12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Добровольская Наталья Витальевна81 Россия, Новосибирская обл., Новосибирск |
Конкурс «Математическое многоборье»
Автор: Добровольская Наталья Витальевна.
Должность: учитель математики.
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №178».
Место нахождения образовательного учреждения: г. Новосибирск, проспект Дзержинского, 43.
Название работы: Конкурс «Математическое многоборье».
Конкурс «Математическое многоборье».
Конкурс можно проводить для учащихся 7-х классов в конце учебного года (обобщение знаний за курс математики 7-го класса) или для учащихся 8-х классов в начале учебного года (повторение учебного материала за курс математики 7-го класса). При этом можно устроить соревнование внутри класса, например, создав 2 – 3 команды, между классами одной параллели или на районном уровне, собрав команды разных школ.
Подготовка к конкурсу для учащихся включает в себя:
определение составов команд (5-6 человек, включая капитана);
подготовка «визитных карточек » команд (название, девиз, эмблема, информация о составе команды, пожелания соперникам, жюри; выступление – в произвольной форме, с исполнением стихов, песен и др.);
подготовка презентации по теме «История математики» с ограничением числа слайдов и комментариями по ходу её представления, в презентацию предлагается включить 3 вопроса соперникам.
СЛАЙД 1.
ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в конкурсе «Математическое многоборье». Как говорил французский математик XVIII века Симеон Пуассон: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием».
Думаю, что это мнение разделяют все присутствующие. Ведь сегодня здесь собрались те, кто любит математику и получает удовольствие от занятий ею.
СЛАЙД 2.
Многоборье — это вид состязаний, который включает в себя соревнования по нескольким дисциплинам. Сегодня в математическом многоборье (обратите внимание на экран):
визитная карточка;
история математики;
математическая модель;
координатная плоскость;
логический кроссворд;
начальные геометрические сведения;
практическое задание.
Большинство конкурсов связано с оформлением ответов на бланках, в которых в отведённых местах нужно указать название команды и вписать ответы на вопросы. Бланки будут раздавать и собирать рефери (судьи в зале). Так как на каждую дисциплину выделяется определенное время, есть специальный рефери, который следит за регламентом, и по его сигналу бланки ответов забирают и передают жюри.
Для каждого конкурса оговаривается способ оформления ответов, правила оценки, количество заданий и отведённое время.
Будьте внимательны, чтобы не допустить досадных ошибок.
Представляем жюри в составе…
ДИСЦИПЛИНА 1. «Визитная карточка».
Теперь – знакомство с командами, представление капитанов и членов команд. Жюри оценивает содержание и артистизм исполнения «Визитной карточки».
Максимальная оценка – 5 баллов.
Зачётное время – 3 минуты. За превышение времени штраф – 1 балл.
Первый конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 2. «Разминка».
СЛАЙД 3.
ДИСЦИПЛИНА 2. «Разминка». Команда___________________________
№ п/п |
Вопрос |
Ответ | Количество баллов |
1 | Какое целое число делится без остатка на любое натуральное число? | ||
2 | В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? | ||
3 | Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? | ||
4 | Величина в 100 раз меньшая 1 метра. | ||
5 | Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? | ||
6 | К семи прибавить пять. Как правильно словом ответ записать: «одиннадцать» или «одинадцать»? | ||
7 | Сколько процентов составляет 4 от 8? | ||
Всего баллов |
|
| ||||
|
Прежде, чем решать серьёзные задачи, необходимо провести тренировку, для этого и существует конкурс «Разминка».
В конкурсе 7 заданий, за каждый верный ответ – 1 балл.
Зачётное время – 5 минут.
Второй конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 3 . «История математики».
Математика – древняя наука. Чтобы понять её настоящее и будущее, необходимо знать её историю. Следующий конкурс «История математики». Каждая из команд приготовила презентацию из 7 слайдов с комментариями по этой теме и 3 вопроса соперникам.
Максимальная оценка за презентацию с комментариями – 5 баллов. На вопросы команды отвечают устно, по очереди, время на обдумывание ответа – 1 минута, за каждый верный ответ – 1 балл.
Третий конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 4 . «Математическая модель».
Для успешного решения любой задачи очень важно правильно составить её математическую модель.
