление детского музыкального репертуара. Детям нового поколения требуется новое содержание, новые музыкальные образы, понятные и доступные им.


Список исполнителей

1. «Чужеземец» Гиндра Русалина;

2. «Дед Мороз» Смирнова Анастасия;

3. «Игра в лошадки» Щирская Василиса;

4. «Баба-Яга» Михайлова Вероника;

5. «Пастушок» Никонова Александра;

6. «Верхом на лошадке» Изотов Иван;

7. «Утро» Голубева Стефания;

8. «Вечер» Голубева Стефания;

9. «Мячик» Павлов Даниил;

10. «Вальс-шутка» Чепелева София.

ВИКТОРИНА


Кто написал цикл фортепианных пьес «Бирюльки»?

Самуил Майкапар

В чьем сборники были такие пьесы как «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков» и «Новая кукла»;

П.И. Чайковского

Кто написал первые пьесы ко дню рождения старшей дочери?

Роберт Шуман

Какой цикл фортепианных пьес создал Дмитрий Шостакович?

«Танцы кукол»

Кому принадлежат зарисовки о летнем дне ребенка?

Сергей Прокофьев

Что означает слово «бирюльки»?

Это сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек), старинная русская настольная игра

Какое первое название было у сборника Роберта Шумана?

«Рождественский альбом»

Кто из представленных композиторов был и замечательным педагогом?

Александр Гедике

Для кого Шостакович написал «Танцы кукол»?

Для своих детей Максима и Галинки

Почему Александр Гедике сочинял произведения для детей?

Нехватка произведений для детей

Сколько пьес в «Детском альбоме» П.И. Чайковского?

24

СПИСОК

использованной литературы

Асафьев Б. «Русская музыка о детях и для детей». // Избранные труды, т. IV, М.: Академия наук СССР, 1955 г.;

Блок В. «Детская музыка» Прокофьева. // Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 3. М.: «Музыка», 1971 г.;

Герман А. М.С. Завалишина. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 1980 г.;

Домбаев Г. «Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах». М.: «Музгиз», 1958 г.;

Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963 г.;

Цыпин Г.М. «Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества». Книга 1. М.: «Советский композитор», 1988 г.;

Чайковский П.И. «Переписка с Юргенсоном». Том 2. М-Л.: «Музгиз», 1952 г.;

Чайковский П.И. «Письма к близким». Избранное. М.: «Музгиз», 1955 г.;

Шуман Р. «Афоризмы из статей разных лет». // Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том 2. М., «Музыка», 1982 г;

Шуман Р. «О музыке и музыкантах». Том 2-Б. М.: «Музыка».

t1723470643aa.gif


t1723470643ab.gif



t1723470643ac.gif

t1723470643ad.gif

t1723470643ae.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.