Конкурсная работа





на тему:

«Профилактика девиантного поведения среди дошкольников»





МАДОУ «Детский сад №9

«Красная шапочка»

Московская область

г. Зарайск

Музыкальный руководитель:

Васильева Татьяна

Васильевна
















                                                       Декабрь 2020






                                                               План





1.Виды девиантного поведения у детей дошкольного возраста.

2.Профилактика и коррекция детской лживости.

3.Специфические особенности воровства у дошкольников.

4.Типичные ошибки родителей при формировании правильных понятий у детей.

5.Действия взрослых на присвоения ребёнком чужой вещи.

6. Борьба со сквернословием у дошкольников.

7.Причины агрессивного поведения дошкольников.

8. Методы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.

9. Пример проекта, направленного на профилактику и предупреждение правонарушений у детей дошкольного возраста.

10. Список электронных ресурсов и литературы.



Психологи (Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И.), утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в дошкольном возрасте.

1.У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого (девиантного) поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).

Причин возникновения такого поведения множество: генетически обусловленные предпосылки, психоневрологические нарушения, снижение уровня общей и коммуникативной культуры в современном обществе в целом, ошибки воспитания. Не касаясь медицинских аспектов проблемы и не пытаясь решить «глобальные» вопросы, постараемся рассмотреть эти формы поведения с точки зрения помощи страдающему ребёнку. Именно страдающему, так как здоровый, психологически благополучный ребёнок не осложняет жизнь себе и окружающим разного рода девиациями.

Говоря о проблеме детской лжи, следует сначала разграничить такие понятия, как «ложь» и «фантазирование».

2.Для профилактики и коррекции детской лживости следует соблюдать следующие правила;

не давать ребёнку обещаний, которые заведомо не будут выполнены;

не скрывать своей неосведомлённости в каком-либо вопросе;

не обманывать ребёнка;

не запугивать ребёнка угрозами;

не предъявлять к ребёнку завышенных требований;

уделять ребёнку достаточно любви и заботы, но не делать из него «центр вселенной»;

не подавать ребёнку примеров лживого и лицемерного поведения;

не обвинять в чём-либо ребёнка, не выслушав его и не выяснив всех обстоятельств. Там, где есть доверие, нет места лжи.

3.Такое явление, как воровство имеет в дошкольном возрасте свою специфику.

Выделяют следующие мотивы воровства, свойственные дошкольникам:

желание владеть какой-либо вещью:

желание сделать подарок кому-то.

желание владеть какой-либо вещью, чтобы привлечь к себе внимание сверстников;

месть за что-то владельцу вещи.

4.Можно выделить типичные ошибки родителей:

непоследовательность воспитательных воздействий (сегодня можно, завтра нельзя, вчера наказали за что-то , а сегодня то же самое «сошло с рук»);

несогласованность действий взрослых, например родителей и бабушки с дедушкой, мамы и папы, семьи и ДОУ. Одно и то же действие оценивается по-разному разными людьми, что мешает формированию у ребёнка нравственных понятий;

«двойная мораль». Ребёнку говорят, что нельзя брать чужое, а родители приносят с работы разные «нужные в хозяйстве» вещи;

вседозволенность. Ребёнок не понимает, что такое «нельзя»;

постоянные запреты в сочетании с тотальным контролем.

5.Что же делать, если ребёнок присвоил чужую вещь?

Прежде всего, должен выяснить истинную причину воровства и постараться довести её до сознания родителей, убедить их пересмотреть и изменить стиль общения с ребёнком, научить адекватно реагировать в этой непростой ситуации:

справиться с собственным гневом, взять себя в руки, иначе разговора не получится;

не прибегать к физическому наказанию;

высказать отрицательную оценку действиям (но не личности!) ребёнка: «Я огорчена твоим поступком!» (а не: «Ты плохой мальчишка!»), с конкретным запретом на воровство: «Чужие вещи брать без разрешения нельзя»;

не навешивать «ярлыков», так как любой «ярлык» вызывает соответствующее ему поведение. У ребёнка не должно возникнуть ассоциации себя со словом «вор». Он поступил неправильно, но он продолжает оставаться хорошим. Дошкольнику просто необходима высокая самооценка;

помочь ребёнку понять чувства и переживания человека, у которого он взял вещь, встать на его место: «Что бы ты чувствовал, если бы у тебя взяли любимую игрушку?»;

помочь осознать, что любое воровство, независимо от цели — это плохо.

Злословие и сквернословие довольно широко распространены в детской среде, в том числе и у дошкольников.

6.Для борьбы со сквернословием взрослым необходимо запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка.

Показать ребёнку своё неприятие мата: «Мне неприятно слышать такие слова», «У нас в семье (в садике) так не говорят». Фраза: «Рано тебе ещё такие слова говорить», - для дошкольника, понимающего всё дословно, означает, что так нельзя говорить только маленьким, а большим можно, и он начинает щеголять нецензурными выражениями, показывая, что уже большой;

постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;

7.Ещё одна форма асоциального поведения, свойственная дошкольникам — это агрессивные действия по отношению к окружающим. Порой агрессию проявляют и достаточно благополучные дети.