СЛАЙД 4.
ДИСЦИПЛИНА 4 . «Математическая модель». Команда_________________
№ п/п | Текстовая формулировка | Математическая модель | Количество баллов |
1 | От перемены мест слагаемых а и b их cумма не меняется |
|
|
2 | Разность чисел с и d |
|
|
3 | Квадрат суммы чисел x и y |
|
|
4 | Разность квадратов чисел m и n |
|
|
5 | Для чисел a, b, c, d сумма первых двух чисел равна удвоенной разности двух последних |
|
|
6 | Произведение числа a и суммы чисел b и c |
|
|
7 | Три килограмма яблок стоят столько же, сколько два килограмма груш. При этом известно, 1 кг яблок стоит х р., а 1 кг груш стоит у р. |
|
|
Всего баллов |
|
|
| |||
|
В конкурсе 7 заданий, за каждый верный ответ – 1 балл.
Зачётное время – 5 минут.
Четвёртый конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 5. «Координатная плоскость».
Проверим, как вы умеете ориентироваться в координатах.
СЛАЙД 5.
ДИСЦИПЛИНА 5. «Координатная плоскость». Команда________________
Последовательно по часовой стрелке соедините точки с заданными координатами по возрастанию их номеров, в заключение, от последней точки проведите линию к первой.
1. (5;9) 2. (7;7) 3. (6;7) 4. (8;5) 5. (6;5)
6. (9;2) 7. (6;2) 8.(6;1) 9. (4;1) 10. (4;2)
11. (1;2) 12. (4;5) 13. (2;5) 14. (4;7) 15. (3;7) 16. (5;9)
Точное выполнение всего рисунка – 10 баллов, верное выполнение не менее половины объёма работы – 5 баллов.
Верное выполнение менее половины объёма и неверное выполнение – 0 баллов.
Зачётное время – 3 минуты.
Пятый конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 6. «Логический кроссворд».
Способности к логическому мышлению помогут вам в конкурсе «Логический кроссворд».
В кроссворде – 9 вопросов. Есть подсказка – слово «уравнение» по вертикали.
СЛАЙД 6.
ДИСЦИПЛИНА 6. «Логический кроссворд». Команда __________________
| 1. | У |
|
| |||||||||
| 2. |
|
|
|
| Р |
| ||||||
| 3. |
|
|
| А |
| |||||||
| 4. |
| В |
|
|
|
|
|
| ||||
| 5. |
|
|
|
|
| Н |
|
|
| |||
| 6. |
|
| Е |
|
| |||||||
7. |
|
|
|
|
| Н |
|
|
| ||||
8. |
|
|
|
|
|
| И |
|
| ||||
| 9. |
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
1 . Результат возведения числа в третью степень.
2. Какое слово произошло от слова “ал-джабр”?
3. Как называется знак, с помощью которого записывается число?
4. Два числовых выражения, соединенные знаком “ = ”, образуют
числовое …
5. Как называется запись, состоящая из чисел и букв, соединенных
знаками арифметических действий?
6. Математик – член Петербургской академии наук в XVIII в.
7. Арифметическое действие.
8. Как называется равенство двух отношений?
9. Раздел математики, изучающий числа.
За каждое отгаданное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 9.
Зачётное время – 5 минут.
Шестой конкурс завершён.
ДИСЦИПЛИНА 7. «Начальные геометрические сведения».
В 7 классе вы начали всерьёз заниматься геометрией. Проверим ваши знания в этой области.
СЛАЙД 7.
ДИСЦИПЛИНА 7. «Начальные геометрические сведения».
Команда №________________
№ п/п |
Вопрос |
Ответ | Количество баллов |
1 | Раздел математики, изучающий фигуры и способы их измерения? | ||
2 | Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону. | ||
3 | Как называют рассуждения, с помощью которых устанавливается справедливость математического утверждения? | ||
4 | Сколько прямых углов образуется при пересечении двух перпендикулярных прямых? | ||
5 | Как называется треугольник, у которого равны две стороны? | ||
6 | Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противоположной стороны? | ||
7 | Простейший прибор для измерения углов на местности называется. | ||
Всего баллов |
В конкурсе 7 заданий, за каждый верный ответ – 1 балл.
