Конспект детско-родительского занятия «Волшебные превращения»
Автор: педагог-психолог Фомина Елена Владиславовна
Конспект детско-родительского занятия
«ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ»
Цель: гармонизация взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок»
Задачи:
- способствовать сплочению группы, снятию психоэмоционального напряжения;
- способствовать установлению доверительных отношений между взрослым и ребенком;
- совершенствовать коммуникативные навыки, внедряя формы невербального общения;
- развивать способности конструктивного взаимодействия;
- дать родителям возможность наблюдать за своим ребенком со стороны;
-развивать внимания, воображения, двигательную координацию движения;
- повышать самооценку ребенка.
Продолжительность занятия: 45 мин.
Участники: родители и дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет),
6-8 пар – мама (папа) – ребенок.
Методы работы используемые в занятии: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия.
Оборудование: Магнитофон, аудио-запись спокойной музыки, мягкая игрушка сердечко, покрывало или достаточно большой кусок плотной ткани, канат, три дорожки: (кусочек ткани, кочки резиновые, аппликаторы Кузнецова), повязки на глаза.
Место проведения: музыкальный зал
План занятия
Вводная часть. Приветствие
1. Упражнение «Знакомство»
Основная часть
2. Упражнение «Волшебный ковер»
3.Упражнение «Яйцо».
4.Упражнение «Послушный-непослушный»
5.Игра “Коршун”
6. Упражнение «Три дороги»
7. Игра «Заколдованный лес»
8. Игра «Волшебные водоросли»
9. Упражнение «Разговор с руками»
10. Игра «Проход по краю пропасти»
11. Упражнение «Чаша добра»
Заключительная часть
12.Возвращение
13. Рефлексия
Ход занятия
1.Организационный момент
Звучит спокойная музыка. Родители и дети рассаживаются по кругу.
Психолог: Добрый вечер уважаемые родители, дети! Спасибо за то, что вы нашли время и пришли на нашу встречу. Наше занятие называется «Волшебные превращения».
Все мы нуждаемся в любви. Большинство родителей искренне любят своих детей. Но быть искренним мало. Нужно найти общий язык. Беда в том, что мы часто говорим на разных языках. Гэри Чепмен популярный американский автор книг о психологии взаимоотношений выделил 5 основных способов выражения эмоциональной любви - это время, подарки, помощь (язык служения, язык действий), слова поощрения, физические прикосновения.
Сегодня мы с вами будем общаться «языками любви».
2.Основная часть.
1.Упражнение «Знакомство»
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Психолог: Для начала давайте познакомимся и лучше узнаем друг друга. Сейчас каждый ребенок представит свою маму, расскажет, как её зовут, какая она, что любит делать, что ей нравиться, что не нравиться. А мама расскажет о своем ребёнке, как она называет его ласково, какой он.
Говорит тот, у кого в руках сердечко.
Психолог: Вот мы и познакомились. Ребята, а вы любите путешествовать?
Ответ детей.- Да
-Как вы думаете путешествовать лучше одному или с мамой?
Ответ детей: с мамой
Психолог: Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по волшебной стране. Пора в путь!
2.Упражнение «Волшебный ковер»
Психолог: Давайте подойдём к ковру и сядем вокруг него, возьмемся за его края, поднимем его над землёй, на уровне колен и натянем.
Этот ковёр не простой, а волшебный он поможет нам отправиться в волшебную страну. Для того чтобы отправиться в путешествия нам надо набраться волшебной силы, которая пригодиться нам в путешествии.
Сейчас каждый из детей по очереди будет ходить по ковру и напитается волшебной силой. (дети по очереди ходят по ковру, который чуть приподнят над полом)
Психолог: Дорогие родители, как вы думаете, а что нам дает волшебную силу? (ответы родителей)
Психолог: Эту силу дает нам любовь, забота, поддержка, ласковое слово.
А теперь закроем глаза и скажем волшебные слова….
Раз, два, три! – в волшебную страну ты нас перенеси.
Ковер перенес нас в волшебную страну. И все дети превратились в птенчиков.
3.Упражнение «Яйцо».
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувство безопасности и доверия.
Звучит спокойная музыка.
Психолог: Ребята, вы маленькие цыплята, и сейчас будете вылупляться из своего яйца на свет. Ваши мамы будут играть роль яичка (скорлупы).
Сядьте на пол, притянет коленки к себе и обхватит их, спрячьте голову в колени. Мамочки садятся сзади своего чада и обхватывают его руками и ногами.
Психолог: « Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.»
После прочтения текста «цыпленок» начинает «вылупляться», преодолевая прочность «скорлупы».
4. Упражнение «Послушный-непослушный»
Цель: психоэмоциональная разрядка.
Мамы сидят на ковре, дети — спиной к ним, между ногами.
