Эссе «Сила сотрудничества и творческой активности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
города Бежецк-5 Тверской области
КОНКУРС ЭССЕ
«Педагог ХХI века»:
«Сила сотрудничества
и
творческой активности»
Смирнова Марина Юрьевна –
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
г.Бежецк, 2023 г
«Педагог ХХI века»
Сила сотрудничества и творческой активности
Учитель! Педагог! Психолог? Скорее всего, что все мы, учителя, немного психологи. Мы так же, как и дети, растём и меняемся вместе с ними потому, что этого требует время.
Педагог ХХI века. Кто он сегодня? В первую очередь, человек, который любит детей и свою работу. Всё остальное – это навык и практика. Хочешь научиться жить по-новому, тогда научишься. По-старому теперь не прожить: требования ФГОС меняют всех и всё.
Я, Смирнова Марина Юрьевна – классный руководитель и учитель русского языка и литературы с большим стажем. С 1988 года работаю в образовательном учреждении. Начинала свою педагогическую деятельность с мела и тряпки, а теперь – новые технологии – компьютер, презентации, проекты… Да, работать вроде бы и легче: в сети Интернет есть всё для подготовки к занятиям. Сложи 2+2 и будет новый конспект твоего урока хоть с рисунками, хоть с таблицами. Главное, заинтересовать детей и «разложить» материал по полочкам, чтоб поняли. Но с годами прихожу к выводу, что не всё так гладко, как хотелось бы. Читать дети стали меньше, и почерки стали хуже; поэтому и работы педагогам прибавилось. Высказать свои мысли чётко и вразумительно могут единицы. А детей с красивым почерком из 40-50 учеников по пальцам пересчитать можно. Почему? Думаю, что телефонная зависимость отнимает у детей много свободного времени: приучила их к односложным ответам и быстрому набору минимума слов на телефонных клавишах.
Мы, поколение 60-х – 70-х годов, выросли без телефонов. Не только дети, но и взрослые (женатые и замужние пары) с нами играли. Мы чаще пропадали на улице, играя до темноты в лапту, в прятки, с мячами, со скакалками, с резинками… Коньки, лыжи, санки, горки… И каждую неделю обязательно ходили в библиотеку менять книги, потому что читали много. Может быть, поэтому с детских лет я люблю читать. И мне не принципиально, что это будет - фантастика, исторические романы, детские книги, ужастики… - лишь бы книга была перед глазами. Помимо книг я люблю фотографировать, сочинять, рисовать, выдумывать, и детей пытаюсь научить всему, что умею делать сама через особые подходы к их скрытым потенциалам. Чаще всего я «горю» мыслями и фантазиями, пытаюсь на собственном примере показать детям, на что способна сама, и даю возможность себе и им проверить на деле «огонёк» творчества. Если рисуют хорошо, то участвуем в конкурсах рисунков; если сочиняют стихи, то конкурсы стихов будут им обеспечены. Декламируют стихи дети с выражением, от души, то участие в конференции и конкурсе будет точно. Сочинения на определённые темы пишут все, и зачитывают друг перед другом, чтоб сами себе оценки ставили и свои ошибки видели.
Школьники - это маленькие психологи. Дети сразу чувствуют, кто их любит, кто к ним придирается, с кем поспорить можно, а от кого «спрятаться» нужно, и на глаза лучше не попадаться. Они учатся у нас, учителей, а мы учимся у них и вместе с ними. Сила педагога в том, чтобы понять и раскрыть лучшие качества в ребёнке, дать ему понять, в каком направлении двигаться вперёд. Личная творческая активность моя и детей подтверждается ежегодно Дипломами, Грамотами и подарками. Под моим руководством дети активно участвуют и побеждают в конкурсах муниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровней. Путём проб и ошибок, надеясь на успех, с каждым годом победителей среди детей становится всё больше. Сочинения к конкурсам и фестивалям творческих работ: «Лучший урок письма», «Герои Великой Победы», «Читаем, думаем и пишем о России!», «Образ мамы так сердцу дорог!», «Мой папа – защитник Отечества!», конкурсы эссе, стихи на конференциях, победы в фестивале «Корабль детства» - принесли много положительных эмоций учащимся и учителю. Победы в школьных этапах «толкают» детей к следующим этапам и победам на высших уровнях. Вместе с детьми растём и мы, учителя. Сила нашего сотрудничества крепнет от тех новых эмоций, что ощущаешь от победы.
Профессионализм педагога позволяет добиваться высоких результатов в педагогической деятельности и в воспитательном процессе. Я выступаю как организатор учебной деятельности для учащихся, так и помощник- консультант, используя разные формы работы. Очень внимательно слежу за изменениями в современном образовании: изучаю и использую здоровьесберегающие, игровые, информационные технологии, технологии активизации деятельности обучающихся на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
В 2011, 2017 и 2022 годах по итогам муниципального конкурса я награждена Сертификатами на получение поощрения за инновационную деятельность, направленную на развитие образования творчески работающих педагогов образовательных учреждений Бежецкого района. В 2017 году Отделом образования администрации Бежецкого района награждена как победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2017» в номинации «Преданность педагогической профессии». В 2018 году получила свидетельство финалиста Всероссийского конкурса «Современный учитель – 2018» от проекта «Инфоурок». По итогам Всероссийских конкурсов «Профессиональное долголетие современного педагога» в 2020 году награждена Дипломом лауреата за высокое качество представленных материалов, а в 2021 году получила Диплом III степени в номинации «Авторский стиль педагогической деятельности». За достижения в педагогической деятельности Регионального этапа федерального конкурса на присуждение премий лучшим учителям в 2021 году стала победителем по Тверской области.
Обладая определённым опытом работы, делюсь им с коллегами в школьных, районных семинарах, конференциях, педагогических чтениях, регулярно повышаю свою квалификацию, являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Целеустремлённость, настойчивость, способность к аналитическому мышлению, жажда знаний и творческий подход к любимому делу помогают черпать силы и вдохновение для дальнейшей педагогической деятельности и организовывать работу на высоком уровне.