Зачётное время – 5 минут.
Седьмой конкурс завершён.
Дисциплина 8. «Практическое задание».
Технологические навыки очень пригодятся вам при выполнении практического задания. Задание состоит в изготовлении по готовой, построенной на ватмане, развёртке геометрической фигуры, объёмного геометрического тела.
За успешное выполнение – 5 баллов.
Всё, что требуется для выполнения работы – на столах.
Но, прежде, чем вырезать фигуру, представьте весь процесс изготовления тела, подумайте, что вам обязательно понадобится, чтобы склеить края.
Если работа не будет выполнена, баллы не добавляются.
Зачётное время – 5 минут.
Восьмой конкурс завершён.
Подведение итогов.
Оглашение результатов и награждение участников.
Вспомогательные материалы для оценки ответов.
ДИСЦИПЛИНА 2. «Разминка».
№ п/п | Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
1 | Какое целое число делится без остатка на любое натуральное число? | 0 | 1 балл |
2 | В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? | 3 | 1 балл |
3 | Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? | 12 | 1 балл |
4 | Величина в 100 раз меньшая 1 метра. | сантиметр | 1 балл |
5 | Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? | 3 | 1 балл |
6 | К семи прибавить пять. Как правильно словом ответ записать: «одиннадцать» или «одинадцать»? | двенадцать | 1 балл |
7 | Сколько процентов составляет 4 от 8? | 50% | 1 балл |
Всего баллов | 7 баллов |
ДИСЦИПЛИНА 4 . «Математическая модель»
№ п/п | Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
1 | Раздел математики, изучающий фигуры и способы их измерения? | Геометрия | 1 балл |
2 | Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону. | Высота | 1 балл |
3 | Как называют рассуждения, с помощью которых устанавливается справедливость математического утверждения? | Доказательство | 1 балл |
4 | Сколько прямых углов образуется при пересечении двух перпендикулярных прямых? | 4 | 1 балл |
5 | Как называется треугольник, у которого равны две стороны? | равнобедренный | 1 балл |
6 | Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противоположной стороны? | Медиана | 1 балл |
7 | Простейший прибор для измерения углов на местности называется. | Астролябия | 1 балл |
Всего баллов | 7 баллов |
ДИСЦИПЛИНА 5. «Координатная плоскость».
Точное выполнение всего рисунка – 10 баллов, верное выполнение не менее половины объёма работы – 5 баллов.
Верное выполнение менее половины объёма и неверное выполнение – 0 баллов.
ДИСЦИПЛИНА 6. «Логический кроссворд».
За каждое отгаданное слово – 1 балл.
ДИСЦИПЛИНА 7. «Начальные геометрические сведения».
Каждый верный ответ - 1 балл.
№ п/п | Вопрос | Ответ | Кол-во баллов |
1 | Раздел математики, изучающий фигуры и способы их измерения? | Геометрия | 1 балл |
2 | Как называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону. | Высота | 1 балл |
3 | Как называют рассуждения, с помощью которых устанавливается справедливость математического утверждения? | Доказательство | 1 балл |
4 | Сколько прямых углов образуется при пересечении двух перпендикулярных прямых? | 4 | 1 балл |
5 | Как называется треугольник, у которого равны две стороны? | равнобедренный | 1 балл |
6 | Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противоположной стороны? | Медиана | 1 балл |
7 | Простейший прибор для измерения углов на местности называется. | Астролябия | 1 балл |
Всего баллов | 7 баллов |
Результаты «Математического многоборья».
№ кон-курса п/п | Наименование конкурса | Название команд | |||
|
|
|
| ||
1 | Визитка |
|
|
|
|
2 | Разминка |
|
|
|
|
3 | История математики, всего |
|
|
|
|
в том числе: 1) Презентация |
|
|
|
| |
2) Ответы на вопросы соперника |
|
|
|
| |
4 | Математическая модель |
|
|
|
|
5 | Координатная плоскость |
|
|
|
|
6 | Логический кроссворд |
|
|
|
|
7 | Начальные геометрические сведения |
|
|
|
|
8 | Практическое задание |
|
|
|
|
| Всего баллов |
|
|
|
|
| Присуждаемое место |
|
|
|
|
Подпись Расшифровка
Жюри:_________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
13