Психолог: Цыплята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда цыпленок непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда цыпленок послушный, мама его гладит по головке, обнимает.
Выполняется по команде.
5.Игра “Коршун”
Цель: развитие чувства безопасности.
Психолог: Решили цыплята погулять, вышли из своих домиков.
Звучит веселая музыка.
Мамы-домики стоят произвольно. Дети-цыплята бегают, прыгают, веселятся. Коршун — ведущий — спит. Когда коршун выходит на охоту, цыплята прячутся в домики. Повторить 3–4 раза.
Психолог: Отправились цыплята дальше путешествовать. Смотрят перед ними три дороги.
6.Упражнение «Три дороги»
Психолог: Посмотрите, перед нами три дороги. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусочек ткани).
Вторая дорога труднее - она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель. Эта дорога дает идущему по ней больше сил, чем первая («резиновые кочки»).
Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова). Эта дорога даёт силу огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вы выберете. Когда пойдёте по своей дороге - прислушайтесь к себе, почувствуйте, как от ступней до макушки ваше тело наполняется волшебной силой.
Дети по очереди идут по выбранной дороге, а родители и психолог отмечает для себя, кто какой путь избрал.
Психолог: очутились мы с вами в заколдованном лесу (дети и родители встают в круг)
7.Игра «Заколдованный лес»
Злой волшебник разлучить маму и её ребёнка, он сделал так, что они там потерялись. Они не видят друг друга, только слышат. Можно звать друг друга, издавая еле слышные звуки: жужжать-ЖЖЖЖ, Гудеть –УУУ. Когда один издаёт звук, другой должен ответить ему своим звуком. Звуки помогают им найтись.( Маме и ребенку надевают на глаза повязку. Пары ищут друг друга)
Психолог: Расколдовали мы чары злого волшебника, и вышли мы с вами на поляну. На этой поляне есть озеро.
8.Игра «Волшебные водоросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
В озере можно умыться, побрызгать водичкой друг на друга, поплескать ладошками. А в озере есть волшебные водоросли. Давайте станем ими, наши ноги превратятся в корни, они прочно вросли в озерное дно, а руки слегка шевелятся в воде. Крепко возьмем друг друга за руки. Водоросли ничего не слышат, но понимают язык прикосновений. Если водолаз захочет войти в их круг, он должен ласково и по-доброму попросить водоросли пропустить его – без слов, прикоснувшись к ним. Грубого водолаза водоросли не пропустят в круг.
Дети по очереди становятся водолазами, пробуют войти в круг водорослей, по-разному прикасаясь к ним, родители помогают и подсказывают.
Психолог: Водоросли любят играть. Давайте сядем удобно напротив друг друга в паре так, чтобы ваши руки могли встретиться. Поздоровайтесь друг с другом руками
9.Упражнение «Разговор с руками»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
«Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.
Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.
Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.
Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго – вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
Попрощаться с партнером безымянными пальцами.
Сначала только правой рукой, затем левой рукой.
Психолог: Мы познакомились с волшебными водорослями, а теперь отправимся дальше в путь.
10.Игра «Проход по краю пропасти»
Психолог: Нам надо аккуратно пройти по ущелью и не упасть в пропасть. Родители стоят тесным рядом вдоль «края пропасти» (На полу раскладывается канат), дети осторожно, лицом к родителям, держась за них, проходят «над обрывом» (по канату). Родители поддерживают детей и помогают им.
Психолог: Пройдя пропасть, мы очутились на солнечной поляне.
11. Упражнение «Чаша добра»
Цель: активизация творческого мышления, воображения и фантазии.
Встанем в круг, представим себе, что посреди поляны находится огромная чаша. Мысленно наполним ее до краев своей добротой, соберем в нее все солнечные лучики, все волшебные дождинки, добрые улыбки, приветливые слова, веселье, смех, нежные прикосновения. Поднимем ее над головой – и …выльем чашу на себя!
Наше волшебное путешествие закончилось, мы выходим из волшебной страны, но все чувства берем с собой.
3.Завершающий этап. Рефлексия.
12. Возвращение
Психолог: Давайте подойдем к нашему волшебному ковру, возьмемся за его края закроем глаза и скажем волшебные слова…
Раз, два, три! – в детский сад ты нас перенеси.
Открываем глазки.
13. Рефлексия
Психолог: Мы с вами совершили волшебное путешествие. Наше занятие называлось Волшебные превращения. Вам понравилось путешествовать по волшебной стране? Кто вспомнит, во что мы превращались?
Дети и мамы делятся впечатлениями и чувствами от занятия, говорят о том, что больше всего понравилось, больше всего запомнилось.
Литература:
1.Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М.: Книголюб. 2002.
2.Ганичева И.В.Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). М.: "Издательство: Книголюб, 2008 г.
3.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
4.Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2001.
5.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
6