Конкурсная работа «Профилактика девиантного поведения у дошкольников»
на тему:
«Профилактика девиантного поведения среди дошкольников»
МАДОУ «Детский сад №9
«Красная шапочка»
Московская область
г. Зарайск
Музыкальный руководитель:
Васильева Татьяна
Васильевна
Декабрь 2020
План
1.Виды девиантного поведения у детей дошкольного возраста.
2.Профилактика и коррекция детской лживости.
3.Специфические особенности воровства у дошкольников.
4.Типичные ошибки родителей при формировании правильных понятий у детей.
5.Действия взрослых на присвоения ребёнком чужой вещи.
6. Борьба со сквернословием у дошкольников.
7.Причины агрессивного поведения дошкольников.
8. Методы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.
9. Пример проекта, направленного на профилактику и предупреждение правонарушений у детей дошкольного возраста.
10. Список электронных ресурсов и литературы.
Психологи (Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И.), утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться в дошкольном возрасте.
1.У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого (девиантного) поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются).
Причин возникновения такого поведения множество: генетически обусловленные предпосылки, психоневрологические нарушения, снижение уровня общей и коммуникативной культуры в современном обществе в целом, ошибки воспитания. Не касаясь медицинских аспектов проблемы и не пытаясь решить «глобальные» вопросы, постараемся рассмотреть эти формы поведения с точки зрения помощи страдающему ребёнку. Именно страдающему, так как здоровый, психологически благополучный ребёнок не осложняет жизнь себе и окружающим разного рода девиациями.
Говоря о проблеме детской лжи, следует сначала разграничить такие понятия, как «ложь» и «фантазирование».
2.Для профилактики и коррекции детской лживости следует соблюдать следующие правила;
● не давать ребёнку обещаний, которые заведомо не будут выполнены;
● не скрывать своей неосведомлённости в каком-либо вопросе;
● не обманывать ребёнка;
● не запугивать ребёнка угрозами;
● не предъявлять к ребёнку завышенных требований;
● уделять ребёнку достаточно любви и заботы, но не делать из него «центр вселенной»;
● не подавать ребёнку примеров лживого и лицемерного поведения;
● не обвинять в чём-либо ребёнка, не выслушав его и не выяснив всех обстоятельств. Там, где есть доверие, нет места лжи.
3.Такое явление, как воровство имеет в дошкольном возрасте свою специфику.
Выделяют следующие мотивы воровства, свойственные дошкольникам:
желание владеть какой-либо вещью:
желание сделать подарок кому-то.
желание владеть какой-либо вещью, чтобы привлечь к себе внимание сверстников;
месть за что-то владельцу вещи.
4.Можно выделить типичные ошибки родителей:
– непоследовательность воспитательных воздействий (сегодня можно, завтра нельзя, вчера наказали за что-то , а сегодня то же самое «сошло с рук»);
– несогласованность действий взрослых, например родителей и бабушки с дедушкой, мамы и папы, семьи и ДОУ. Одно и то же действие оценивается по-разному разными людьми, что мешает формированию у ребёнка нравственных понятий;
– «двойная мораль». Ребёнку говорят, что нельзя брать чужое, а родители приносят с работы разные «нужные в хозяйстве» вещи;
– вседозволенность. Ребёнок не понимает, что такое «нельзя»;
– постоянные запреты в сочетании с тотальным контролем.
5.Что же делать, если ребёнок присвоил чужую вещь?
Прежде всего, должен выяснить истинную причину воровства и постараться довести её до сознания родителей, убедить их пересмотреть и изменить стиль общения с ребёнком, научить адекватно реагировать в этой непростой ситуации:
● справиться с собственным гневом, взять себя в руки, иначе разговора не получится;
● не прибегать к физическому наказанию;
● высказать отрицательную оценку действиям (но не личности!) ребёнка: «Я огорчена твоим поступком!» (а не: «Ты плохой мальчишка!»), с конкретным запретом на воровство: «Чужие вещи брать без разрешения нельзя»;
● не навешивать «ярлыков», так как любой «ярлык» вызывает соответствующее ему поведение. У ребёнка не должно возникнуть ассоциации себя со словом «вор». Он поступил неправильно, но он продолжает оставаться хорошим. Дошкольнику просто необходима высокая самооценка;
● помочь ребёнку понять чувства и переживания человека, у которого он взял вещь, встать на его место: «Что бы ты чувствовал, если бы у тебя взяли любимую игрушку?»;
● помочь осознать, что любое воровство, независимо от цели — это плохо.
Злословие и сквернословие довольно широко распространены в детской среде, в том числе и у дошкольников.
6.Для борьбы со сквернословием взрослым необходимо запастись терпением, так как это трудноискоренимая привычка.
● Показать ребёнку своё неприятие мата: «Мне неприятно слышать такие слова», «У нас в семье (в садике) так не говорят». Фраза: «Рано тебе ещё такие слова говорить», - для дошкольника, понимающего всё дословно, означает, что так нельзя говорить только маленьким, а большим можно, и он начинает щеголять нецензурными выражениями, показывая, что уже большой;
● постараться научить ребёнка выражать свои негативные эмоции в приемлемых выражениях;
7.Ещё одна форма асоциального поведения, свойственная дошкольникам — это агрессивные действия по отношению к окружающим. Порой агрессию проявляют и достаточно благополучные дети.
Причины агрессивного поведения дошкольников разнообразны:
усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят , как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;
дефицит родительского внимания;
стремление к лидерству в группе;
недостаток двигательной активности;
низкий уровень развития коммуникативных навыков;
тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера.