Причины агрессивного поведения дошкольников разнообразны:

усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят , как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;

дефицит родительского внимания;

стремление к лидерству в группе;

недостаток двигательной активности;

низкий уровень развития коммуникативных навыков;

тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;

косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера.

Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:

желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;

ревность;

замечание воспитателя или наказание;

голод;

утомление;

скука и др.

8.В зависимости от причин агрессивности подбираются соответствующие методы коррекции:

улучшение психологического климата в семье;

демонстрация взрослыми бесконфликтного поведения;

исключение физических наказаний;

безусловное принятие ребёнка;

налаживание эмоционального контакта;

накопление опыта «совместной радости»

предоставление возможности отреагировать возникшее нервное напряжение с помощью подвижных игр, физических упражнений.

Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.

9.Приведём пример проекта, направленного на профилактику и предотвращение правонарушений у детей дошкольного возраста, который реализован в нашем МАДОУ в период с 2019 – 2020 уч. г.:

Цели проекта:

Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений у детей дошкольного возраста;

Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации проекта: 2019-2020 уч./годы

Задачи проекта:

Повышение уровня воспитательной – профилактической работы с воспитанниками подготовительной группы в образовательном учреждении;

Защита прав и законных интересов воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки воспитанников;

Осуществление индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

Осуществление консультативно-профилактической работы среди воспитанников, педагогических работников, родителей.

Развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

стабилизация числа «трудных» детей дошкольного возраста;

преодоление тенденции роста числа правонарушений, совершённых детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Детская безнадзорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

массовое нарушение прав детей;

омоложение преступности;

увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики был создан данный проект.

Содержание проекта:

Проект содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с воспитанниками, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой воспитанников «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей воспитанников, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек дошкольников, их взаимоотношений с педагогами ДОУ.

Профилактическая работа с дошкольниками включает:

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с воспитанниками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему специальных занятий, общесадовских и внесадовских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у воспитанников представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с воспитанниками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути, профилактике противоправного поведения , толерантное воспитание, пропаганде ЗОЖ.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия ДОУ и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общесадовских мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики ДОУ, посещение семей.

Проект реализует администрация ДОУ (с привлечением заинтересованных ведомств), воспитатели группы, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию.

В целях профилактики безнадзорности в ДОУ работают разнообразные кружки и секции, проводится большое количество мероприятий нравственно-правовой тематики воспитателями и другими педагогами ДОУ.

Правовая основа проекта:

Правовую основу проекта профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста составляют:

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Указы Президента РФ;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.



Этапы реализации проекта:



этап

содержание деятельности

сроки

I этап

Диагностический

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса

2) диагностика личностных качеств, интересов воспитанников, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

сентябрь 2019

II этап

Прогностический

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа воспитателей подготовительной группы: определение роли творческих дел в жизни группы, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора воспитанниками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь 2019 г.

III этап

Организационный

1) Совместное с воспитанниками планирование жизни группы на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы,

3) развитие группового коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

сентябрь (ежегодно)


IV этап

Практический

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление групповых традиций,

4) усиление внимания к развитию личности воспитываемых,

5) отработка единой воспитательной системы группы,

6) анализ результатов мониторинга

воспитательной работы.

I полугодие



V этап

Обобщающий, демонстрационный.

1) Создание новой социальной среды в групповой работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию.

2) развитие и совершенствование воспитательной системы в группе,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий.

II полугодие

I этап. Подготовительный

2019-2020 учебный год

совершенствование нормативно – правовой базы;

определение стратегии и тактики деятельности;

--формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса;

совершенствование нормативно – правовой базы;

определение стратегии и тактики деятельности;

укрепление межведомственного сотрудничества;

обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;

разработки методик и проведение в ДОУ социологического исследования детей, педагогов, родителей, направленного на профилактику правонарушений;

поиск форм и методов вовлечения воспитанников в дополнительную деятельность.

II этап. Внедрение

2019-2020 учебный год

создание группы по организации дополнительной деятельности;

оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

использование в учебно-воспитательном процессе ДОУ личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.

III этап. Отслеживание и анализ результатов

2019-2020 учебный год

обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;

соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;

определение перспектив развития ДОУ в этом направлении.

10. Список электронных ресурсов и литературы:

1.Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки . − Режим доступа: http://control.edu.gov.kz/ru/content/закон-рк-об-образовании (дата обращения: 2.12.2017)

.2. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения [Электронный ресурс] / РЕСУРС Информационный портал. − Режим доступа: http://edu.resurs.kz/elegal/standarty-obrazovaniya (дата обращения: 2.12.2017).

3. Володин, А.А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационные условия» [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Кибер Ленинка. — Режим доступа: file:///analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskieusloviya.pdf (дата обращения: 2.12.2017).
4.Л. В. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 307-313. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53834/ (дата обращения: 06.11.2020).

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2004 г.

6. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования,2002. .

7.Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С- Пб., 2-8 октября 2004.

8.Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005. Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение.- М., 2006. С. 376.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2000.

10. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой.- М., 1999. 245-247 с.

11.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С - Пб., 2008.

12.Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.

13.Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1990.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.