Конкурс-игра для учащихся 7 класс «Путешествие по басням Крылова»
Конкурс-игра «Путешествие по басням Крылова»
Класс: 7
Школа: ГОКУ СКШ №1 г. Черемхово
Учитель: Е. А. Ленская
Цели: расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова у учащихся с ОВЗ; проверка знаний о теоретико-литературном понятии «басня»; обогащение словарного запаса учащихся с ОВЗ; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен); воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах через соревновательный момент.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, слайдовая презентация с иллюстрациями басен, плакаты с высказываниями, сигнальные карточки с отметками, сводная таблица отметок, костюмы участников инсценировок.
Ход урока
Организационный момент
Под энергичную музыку дети входят в класс и занимают места.
Вводная беседа.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, конкурс–игра. Дома вы подготовили творческие номера, инсценировки по басням И. А. Крылова, и я предлагаю вам продемонстрировать свое мастерство.
Слайд 1 (Портрет писателя)
- Но перед тем, как мы начнём на конкурс, давайте рассмотрим выражение лица писателя, каким оно нам видится? Что мы можем сказать о человеке?
Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
Таким же мудрым, проницательным и добрым запечатлён баснописец в бронзе.
- Подумайте, о чём идёт речь? (Памятник в Санкт-Петербурге) (Слайд 2)
-Вспомните, чем еще знаменит этот памятник? (Слайд 3 – крупный план постамента)
На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, - изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около «дедушки Крылова» всегда цветы и играющие дети?
Ответы детей.
- Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как от них избавиться, Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что–то новое и важное о себе и о людях.
Чтение детьми 2 и 3 гр. по Воронковой плакатов на доске с высказываниями о Крылове:
«Басни Крылова - книга мудрости самого народа.» (Н.В. Гоголь)
«Он превзошёл всех известных нам баснописцев.» (А.С. Пушкин)
«Кто хочет изучить язык русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (В.Г. Белинский).
Работа над теорией литературы.
- Крылов был драматургом, издателем, но всемирную известность ему принесли басни, которые он написал уже в зрелом возрасте.
Вспомните, сколько басен написал И. А. Крылов? (Им создано более 200 басен. Они сделали Крылова знаменитым уже при жизни).
- Что же такое – басня?
- Басня близка к народному творчеству. Назовите похожие на басню жанры.
(Притча, сказка, пословица, загадка).
- Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, т. е. со страницы книги перешли в нашу речь. Это произошло потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строке передать основную мысль басни, её мораль
- Что такое мораль басни? (Поучение, которое даётся в начале или в конце её).
А сам Крылов о себе говорил (учитель открывает Слайд с высказыванием Крылова):
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
- Какие пороки, что это за пороки, вы скажете в конце урока.
Основная часть
Учитель знакомит учащихся с правилами и этапами конкурса, в которых будут соревноваться учащиеся.
- Конкурс будет проходить в форме путешествия, а станциями будут служить басни, сегодня вы соревнуетесь в чтении двух басен «Слон и Моська» и «Волк и Журавль». На каждой станции можно получить максимальный балл – «5», Этот балл составной – состоит из отметок:
1 – за артистизм,
1 – выразительное чтение,
1 – творческий подход,
2 – балла можно получить за чтение басни наизусть.
- Представляю вам членов жюри, которые будут оценивать ваш труд, они выставляют баллы, а ведущая (учитель) отмечает их в сводной таблице на доске.
Конкурс-игра
(Слайд с 1 станцией «Басня «Слон и Моська»»).
Выступление учащихся, оценки жюри, выставление оценок в сводную таблицу
(Слайд с 1 станцией «Басня «Волк и Журавль»»).
Выступление учащихся, оценки жюри, выставление оценок в сводную таблицу
Подведение итогов
- Пока наше жюри считает ваши оценки, мы подведем итог. Кто вспомнит, ребята, какой вопрос я задала перед путешествием? (Назвать пороки, которые писатель высмеивает прочитанных баснях)
Ответы детей (гордыня, важность, жадность)
А какую мораль мы сумели разглядеть в этих баснях? (краткий анализ басен)
Подсчёт результатов. Награждение
-Вот, наше жюри подсчитало оценки. Я озвучу результаты и вручу вам грамоты и призы за 1, 2 и 3 место. А все остальные получат утешительные призы и грамоты за участие.
Фото на память