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;
замечание воспитателя или наказание;
голод;
утомление;
скука и др.
8.В зависимости от причин агрессивности подбираются соответствующие методы коррекции:
● улучшение психологического климата в семье;
● демонстрация взрослыми бесконфликтного поведения;
● исключение физических наказаний;
● безусловное принятие ребёнка;
● налаживание эмоционального контакта;
● накопление опыта «совместной радости»
● предоставление возможности отреагировать возникшее нервное напряжение с помощью подвижных игр, физических упражнений.
Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.
9.Приведём пример проекта, направленного на профилактику и предотвращение правонарушений у детей дошкольного возраста, который реализован в нашем МАДОУ в период с 2019 – 2020 уч. г.:
Цели проекта:
Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений у детей дошкольного возраста;
Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста.
Сроки реализации проекта: 2019-2020 уч./годы
Задачи проекта:
Повышение уровня воспитательной – профилактической работы с воспитанниками подготовительной группы в образовательном учреждении;
Защита прав и законных интересов воспитанников, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки воспитанников;
Осуществление индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
Осуществление консультативно-профилактической работы среди воспитанников, педагогических работников, родителей.
Развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
стабилизация числа «трудных» детей дошкольного возраста;
преодоление тенденции роста числа правонарушений, совершённых детьми дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Детская безнадзорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовое нарушение прав детей;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики был создан данный проект.
Содержание проекта:
Проект содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с воспитанниками, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, осуществление систематической работы с картотекой воспитанников «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей воспитанников, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек дошкольников, их взаимоотношений с педагогами ДОУ.
Профилактическая работа с дошкольниками включает:
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с воспитанниками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему специальных занятий, общесадовских и внесадовских мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у воспитанников представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с воспитанниками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути, профилактике противоправного поведения , толерантное воспитание, пропаганде ЗОЖ.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия ДОУ и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общесадовских мероприятий с детьми и родителями, работу Совета профилактики ДОУ, посещение семей.
Проект реализует администрация ДОУ (с привлечением заинтересованных ведомств), воспитатели группы, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физическому воспитанию.
В целях профилактики безнадзорности в ДОУ работают разнообразные кружки и секции, проводится большое количество мероприятий нравственно-правовой тематики воспитателями и другими педагогами ДОУ.
Правовая основа проекта:
Правовую основу проекта профилактики правонарушений у детей дошкольного возраста составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Этапы реализации проекта:
этап | содержание деятельности | сроки |
I этап Диагностический | 1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса 2) диагностика личностных качеств, интересов воспитанников, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы. | сентябрь 2019 |
II этап Прогностический | 1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия, 2) предварительная работа воспитателей подготовительной группы: определение роли творческих дел в жизни группы, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора воспитанниками построения перспективы возможного творческого дела. | сентябрь 2019 г. |
III этап Организационный | 1) Совместное с воспитанниками планирование жизни группы на значительную перспективу (учебный год), 2) реализация концепции программы, 3) развитие группового коллектива, рождение коллективных традиций, 4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания. | сентябрь (ежегодно) |
IV этап Практический | 1) Создание системы воспитательной работы, 2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы, 3) укрепление и накопление групповых традиций, 4) усиление внимания к развитию личности воспитываемых, 5) отработка единой воспитательной системы группы, 6) анализ результатов мониторинга воспитательной работы. | I полугодие
|
V этап Обобщающий, демонстрационный. | 1) Создание новой социальной среды в групповой работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию. 2) развитие и совершенствование воспитательной системы в группе, 3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий. | II полугодие |
I этап. Подготовительный
2019-2020 учебный год
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
--формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса;
– совершенствование нормативно – правовой базы;
– определение стратегии и тактики деятельности;
– укрепление межведомственного сотрудничества;
– обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений;
– разработки методик и проведение в ДОУ социологического исследования детей, педагогов, родителей, направленного на профилактику правонарушений;
– поиск форм и методов вовлечения воспитанников в дополнительную деятельность.
II этап. Внедрение
2019-2020 учебный год
– создание группы по организации дополнительной деятельности;
– оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– использование в учебно-воспитательном процессе ДОУ личностно-ориентированных приемов и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения.
III этап. Отслеживание и анализ результатов
2019-2020 учебный год
– обработка и интерпретация полученной в ходе реализации проекта информации;
– соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;
– определение перспектив развития ДОУ в этом направлении.
10. Список электронных ресурсов и литературы:
1.Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК[Электронный ресурс] / Министерство образования и науки . − Режим доступа: http://control.edu.gov.kz/ru/content/закон-рк-об-образовании (дата обращения: 2.12.2017)
.2. Государственный общеобразовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения [Электронный ресурс] / РЕСУРС Информационный портал. − Режим доступа: http://edu.resurs.kz/elegal/standarty-obrazovaniya (дата обращения: 2.12.2017).
3. Володин, А.А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «организационные условия» [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека Кибер Ленинка. — Режим доступа: file:///analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskieusloviya.pdf (дата обращения: 2.12.2017).
4.Л. В. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 307-313. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53834/ (дата обращения: 06.11.2020).
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии // Социальное здоровье России, 2004 г.
6. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования,2002. .
7.Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С- Пб., 2-8 октября 2004.
8.Киселева Г.Г. Основы социально-культурной деятельности. М., 2005. Ковалев А.И., Социализация личности: норма и отклонение.- М., 2006. С. 376.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2000.
10. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой.- М., 1999. 245-247 с.
11.Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. С - Пб., 2008.
12.Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.
13.Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1990.